ГДЕ НАХОДИТСЯ КИТЕЖ

КИТЕЖ. МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Пожалуй, в России не найдется человека, который бы не слыхал или не читал о таинственном чудо-граде Китеже и об озере Светлояр, поглотившем этот город. Действительно, об этом городе существует такое количество сказаний и легенд, что каждый задаётся вопросом: а был ли на самом деле этот сказочный легендарный город? Как сказано в толковом словаре, легенда характеризуется красочным вымыслом, но при этом претендует на определённую достоверность в прошлом. Вот отсюда и следует исходить.

Дивный град Китеж

Одна из древних легенд гласит: "Существовал некогда на Руси дивный град Китеж. Цвёл он на благодатной земле, пока не напали на него алчные недруги. Три дня оборонялся город. И когда уже не осталось воинов, способных держать оружие, возликовали вороги. Но не сдался гордый Китеж: на глазах у изумленных врагов он медленно исчез, скрывшись в пучине озера вместе с домами, храмами и его жителями…". Согласно той же легенде, Китеж-град сокрыт в чудо-озере до "скончания времён, и только перед самым концом света он вновь возродится.

В основу легенды о граде Китеже якобы легли реальные события. Этот город был возведён на месте древнего языческого капища, где молились богу солнца Яриле. В честь этого божества и названо Светлым Яром расположенное поблизости озера. Испокон веков считалось, что это место обладают мощной положительной энергией. Согласно христианским свидетельствам, град Китеж был возведён всего за три года, и считался духовным центром "всея Киевской Руси". И так уж повелось, что жили в нём праведные люди большой духовной силы.

Но о Китеже повествуют не только легенды. По давнему раскольничьему поверью, в Новгородской области, на берегу озера Светлый Яр когда-то стоял славный город Китеж, в котором от орды Батыя якобы укрылся великий князь Георгий Всеволодович. Как только враг подошёл к Китежу, город стал невидимым и таковым останется до самого светопреставления. Надо сказать, этот город нередко сравнивают с легендарной Атлантидой, реальность которой до сих пор пытаются или доказать, или опровергнуть.

В книге "Китежский летописец", изданной в XVII веке, говорится, что Китеж был возведён в XII веке князем Юрием Владимирским (1188-1238). Однажды по пути из Новгорода князь остановился на берегу одного чудного озера, и был просто пленён редкой красотой этого места. Вскоре здесь вырос новый город, который был наречён Китежем. От других городов Китеж-град отличался, прежде всего, обилием великолепных Храмов и его духовно чистых горожан.

В 1237 году хан Батый, внук Чингисхана и организатор похода на Европу, буквально всё сметал на своем пути. Единственным не покорившимся русским городом оказался Китеж. Подойдя к городу, татаро-монголы стали требовать у горожан сдаться и сдать свой город. Однако ни один человек не пожелал сдаваться — защитники Китежа, кто с оружием, кто с иконами в руках, поднялись на стены города.

Увидев несметные полчища захватчиков и поняв, что бессильны против такой орды, они всю ночь провели за молитвой. И произошло чудо! Перед самым рассветом вдруг зазвонили все церковные колокола, из-под земли забили огромные фонтаны воды, и город вместе с его жителями стал медленно погружаться на дно озера Светлояр. "И сей град Великий Китеж невидим стал и оберегаем рукою Божию. Так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею". С этого времени озеро Светлояр вместе с невидимым чудо-городом считается священным.

В поисках мистического города

Китеж-град, ушедший восемь столетий назад под воду, не оставил после себя равнодушных. На протяжении нескольких веков предпринимались многочисленные попытки отыскать его на дне реально существующего озера Светлояр.

В 1968 году на озере побывала специальная научная экспедиция. С помощью гидролокатора было скрупулёзно обследовано дно Светлояра, в результате чего было установлено, что оно неоднородно. Кроме этого было обнаружено, что дно имеет овальную форму. Неужели это сам Китеж? После бурения нескольких скважин на этом месте в водовороте воды закружилось множество деревянных щепок. В то время подобные исследования выходили за рамки научной деятельности, и за их исследование не взялся ни один НИИ. Но зато за дело взялись криминалисты областного УВД. Результаты экспертизы оказались просто ошеломляющими — шесть из десяти обследованных щепок имели следы обработки режущим инструментом, а попросту говоря, дерево когда-то было обработано руками человека. Без вмешательства человека такие следы получить невозможно. Специалисты уверены, что это, хоть и косвенное, но всё же доказательство реального существования исчезнувшего когда-то города.

В 2002 году специалистами Санкт-Петербургского Института озероведения был сделан отбор иловых отложений Светлояра. Их исследования показали, что более десяти тысяч лет назад озеро было достаточно молодым водоёмом, но через какое-то время отложение донных осадков прекратилось, и озеро попросту исчезло. Спустя пять-семь тысяч лет на этом месте вновь образовались грунтовые воды, положившие формирование уже нового озера Светлояр. А примерно 750 лет назад произошло очередное, причём, внезапное погружение дна Сверлояра на 30 метров. Оно как раз соответствует периоду нашествия хана Батыя.

Кстати, Новгородские газеты в 1903 году писали, что неподалеку от озера Светлояр, в окрестностях села Шары из-под земли вдруг послышался сильный гул. Подоспевшие туда сельчане увидели огромный провал. "Он был до того глубокий, что вековые деревья, росшие на том месте, пропали под землёй без следа. Из склонов провала сразу же выступила вода, и образовалось озеро, глубина которого теперь достигла уже восьми сажен…". По мнению исследователей и учёных, 800 лет назад здесь могло произойти нечто подобное, только под водой оказались не деревья, а целый город.

Эта аналогия оказалась близка к истине. Очередная экспедиция установила, что озеро Светлояр появилось в результате провала земной коры, и это место заполнили грунтовые воды. По свидетельству учёного-геолога Валерия Никишина, это озеро, действительно, находилось на стыке двух разломов. Таким местам свойственна высокая природная энергетика, порождающая странные и порой необъяснимые явления.

К нему не зарастает народная тропа!

В старинной книге "Повести о граде сокровенном Китеже" было детально указано, как туда попасть. Естественно, множество паломников отправилось указанным в книге путём. Так оставшееся и сохранившееся озеро Светлояр стало местом массового паломничества. Во времена гонения на староверов здесь во множестве стали появляться их скиты и тайные поселения. Легенда об утонувшем в озере городе передавалась среди староверов из поколения в поколение.

Последние триста лет Светлояр был и остается до сих пор местом паломничества верующих людей самых разных направлений: православных, баптистов, старообрядцев, чернокнижников и т.д. Особенно почитаемым это озеро становилось во времена запрещения культа Светлояра. По мнению учёных, это озеро невозможно причислить ни к одному виду озёр.

Китеж-град. Легенда о русской Атлантиде

Говорят, что если тихим летним утром посмотреть в глубину Светлояра, то в нём иногда можно увидеть отражение исчезнувших вместе с городом церковных куполов, стен княжеских теремов. А с самого дна можно порой услыхать едва уловимый звон колоколов. И это несмотря на то, что в радиусе ста-ста пятидесяти километров нет ни одного храма!

Сейчас трудно сказать, мифы это всё или нет, но постоянство рассказов об этом удивительном явлении просто поражает. Озеро, имеющее идеально-правильную яйцеобразную форму, и поныне хранит в себе много тайн. В грозные годы Великой Отечественной войны к озеру Светлояр совершались многочисленные паломничества. Именно здесь тогда проводились молебны за ушедших на фронт воинов.

И сейчас круглый год, особенно в дни религиозных праздников, вокруг берегов Светлояра собирается множество туристов, особенно паломников. Сюда приезжают и старики, и молодёжь. Кроме туристов и паломников здесь можно увидеть и немало учёных. Первые приезжают за исцелением и чудесами, вторые — в поисках новых свидетельств о граде Китеже. И если первые получают желаемое, то вторые чаще всего уезжают ни с чем. Озеро не желает ни с кем делиться своими тайнами, а они здесь есть. Наверное, не зря людская молва гласит, что если на коленях оползти вокруг озера три раза, а потом омыться его водами, то будут отпущены все грехи, и перед духовно чистым человеком предстанет Китеж.

Светлоярская вода наделена такими живительными силами, что способна исцелить буквально от всех недугов. И это уже не легенда — вода в озере действительно особенная, её можно хранить в течение долгих лет, и она не испортится и потеряет своих удивительных свойств. По мнению местных жителей, таким способом покоящийся на дне озера Китеж-град даёт о себе знать. И уже научно доказано, что в дни православных праздников со дна озера слышится самый настоящий колокольный звон. Учёные, наблюдавшие и изучавшие это удивительное явление, лишь разводят руками. Ещё говорят, что избранным и чистым душою людям было дано зреть в водах Светлояра отражение белокаменного Китежа и золотые купола его храмов. Но таковых, якобы, считанные единицы.

Владимир Лотохин

НА ГЛАВНУЮК СПИСКУВ НАЧАЛО

Легенда о Китеж-граде

В самом центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр — жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами.

Главная светлоярская легенда — о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще.

Загадка Китеж-града: Зов подводного города (5 фото)

Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.

Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, "переправившисьчерез тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец", вышел к Люнде и Светлояру на "зело прекрасно" место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.

Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами…

Когда "злые татарове" подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.

Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.

И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала…

Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая главасобора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.

Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.

Подобные легенды есть и у других народов:

  • Аггарта — Легендарный тибетский город, в темные времена ушедший под землю.
  • Атлантида — Островное государство, описаное Платоном, потопленное богами.

Литература:
А. Варкин, Л. Зданович, "Тайны исчезнувших цивилизаций", М. 2000.

Град Китеж является загадочным древним городом Руси. Одна из наиболее известных легенд связывает его с именем великого благоверного князя Георгия Всеволодовича. Согласно повествованию, он строил церкви по всей Руси: в Новгороде, Пскове, Москве, Ростове, Переясле-Залесском. Заложил он также церковь в Ярославле, после чего спустился вниз по Волге и возвел там город Малый Китеж. После строительства города, князь по суше направился к озеру Светлояр. Увидел, он, что «место то велми прекрасно и многолюдно», и приказал на берегу этого озера начать строительство города под названием Большой Китеж.

Однако наступили грозные времена, на Русь пришел «нечестивый и безбожный царь Батый», с которым войска Георгия Всеволодовича вступили в сражение у Малого Китежа. Силы были слишком неравны, князь  потерпел поражение и вынужден был скрыться в дремучих заволжских лесах. Батый взял Малый Китеж и применив к его жителям жестокие пытки, выведал путь к Большому граду Китежу у озера Светлояра.

Китеж град мифический чудесный город

Именно туда ушел князь с остатком своей дружины. Хан Батый приступил к городу и взял его приступом, князь же со всей дружиной погиб в жестокой схватке, а город подвергся разорению. Заканчивается легенда словами, что Большой Китеж Град будет невидим вплоть до Пришествия Христова.

Так передает древние события эта легенда, но её повествование не сходится с летописями. В упоминаемых городах храмы построены другими князьями, а хан Батый к озеру Светлояру не ходил. Что касается князя Георгия (Юрия), то свое последнее сражение он провел не у Светлояра, а на реке Сити (400 км в северо-западном направлении). Кроме того, в то время территории за Волгой и Кержен­цем еще не входили в состав Руси.

Таким образом, легенда повествует о смешанных событиях, произошедших в разное время и в разных местах. Исследователи выяснили, что рассказы об озере Светлояре берут истоки из рукописного сочинения «Китежский летописец», в котором упоминается 1251 г, как дата гибели Града Китежа. Считается, что это произведение принадлежит ярославским старообрядцам и датируется концом XVIII века. Состоит оно из двух частей. Первая из них, являющаяся исторической, представляет собой переработку «Летописца о убиении благоверного князя Георгия I Всеволодовича» (XVI в.). Здесь присутствует рассказ о строительстве храмов и городов, о войне князя с татарами и его поражении, но отсутствует рассказ о  чуде укрытия города от татар.

Вторая часть «Китежского летописца» повествует  о спасительном значении Града Китежа для верующих и недосягаемости для сомневающихся: «Если же пойдет, и сомневаться начнет, таковому закроет Господь град. И покажется он ему лесом или пустым местом… И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою Божиею… по молению и прошению тех, кто достойно и праведно к нему припадает». Основным источником данной части является сочинение «Послание к отцу от сына из одного сокровенного монастыря» (1702 г). Здесь Град Китеж предстает, как поучительный пример.

Предания, которые записаны спустя много веков после Батыя, рассказывают, что войти в Китеж Град хан так и не смог, несмотря на то, что город не имел укреплений, а жители не готовились к обороне. Они только молились. Самая древняя из легенд, в частности, повествует, что лишь завоеватели набежали на город, как под копытами их коней, земля провалилась и погребла их. Над городом же стало Светлое озеро. С тех пор стали считать, что Град Китеж скрылся в водных глубинах, а татарское войско разбежалось, охваченное паническим страхом. Говорят, что до сих пор из глубин озера доносится звон церковных колоколов, но слышат его только праведники…

Легенда о Граде Китеже, таинственном древнем городе породила массу гипотез и споров, не утихающих по настоящее время. Первое упоминание о Китеже в печати датируется 1843 г. В журнале «Москвитянин» была напечатана заметка «Китеж на озере Светлояр», автор которой Степан Меледин являлся основателем частной библиотеки в Нижнем Новгороде, а также выходцем из семьи старообрядцев. В своей статье он впервые упомянул имя предателя — Гришка, который имел прозвище Городня или Кутерьма (точно не установлено). Невидимый Град Китеж и его история описываются близко к содержанию «Летописца»: «Он покрылся землею, для всех сделался невидимым, и в таком положении оста­нется до Пришествия Христова. При попадании же солнеч­ных лучей озеро отражает тени крестов церквей, а вода в нем без всякого ветра всегда колеблется».

Данная статья вдохновила поэтов и привлек­ла к теме Китежа внимание историков. Писателем  Андреем Мельниковым-Печерским был создан первая литературная версия легенды. Его роман «В ле­сах», написанный в 1874 г. Повествует, что поволжские старообрядцы были абсолютно убеждены в том, что затонувший  невидимый Град Китеж – реальность. В связи с этим они считали прилегающую к озеру Светлояр местность священной. Старообрядцы часто рассказывали о колокольном звоне, который иногда с глубины озера.

Михаил Пришвин в своей книге «У стен града невидимого» высказывает мысль, что город был основан славянами за много веков до того, как эта территория  была присоединена к землям Владимиро-Суздальского княжества. Автор считает, что  город ушел не под воду, а под землю. При этом жили в городе языческие волхвы.

Ряд работ русских этнографов XIX в. утверждают, что невидимый град Китеж зародился за много столетий до Крещения Руси и в те времена был славянским духовно-мистическим центром язычества. Что же касается названия озера «Светлояр», то его истинное значение означает не «светлые и глубокие воды», а является производной от имени божества Ярилы — бога Солнца.

Вполне вероятно, что именно последняя гипотеза наиболее соответствует истине. Во всяком случае, косвенное подтверждение этой версии удалось обнаружить группе московских туристов. В лесу недалеко от Светлояра, проходя на байдарках по речке Мологе и ее притокам, они обнару­жили порядка трех десятков лесных курганов, подобных погребаль­ным. В лесной чаще туристам открылся двухметровый валун, покрытый мхом и сориентированный на запад. Древние поселения славян действительно имели такой камень, называемый Алатырь и посвященный богу Велесу. Вблизи с ним располагался другой валун, являющийся алтарём Перуна. Макуш­ка холма в центре древнего города находилась горизонтальная площадка, имевшая шесть углов, и каждая сторона которой равнялась 300 м. Считалось, что шести­угольник представляет собой символ Сварога, верховного властителя Вселенной. Вершину завершали камни конусообразной формы высотой более метра. Сегодня трудно понять, как располагались камни в древности, так как сегодня они хаотически разбросаны. Однако, возможно, в древние времена они образовывали комплекс, подобный знаменитому Стоунхенджу, а с их помощью жрецы совершали определенные ритуалы.

Как бы там ни было, но уже полстолетия озеро Светлояр исследуется акиалангистами, а его побережье тщательно исследуется геологами и археологами с лопа­тами. Чтобы подвести научную базу под легенду о невидимом Граде Китиже, исследователи выдвинули ряд гипотез о карстовом образовании озера Светлояр. Они считают, что вследствие провала или разлома, какой-то город действительно опустился под землю.

Легенда о невидимом граде Китеже, сокрытом в водах озера Светлояр, является одной из самых популярных в русской культуре. Concepture публикует заметку об истории загадочного города праведников. 

Уход города или целого острова под воду – мотив довольно распространенный в ряде европейских литератур. Со времен Древней Греции нам известны сказания о гибели Атлантиды или города Сибарис. В этих эсхатологических легендах затопление предстает как божественное возмездие за греховную жизнь. Вообще предания о потопе, уничтожающем целые цивилизации, широко распространены по всему миру, что убедительно доказывает Д.Д. Фрэзер в своей работе «Фольклор в Ветхом Завете». Подобная история об исчезновении целого города под водой есть и в литературе Древней Руси, причем она имеет свои специфические особенности и существенно отличается от аналогичных европейских историй.

Коренное отличие легенды о Китеже заключается в том, что этот город был «стерт» с лица земли Богом не за грехи, а за свою праведность и преданность христианской вере. Несмотря на то, что Китеж называют Русской Атлантидой, судьба этого города совершенно иная – он не погиб, а до сих пор существует, спасенный от горестей земной жизни и скрытый от глаз обывателя, погрязшего в мирской суете. Согласно легенде, сегодня только праведник может найти путь в этот город, поскольку его глаза не затуманены земными желаниями. В этом плане Китеж – символ православной культуры, поскольку он явил пример самоотверженного служения богу, христианского мужества, победы над греховной природой человека. Недаром Н.Бердяев связывает Китеж именно с истинной верой «Истинное православное царство уводит под землю. С этим связана легенда о Граде Китеже, скрытом под озером. Народ ищет Град Китеж».

И все же до ухода под воду этот город выглядел как обычный древнерусский город. Как правило, легенды всегда имеют реальную историческую основу. Повествование о  Китеж-граде не исключение, так как часть его состоит из описания вполне достоверных событий, как-то защита земли от нашествия монголо-татар. Исследователи истории Китежа не отрицали существования прообраза этого города праведников, а также сталкивались с проявлением священного ужаса местных жителей перед озером Светлояр, откуда по поверьям в тихую погоду доносится колокольный звон городских церквей Китежа. Например, русский писатель Мельников, тщательно изучавший легенду, писал: «Кажется, в Китеже было свое братство богатырей, подобно киевскому братству богатырей при дворе Владимира Красно Солнышко. Китеж в народных преданиях – стольный город суздальской земли».

Легенда о Китеже известна нам по двум письменным источникам: «Книга, глаголемая Летописец» и «Послание отцу от сына из оного сокровенного монастыря…», которые были обработаны книжниками-старообрядцами во второй половине XVIII в., хотя создавались еще в XVII в. Историческим фоном предания стало нашествие монгольского хана Батыя и борьба с ним князя Георгия II Всеволодовича, который погиб в битве на р. Сити. Ему же легенда приписывает и основание города Китеж: «Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща».

Легенда повествует о битве Георгия с Батыем у Большого Китежа, в результате которой князь был убит, а город захвачен. Однако полностью завладеть городом Батыю не удалось, потому что тот неожиданно ушел под воду. Это объясняется нежеланием жителей города покоряться иноверцам, готовностью их отдать жизнь, но сохранить свою веру. Поэтому Китеж уходит под воду, потому что об этом просят сами горожане, а бог, узревший духовный подвиг, милостиво исполняет их желание.

Китеж Град. Город, которого нет

С тех пор Китеж становится невидимым: «И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова». Так кончается история видимого Китежа и начинается история невидимого.   

Китеж невидимый

Вторая часть «Книги, глаголемой летописец» рассказывает уже о городе невидимом, сокровенном, символизирующем душевную чистоту и святость. Китеж представляется земным раем, землей праведников, куда можно попасть, только полностью сосредоточившись на духовном совершенствовании. «И хотящему идти в таковое место святое никакого помысла не иметь лукавого и развращенного, смущающего ум и уводящего на сторону мысли того человека, хотящего идти. Крепко остерегайся мыслей злых, стремящихся отлучить от места того. И не помышляй о том да о сем. Такого человека направит Господь на путь спасения. Или извещение придет ему из града того или из монастыря того, что сокрыты оба, град и монастырь. Если же пойдет, и сомневаться начнет, и славить везде, то таковому закроет Господь град. И покажется он ему лесом или пустым местом. И ничего таковой не получит, но только труд его всуе будет. И соблазн, и укор, и поношение ему будет за это от Бога. Казнь примет здесь и в будущем веке, осуждение и тьму кромешную за то, что над таковым святым местом надругался, над чудом, явившимся под конец века нашего: стал невидим град подобно тому, как и в прежние времена было много монастырей, сделавшихся невидимыми…».

Здесь история загадочного города приобретает уже догматически-религиозный характер, его уход под воду мыслится как акт ухода от мира, захваченного антихристом (а не только реальным завоевателем Батыем). Несмотря на легендарность Китеж-града, паломники, идущие к нему, никогда не считали его фантастическим и чисто абстрактным образом, а были уверены в его существовании за гранью этого мира, в ином мире, который способны иногда увидеть чистые сердцем и сильные верой люди. Нельзя сказать, что Китеж буквально находится на дне озера Светлояр или рядом с ним.

В народе считалось, что вся местность вокруг озера всего лишь иллюзия, а на самом деле здесь стоит город Китеж. Вера в существование скрытого города породило множество религиозных обрядов, проводившихся на предполагаемом месте его нахождения. Вот описание одного из них: «Благочестивые люди на коленях трижды ползут вокруг озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду и припадают к земле и слушают. Усталые, в истоме между двумя мирами (видимым и невидимым), при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону…». Китеж-град, оставаясь невидимым, оказал вполне реальное воздействие на русскую культуру, в основу которой легла система ценностей христианской морали с присущими ей идеями жертвенности, подвижничества и соборности.

Рекомендуем прочесть:

1. П.И.Мельников-Печерский – «В лесах».

2. М.Пришвин – «У стен града невидимого».

3. С.Дурылин – «Церковь невидимого града».

Интересные факты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *