ГДЕ ПОХОРОНЕН ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Могила Л. Н. Толстого

В последние годы жизни Толстой неоднократно высказывал просьбу похоронить его в лесу Старом Заказе, на краю оврага, на «месте зеленой палочки». Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями».

От родового гнезда до музея. Кто и как сохранял Ясную Поляну

Остается лишь найти зеленую палочку, зарытую на краю оврага. На ней тайна и записана. Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо вместе «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого». К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях.

Старый Заказ

Как и Чепыж, этот лес является частью «засечных» лесов. Предполагается, что свое название он получил еще во времена деда Л. Н. Толстого, князя Н. С. Волконского, запрещавшего рубку деревьев в этих лесах. В 1863 – 64 гг. уже при Л. Н. Толстом этот лес все же был вырублен, но после этого уже никогда не рубился. Здесь, на краю оврага, находится могила Л. Н. Толстого.

Красный сад

Красный сад – сад, находящийся рядом с домом Толстого.

Развилка

Чепыж

Это название относится к дубовому лесу, начинающемуся за «Красным садом». Чепыж является частью исторических Тульских засек. Толстой любил выбирать эти места для своих ежедневных прогулок. По преданию в «избушке на столбах», выстроенной на заросшей теперь поляне в западной части массива, был одно время устроен им и рабочий «кабинет».

Молодой сад

Молодой сад посажен в начале 80-х годов XIX века. В саду и сейчас еще растут и дают плоды те старые яблони, что посажены Толстым.

Павильон

Между флигелем Кузминских и домом Толстого находится небольшой, окрашенный голубой краской деревянный домик с тесовой крышей, носящий название «павильон». Он построен в 1888 году. В «павильоне» жили в летнее время гости Ясной Поляны, в том числе художники И. Е. Репин и Н. Н. Ге.

Источек

Арковский верх

Возраст некоторых дубов в этом лесу – 180 лет. Дубы «арковского верха» – свидетели всей жизни Л. Н. Толстого. В этих местах Лев Николаевич охотился на волков.

Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 254;

ЛЕВ ТОЛСТОЙ КАК ЗЕРКАЛО ТРОЛЛЕЙ

Лев Толстой – культовый персонаж российской интеллигенции. Еще в детстве Елена Сергеевна полюбила его знаменитые романы. Затруднялась, правда, по поводу всесоюзного сочинения «Толстой как зеркало русской революции»… Ну, раз так Ленин назвал, и раз так задали, то надо что-то писать…

Лет в двенадцать как-то повезли ее в Ясную Поляну. Поклониться могиле великого русского писателя. Могила эта, холмик без креста, произвела гнетущее впечатление. (Почему же его закопали как нашего Дружка, которого застрелил пьяный генерал?) Конечно, не знала тогда пионерка Леночка, что сам Толстой завещал похоронить себя без «так называемого богослужения, а зарыть тело так, чтобы оно не воняло». Так и зарыли. Как собаку. И, словно над самоубийцей, не поставили креста. Что ж, духовным самоубийцей он и был.

Могила стала, конечно, местом поклонения. Обнаружила все признаки религиозного памятника. Вскоре после смерти графа, 28 августа 1911 года, приехал сюда его верный ученик Бирюков с товарищами. Возложили цветы. Десятилетний сын Бирюкова нагнулся, чтобы поправить их, и вдруг громко вскрикнул. Отец с ужасом увидел, что правая рука ребенка обвита гадюкой, укусившей мальчика… Гадюки в здешних местах не замечены, установило расследование, и появление серой змеи в три четверти аршина длиной является загадкой. Тогда же была обнаружена змеиная нора в могиле писателя.

Пресмыкающаяся «мудрость» этого грешника еще долго будет жалить и из гроба.

Нет, недаром Ленин почти ласково называл Толстого зеркалом русской революции. Вообще между этими двумя персонажами существует любопытная связь, сотканная из целой серии совпадений (?). В «Анне Карениной» прообраз революционных бесов, «новый человек», склонный к самоубийству интеллигент, находящий «якорь спасения» в революции, носит фамилию Левин. Таков был один из первых псевдонимов Ленина. Слишком откровенный, указывающий на левитские корни (как и фамилия К. Маркса – Леви). В ранней же редакции романа этот Левин назван Николаем Лениным. Таков, как известно, следующий псевдоним «вождя мирового пролетариата» и будущего «кадавра».

В школьных и институтских программах всегда умалчивалось, что Толстой был не просто литератором.

Могила Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне

Он ведь замахивался на создание собственной религии. Якобы христианской, но без Христа. Чего стоит собранный им том различных «поучений» – из всех религиозных традиций и из всевозможных философов. В этих вполне экуменичных «четьях минеях» предписывается, какую «мудрость» надо читать в тот или иной день года. (9-3).

А вот запись в дневнике писателя от 20 апреля 1889 года. Она гудит псевдопророческим набатом: «Созревает в мире новое миросозерцание и движение, и как будто от меня требуется участие – провозглашение его. Точно я для этого нарочно сделан тем, что я есмь с моей репутацией, – сделан колоколом».

Поистине мессианские амбиции! Их развивал в Толстом некий голос. Вот запись от 25 мая того же года: «Ночью слышал ГОЛОС, требующий обличения заблуждений мира. Нынешней ночью ГОЛОС говорил мне, что настало время обличать зло мира… Нельзя медлить и откладывать. Нечего бояться, нечего обдумывать, как и что сказать».

«Зло мира»… Симптом «внутреннего голоса» выдает в Толстом бесноватого. Не случайно Победоносцев писал о его богоборчестве так: словно бес овладел им.

Богохульник скакал по яснополянским окрестностям на гнедом жеребце, которого назвал Бесом. А невидимый бес сидел за спиной графа. Как на древней печати рыцарей-храмовников – два всадника на одном коне. Что ж, давний предок писателя и принадлежал к тамплиерскому роду. Шарахнувшись от костра инквизиции, он в XIV веке прибыл на Русь. И страшный крик Жака де Моле, его вопль из пламени: «Отмщение, Адонаи, отмщение!», – через столетия зазвучал в душе тамплиерского потомка.

К началу XX века получил Лев Николаевич и специфическую интеллектуальную подготовку. Она началась с его желания изучать еврейский язык. (Словно сподвижники Новикова нашептали ему). Учителем стал московский раввин Соломон Моисеевич Минор (настоящая фамилия Залкинд).

Толстой, основателем рода которого считается рыцарь-храмовник граф Анри де Монс, архетипически точно воспроизвел тамплиерское обращение за «мудростью» к иудаизму.

Через некоторое время занятий Минор констатировал: «Он (Толстой) знает также и Талмуд. В своем бурном стремлении к истине, он почти за каждым уроком расспрашивал меня о моральных воззрениях Талмуда, о толковании талмудистами библейских легенд и, кроме, того, еще черпал свои сведения из написанной на русском языке книги «Мировоззрение талмудистов». (10).

Подсказки учителей-троллей слышны во многих текстах Толстого. Например, о том, что истинно живет отнюдь не христианство, а «социализм, коммунизм, политико-экономические теории, утилитаризм», Дух талмудического христоненавистничества, приземленного практицизма, замаскированного под коммунизм иудейского мессианства так и веет над этими словами.

О бесах будущей революции, убийцах Александра II, Толстой отзывается так: «лучшие, высоконравственные, самоотверженные, добрые люди, каковы были Перовская, Осинский, Лизогуб и многие другие».

О масонстве: «Я весьма уважаю эту организацию и полагаю, что франк-масонство сделало много доброго для человечества».

А вот о «гонимом народе». Из письма В.С. Соловьеву, составившему в 1890 году «Декларацию против антисемитизма»: «Я вперед знаю, что если Вы, Владимир Сергеевич, выразите то, что вы думаете об этом предмете, то вы выразите и мои мысли и чувства, потому что основа нашего отвращения от мер угнетения еврейской национальности одна и та же: сознание братской связи со всеми народами и тем более с евреями, среди которых родился Христос и которые так много страдали и продолжают страдать от языческого невежества так называемых христиан».

И еще цитаты: «То, что я отвергаю непонятную троицу и… кощунственную теорию о боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо». «Посмотрите на деятельность духовенства в народе, и вы увидите, что проповедуется и усиленно внедряется одно идолопоклонство: поднятия икон, водосвятия, ношение по домам чудотворных икон, прославление мощей, ношение крестов и т.п.». «В елеосвящении, также, как и в миропомазании, вижу прием грубого колдовства, как и в почитании икон и мощей, как и во всех тех обрядах, молитвах, заклинаниях».

Все это он и считал «злом мира». Рукой слышавшего «голоса» Толстого водил, видно, тот же персонаж, что в свое время и рукой обер-прокурора Синода Мелиссино, а позже – Ленина.

Страшные слова о Боге писал граф. Но каковы были интонации! Каково раздражение, с которым все это говорилось! Каковы были глаза! В воспоминаниях современников перед нами предстает поистине нечеловеческая злоба.

Талмудическое мудрование – главное в отношении Льва Николаевича к священным текстам. «Методика создания ереси прекрасно показана в его статье «Как читать Евангелие». Он советует взять в руки сине-красный карандаш и синим вычеркивать места, с которыми ты не согласен, а красными подчеркивать те, что по душе. По составленному таким образом личному Евангелию и надлежит жить.

Сам Толстой обкорнал начало и конец Благовестия (Воплощение и Воскресение). И в середине Христос был понужден на каждое свое слово смиренно просить разрешения яснополянского учителя всего человечества. Всего – включая Иисуса, которого по сути Толстой берет себе в ученики. Чудеса Лев Николаевич Иисусу вообще запретил творить»… .

Почему их всех – от Толстого до Мелиссино – так бесит сам факт чуда Божиего? Потому что сами не причастны ему? Потому что оно не подвластно гордой человеческой воле?

«Странно, что Толстой, утверждавший общечеловеческую солидарность в вопросах этики, твердивший, что замкнутый в своем индивидуализме человек – ущербен, настойчиво писавший, что надо соглашаться с лучшими нравственными мыслями, высказанными учителями всего человечества и всех народов, не распространял эту солидарность и на область веры. Довериться религиозному опыту людей – даже тех людей, которых он включил в число своих учителей – он не смог». .

Помните, приехал однажды в Оптину, но так, по гордости своей, и не перешагнул порог кельи старца.

Он действительно стал зеркалом. Кривым зеркалом в руках троллей.

Лев Николаевич Толстой: биография

Несмотря на декларированные Толстым благие цели переписи, население с подозрением относилось к этому мероприятию. По этому поводу Толстой пишет: «Когда нам объяснили, что народ уже узнал об обходе квартир и уходит, мы попросили хозяина запереть ворота, а сами ходили на двор уговаривать уходивших людей». Лев Николаевич надеялся вызвать в богатых сочувствие к городской нищете, собрать деньги, набрать людей, желающих содействовать этому делу и вместе с переписью пройти все притоны бедности. Кроме выполнения обязанностей переписчика, писатель хотел войти в общение с несчастными, узнать подробности их нужды и помочь им деньгами и работой, высылкой из Москвы, помещением детей в школы, стариков и старух в приюты и богадельни.

По результатам переписи численность населения Москвы в 1882 году составила 753,5 тысяч человек и только 26 % родились в Москве, а остальные «пришлые». Из числа московских жилых квартир 57 % выходило на улицу, 43 % во двор. Из переписи 1882 года можно узнать, что в 63 % главой хозяйства является брачная пара, в 23 % — жена и только в 14 % — муж. Переписью было отмечено 529 семей, имеющих 8 и более детей. Прислуга имеется у 39 % и чаще всего это женщины.

Трейлер фильма "МЕТЕЛЬ" Л.Н. Толстой (2013) RUS HD

Все видео

Последние годы жизни. Смерть и похороны

В октябре 1910 года, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам , тайно покинул Ясную Поляну. Своё последнее путешествие он начал на станции Козлова Засека; по дороге заболел воспалением лёгких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область), где 7(20) ноября и умер.

10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.

В январе 1913 года было опубликовано письмо графини Софьи Толстой от 22 декабря 1912 года, в котором она подтверждает известия в печати о том, что на могиле её супруга было совершено его отпевание неким священником (она опровергает слухи о том, что он был ненастоящим) в её присутствии. В частности графиня писала: «Заявляю ещё, что Лев Николаевич ни разу перед смертью не выразил желания не быть отпетым, а раньше писал в своём дневнике 1895 г., как бы завещание: „Если можно, то (хоронить) без священников и отпевания. Но если это будет неприятно тем, кто будет хоронить, то пускай хоронят, как обыкновенно, но как можно подешевле и попроще“.»

Доклад начальника Петербургского охранного отделения полковника фон Коттена министру внутренних дел Российской империи:

"В дополнение к донесениям от 8 сего ноября докладываю Вашему Высокопревосходительству сведения о происходивших 9 сего ноября волнениях учащейся молодёжи… по случаю дня погребения умершего Л. Н. Толстого. В 12 часов дня была отслужена в Армянской церкви панихида по покойном Л. Н. Толстом, на которой присутствовало около 200 человек молящихся, преимущественно армян, и незначительная часть учащейся молодёжи. По окончании панихиды молящиеся разошлись, но чрез несколько минут в церковь начали прибывать студенты и курсистки. Оказалось, что на входных дверях университета и Высших женских курсов были вывешены объявления, что панихида по Л. Н. Толстом состоится 9 ноября в час пополудни в вышеозначенной церкви. Армянское духовенство вторично совершило панихиду, к концу которой церковь уже не могла вместить всех молящихся, значительная часть которых стояла на паперти и во дворе при Армянской церкви.

Москвичи волнуются за могилу Льва Толстого в Ясной Поляне

По окончании панихиды все находившиеся на паперти и на церковном дворе пропели «Вечная память»…’

Существует также неофициальная версия смерти Льва Толстого, изложенная в эмиграции И. К. Сурским со слов чиновника русской полиции. Согласно ей, писатель перед смертью хотел примириться с церковью и прибыл для этого в Оптину пустынь. Здесь он ожидал распоряжения Синода, но, плохо себя почувствовав, был увезён приехавшей дочерью и скончался на почтовой станции Астапово.

Комментарии

Все перечисленные лица также принадлежали к окружению Толстого. О них имеются неоднократные упоминания в его дневниках и письмах.

И. В. Сидорков с 1893 года служил у Толстых камердинером в Москве и в яснополянском доме. С момента организации музея был экскурсоводом по дому. Когда ему задавали вопрос, кем он был у Толстых, он отвечал: „Я был помощником Льва Николаевича и показывал фотографию Л. Н. Толстого с автографом: „И. В. Сидоркову с благодарностью за его помощь. Лев Толстой. 19 мая 1903 года.

Его жена Прасковья Афанасьевна также на протяжении многих лет служила у Толстых экономкой.

Юлия Ивановна Игумнова с 1900 года—друг семьи Толстых. Была переписчицей и секретарем у Л. Н. Толстого, а также ухаживала за ним во время его болезни в 1901 — 1902 гг. После смерти Толстого до 1914 года Ю. И. Игумнова жила в Ясной Поляне, давая объяснения посетителям дома и могилы Толстого. В 1937 г. возвратилась в Ясную Поляну и говорила нам незадолго перед смертью: „Я хотела умереть в Ясной, с которой у меня связаны самые дорогие и лучшие воспоминания моей жизни.

Ольга Михайловна Морозова — жена лесничего Митрофана Михайловича. Их сын Михаил Митрофанович свидетельствует: „Встречи со Львом Николаевичем были часты. Толстой заходил в наш дом, стоявший на шоссе (сгорел в 1917 г.), иногда в непогоду, гуляя по „каменной дороге, или чтобы воспользоваться телефоном. За общим столом собиралась вся наша семья, чтобы побеседовать со Львом Николаевичем и послушать его простые и глубокого смысла слова.

В юго-восточной части кладбища находятся могилы служителей Николо-Кочаковской церкви. Ближе к каменной дорожке, около склепа Толстых могила священника Василия Давыдовича Можайского (родился в 1792 г., умер в 1861 г.), прослужившего в этой церкви с 1817 по 1859 гг. Он крестил Л. Н. Толстого в 1828 году. В. Д. Можайский является прототипом рассказа „Отец Василий, написанного в 1906 году. В нем Толстой сохраняет полностью имя, отчество и фамилию этого священника.

Рядом расположена могила другого священника, Василия Ивановича Карницкого (родился в 1831      г., умер в1881 г. ). служившего в этой церкви в течение 20 лег.

С ним Толстой находился в дружеских отношениях в70-х  гг,

Л. Н. Толстой в письме к С. А.

Где находится Ясная Поляна Льва Толстого?

Толстой 26 августа 1881 г, писал: „Нынче до обеда дошел слух через какую-то бабу, что Василий Иванович, священник, умер. Я ходил в церковь, но слух не подтвердился Если слух не подтвердится, то я завтра съезжу к нему.

Южнее, за металлической оградой и около нее, расположены могилы священника Ивана Никаноронича Музалевского (родился в 1852 г., умер в 1884 г.), его жены Татьяны Васильевны, рожденной Покровской (родилась в I860 ., умерла в 1932 г.) и их сына Александра Ивановича (родился в 1880 г., умер 7 июня 1946 г.). A. И. Музалевский на протяжении многих лет ухаживал за могилами членов семьи Толстых и давал объяснения по кладбищу.

В юго-западной части, недалеко от дверей церкви,  до фашистской оккупации находился фамильный склеп Хомяковых в виде чугунной часовни (ныне не существующей) В нем были похоронены: корнет Василий Владимирович Хомяков (род. (?), умер 14 декабря 1814 г.); жена его Наталья Алексеевна (род. (?), умерла 4 марта 1850 г.) и их   дочь  Агриппина Васильевна Крюкова, во втором браке Булаева, рожденная Хомякова (род. 23 января 1812 г., умерла 19 июля 1893 г.). Хомяковы находились в родственных отношениях с И. П. Хомяковым, надгробие которого описано выше.

С семьей Хомяковых родители Л. Н. Толстого поддерживали дружеские связи, что видно из письма гр. А. И. Остен-Сакен, гр. П. Толстой и гр. М. Н. Толстой, адресованного Т. А. Ергольской во второй половине 1824 г., в котором говорится: „Вчера мы обедали у госпожи Хомяковой.

В письме М. Н. Толстой к Т. А. Ергольской от 14 октября 1824 г. говорится: „Пора кончать, так как у нас гостья, это Наталья Алексеевна, которую я препроводила к maman.

Нет сомнения, что это Наталья Алексеевна Хомякова, вдова В. В. Хомякова, которая умерла 4 марта I860 г.

Семье Хомяковых принадлежали имения, расположенные вблизи Ясной Поляны в Ясенках и Тросне.

В северо-западной части кладбища расположены погребения последних лет. Здесь похоронен бывший хранитель Музея-усадьбы Ясная. Поляна Сергей Иванович Щеголев (род. 1 октября 1886 г., умер 22 августа 1946 г.). На протяжении 17 лет он работал в Музее, отдавая все свои силы ответственному делу хранения памятника мировой культуры — усадьбы Л. Н. Толстого.

По всей территории Кочаковского кладбища разбросаны вросшие в землю надгробия безымянных могил. Это погребения XVII—XIX вв. На некоторых плитах с трудом читаются эпитафии. Иногда это имена давно забытых людей, иногда— несколько строчек старинных надгробных стихотворений, как, например:

Раскройся мрачный гроб

проснись драгоценный наш родитель

детей своих ты был любитель

утешь супругу и детей стоящих у могилы сей

кропящих памятник чувствительной слезой

В большинстве своем эти надгробия относятся к могилам яснополянских и окрестных жителей.

В дни временной оккупации Ясной Поляны гитлеровцы произвели на кладбище большие разрушения. Ими были-повреждены могильные холмы, памятники, здание церкви, древесные насаждения. В ограде фашисты соорудили три больших дзота, а в каменной стене проделали бреши для огневых точек. Понадобилось много сил и времени, чтобы восстановить кладбище. Весной 1945—1946 гг. здесь были произведены работы по очистке территории, ремонту ограды, восстановлению памятников и эпитафий.

Среди посетителей Музея-усадьбы наблюдается большой интерес к кладбищу.

Конаковское кладбище является единственным семейным некрополем Толстых. Кроме того, оно вместе с церковью представляет ценный исторический памятник более 300-летней давности.

Почему на могиле Льва Толстого нет креста?

Автор: Маргарита Смородинская

Опубликовано: 58 дней назад (20 августа 2018)

Блог:Заметки на стене

Редактировалось: 2 раза — последний 25 августа 2018

А вы знаете, где похоронен Лев Николаевич Толстой?

Оказывается, Ясная Поляна – имение, в котором он родился и жил, стала и местом его упокоения.

Вчера я посетила Ясную Поляну и могилу Льва Николаевича. Честно говоря, я была удивлена. Ожидала увидеть богатую могилу с шикарным памятником. Все-таки, Лев Толстой был графом. Но нет. Его могила настолько проста и незатейлива, что вызывает чувство… восхищения этим великим человеком. Это простая могила с насыпным зеленым холмиком. Ни креста, ни памятника, ни таблички с датами жизни и смерти, нет даже надписи, кто здесь похоронен. Могила находится на краю оврага в лесу Старый Заказ.

Место своего захоронения старый писатель выбирал сам и указал его в своем первом завещании: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зелёной палочки».

Так его и похоронили. Сразу после смерти тело писателя было забальзамировано и выставлено на станции «Астапово». Несколько тысяч человек собралось 9 ноября 1910 года на похороны, которые проходили не по православному обряду. Не было ни свечей, ни священников, ни образов, никто не молился и не читал торжественных речей, не пел церковных песен и не зажигал ладана.

Ясная Поляна. Могила Льва Толстого

Тело Толстого поместили в простой дубовый гроб, на крышке которого не было креста. Он был похоронен как обычный крестьянин. Этот великий человек жил просто и похоронен был просто, безо всякой помпезности. Впрочем… перед Вечностью все равны…

А о какой же «зеленой палочке» упоминает Толстой в своем завещании?

Вот что мы можем прочитать об этом в Википедии:

«Легенду о зелёной палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть её, и никто больше не умрёт, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти зелёную палочку, зарытую на краю оврага. На ней тайна и записана. Дети Толстых играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо вместе «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю Бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого». К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях».

Могила Льва Николаевича находится в самой гуще леса. Пока ты идешь к ней по тропинке среди деревьев и все дальше удаляешься от цивилизации, чувствуешь такое умиротворение и спокойствие, что невольно понимаешь, почему писатель выбрал именно это место.

А почему же все-таки на могиле Толстого нет креста? Толстой по-своему толковал Новый Завет и сам отрекся от церкви. Церковные учения он называл ложью, а Таинства – колдовством. Синоду ничего не оставалось сделать, как отлучить Толстого от церкви.

Вот такая вот история.

Комментарии ()

Яна Солякова#    25 августа 2018 в 08:02

Не знала, что так… Надо же…
Часто те кто не верят или отрекаются перед смертью креститься и молиться начинают, а он искренен и бесстрашен был в своих убеждениях. Да, уважение вызывает.

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *