ГАВРИЛОВО ПОСАДСКИЙ КОННЫЙ ЗАВОД

Гаврило-Посадский конный завод

Владимирские тяжеловозы: жизнь взаймы

В 1935 году современники К.Э.

Гаврилово-Посадский конный завод

Циолковского считали его великим мечтателем: разве возможны полеты в космос даже через 100 лет? А всего через 30 лет человек уже вышел в открытый космос — настолько быстро развивается научно- технический прогресс. Но так же стремительно этот прогресс сметает в сторону все то, что, с чисто прагматической точки зрения, не выгодно. В том же 1935 году широко развертывалась работа по созданию владимирской тяжеловозной породы лошадей. И вряд ли в то время люди даже с самым богатым воображением могли представить, что через 50 лет после утверждения породы существование владимирских тяжеловозов будет поставлено под угрозу.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

  Сильная рабочая лошадь в России была нужна всегда. Но особенно остро такая необходимость возникла в конце XIX века, когда на смену деревянным сохе и бороне пришли тяжелые железные плуги и бороны. С ними уже не могла справиться обычная крестьянская лошадка, хоть и выносливая, но слабосильная, тем более на тяжелых суглинках так называемого Владимирского ополья — нынешних Владимирской и Ивановской областей.
  В начале XX века состав Гаврилово-Посадской государственной конюшни пополнился жеребцами клейдесдальской и шайрской пород, от которых получали улучшенных крупных помесей тяжеловозного типа. Многолетнее разведение высококровных помесей (преимущественно от клейдесдальских жеребцов) вокруг Гаврилово-Посада, Юрьев-Польского, Суздаля завершилось в 1946 году официальным утверждением новой породы — владимирской тяжеловозной.
  Лошади этой породы действительно хороши: высокий рост (около 166 см в холке у жеребцов и 162 — у кобыл), массивный корпус с богатой мускулатурой, выразительная слегка горбоносая голова на шее с высокими выходом и поставом, прочные сухие конечности. Добавьте к этому разнообразие оттенков гнедой масти — от золотистого до темно-вишневого, эффектные отметины на голове и ногах и обильную оброслость гривы, хвоста и щеток. Ни дать ни взять — сошли эти лошади с васнецовских полотен.
  Но основная ценность владимирцев — их работоспособность. Сильные, выносливые, резвые, они способны пробежать 2 км рысью с возом в 1,5 тонны за 5 минут. А шагом преодолеют это же расстояние, но с грузом в 4,5 тонны за 13–15 минут. Шаг у владимирского тяжеловоза уникальный — широкий, с хорошим выносом, большим захватом.
  Эти лошади неприхотливы к условиям содержания. Как улучшателей их широко использовали на всей территории России, вплоть до Забайкалья. Несколько лет назад на двух владимирских тяжеловозных кобылах был благополучно завершен переход от Москвы до Владивостока.
  Владимирские тяжеловозы Гаврилово-Посадского конного завода не раз были признаны чемпионами породы (жеребец Курган, кобыла Криница), становились победителями ежегодных соревнований на лошадях тяжелоупряжных пород (жеребцы Певец, Курган, кобылы Коринка, Венгерка). В прошлом году кобыла Венгерка стала лучшей среди всех тяжеловозов России в испытаниях на тяговую выносливость, преодолев 420 метров с грузом в 9 тонн!

А НУЖНЫ ЛИ ОНИ?

  Вопрос, на первый взгляд, может показаться кощунственным. Разве можно его так ставить, когда речь идет о народном достоянии, о ценной отечественной породе?
  В период создания и утверждения породы никто не сомневался в ее необходимости. В послевоенные годы нужно было поднимать народное хозяйство. Когда приходилось на себе пахать, о технике разве что мечтали, а думали о лошади. Без преувеличения можно сказать, что она, родимая, стала незаменимым помощником и в поле, и на ферме, да и на лесозаготовках, стройках, перевозила на первых порах грузы на фабриках и заводах…
  Но стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал вытеснять лошадь. Причем так быстро и незаметно, что мы до сих пор не можем этого до конца осознать. Желание поддержать поголовье лошадей на прежнем уровне заводит коневодов в безвыходную ситуацию. Сейчас вряд ли стоит рассчитывать на то, что на лошадях будут пахать. В личном хозяйстве для этой цели, мягко говоря, не каждый захочет держать коня. А фермерам, если они действительно работают и что-то производят, не обойтись и одним трактором. Надо признать, что спрос на рабочую лошадь резко упал. Значит, уже не требуется и прежнее поголовье пород-улучшателей: русской и орловской рысистых, владимирской, советской, русской тяжеловозных и некоторых других. Поэтому на грань банкротства поставлены конные заводы, разводящие этих лошадей. Хорошо, если там есть дополнительные отрасли животноводства (в основном молочное скотоводство), которые спасают экономику хозяйств. А если нет?
  И еще. За годы Советской власти, стремясь, как всегда, быть «впереди планеты всей», мы создали 87 пород сельскохозяйственных животных. За это время во всем мире не создано ни одной — там просто совершенствовали старые. Зачем изобретать что-то новое, если можно значительно улучшить то, что имеешь? Ведь если разобраться по сути, то многие наши вновь созданные породы представлены высококровными помесями, которых разводят «в себе».
  Но вернемся к владимирским тяжеловозам…

ТОЛЬКО РОДИЛСЯ, А УЖЕ ДОЛЖЕН

  Себестоимость племенного жеребенка, родившегося в Гаврилово-Посадском конном заводе, 4200 рублей, а средняя реализационная цена лошади 2600 рублей. В прошлом году выручка от реализации лошадей составила 190 тысяч рублей, а затраты на их содержание — 680 тысяч, то есть на каждый полученный рубль вложили почти три.
  Директор конного завода Владимир Васильевич Журавлев хорошо помнит те времена (до 90-х годов), когда хозяйство реализовывало по 50 голов в год, а его экономика была высокорентабельной. Раньше вызывали «на ковер» за то, что не успевал осваивать все выделенные бюджетные средства. И Журавлев спешил: за пять лет рабочие получили около 70 квартир, были построены производственные и складские помещения, подъездные пути, перекрыта крыша конюшни. Следующей очереди ждали животноводческие помещения… Не успел. Лишь возвышается сейчас железобетонная коробка комплекса для крупного рогатого скота. А в нетиповых помещениях, как и много лет назад, корм раздают вручную, потому что кормораздатчик или другая техника туда просто не могут заехать.
  — Подбили, как птицу на взлете, — говорит Владимир Васильевич. — Именно этих семи перестроечных лет мне не хватило. Сейчас приходится решать совсем другие вопросы, о которых раньше просто не думали: как бы отремонтировать технику, получить солярку, как бы не отключили электроэнергию… Раньше строго соблюдали технологию, следили за качеством и сроками посева, сейчас — лишь бы выехать. Перед энергетиками в долгах как в шелках. Они отключают электроэнергию — коровы стоят недоеные, воды нет, навоз не убирается. Я вынужден изыскивать где-то деньги — ей- Богу, под что угодно. Ведь это не станок — отключить никак нельзя, как говорят, таскай дрова, топи печь. Спасибо, поддерживает областное управление сельского хозяйства с администрацией. От них мы получили товарный кредит под будущий урожай — топливо, горюче-смазочные материалы, деньги на запчасти. Если бы не этот аванс, то ничего мы не посеяли бы…
  Корма — зерно, сено, силос — в хозяйстве заготавливают сами. Выращивают на реализацию капусту и картофель. Казалось бы, эта статья дохода должна поправить финансовое положение. Однако и здесь густым частоколом встают сплошные «но»… Истощенные, неухоженные земли с каждым годом дают все меньший урожай: с 30–35 ц/га (в лучшие времена до 42 ц/га) «съехали» до 18–20 ц/га. А чтобы заниматься растениеводством не в убыток себе, здесь надо получать не менее 25 ц/га.
  Если мало уродится капусты или картофеля — плохо. Но вот парадокс: плохо и тогда, когда собирают большой урожай овощей. Рыночные цены на них падают, а затраты на удобрения, горючее, амортизацию не снижаются.
  Хотели продать одной из ближайших птицефабрик излишки зерна. А за него дают по 50 копеек за килограмм, да еще надо самим отвезти и ждать, когда поступят деньги. Выходит, что и зерном заниматься не выгодно.
  Государство выделяет дотацию — 1400 рублей на племенную кобылу в год. Но спасет ли хозяйство эта помощь, когда у него вместо счета — картотека? «Живых» денег нет. Убыток в прошлом году достиг 400 тысяч рублей. Рентабельность коневодства, в доперестроечные времена достигавшая 40–70 % и более, в 1996 году составила минус 32 %, в 1997 году — минус 11 %. Задолженность по зарплате, которую работники не получают пятый месяц, приближается к 200 тысячам рублей.
  Но люди держатся и продолжают работать. Почему? Потому что верят: положение должно измениться к лучшему. Потому что преданы своему делу и хотят во что бы то ни стало сохранить породу. Потому что конники — категория особая. Они приросли к лошадям и ходят на работу только потому, что те есть, а зарплата отодвигается на второй план.
  Среди работников кончасти немало людей молодых, семейных. Как же они живут? Молчат в ответ, смущенно переглядываются — кто как. Но особого секрета нет: только своя земля еще и кормит селян. Пройдитесь вечером поймой местной речки, где соседствуют друг с другом частные огороды, — на каждом из них обязательно кто-то трудится. То там, то здесь пасутся козы. А к сараям спешат хозяйки с ведрами — надо накормить скотину… Все начинается с земли, землей и держится. Жаль, что эту простую истину забыли власть придержащие.

ВСЕ ВОСХИЩАЮТСЯ, А ПОМОЧЬ НЕ ХОТЯТ

  — К нам часто приезжают всевозможные комиссии, руководители, представители различных организаций, банкиры, корреспонденты, — продолжает разговор Владимир Васильевич. — Несколько раз репортажи о конном заводе показывали на канале НТВ. Приезжают, снимают, восхищаются: «О, красавцы! Цены таким нет!» Действительно, устраивая выводку по всем правилам, мы показываем самых лучших лошадей. Мощные, лощеные жеребцы под 700–800 килограммов, конечно, впечатляют. Но если «цены нет», значит — бесценный, поэтому о покупке речь и не идет. Они уезжают, а мы остаемся — один на один со своими проблемами.
  Покупатели заглядывают сюда все реже. Вот уже полгода прошло, а реализовано всего 12 голов. Захочет кто-то приобрести хорошую племенную рабочую лошадь — придет в кончасть. Но, узнав, что стоит она тысяч пять, разворачивается и уходит — не по карману. Иногда покупают лошадей сельскохозяйственные и промышленные предприятия (в Ивановской области в основном текстильные) для внутрихозяйственных частых перевозок, на которых не выгодно использовать автомобиль. Посещают завод и так называемые новые русские, чтобы пополнить свою коллекцию: арабы есть, тракены есть, ахалтекинцы есть, орловцы есть, вот еще владимирцев не хватает…
  Последние лет пять в Гаврилово-Посадском конном заводе ежегодно проходят Всероссийские соревнования конников на лошадях тяжелоупряжных пород. Государство выделяет деньги на их проведение. Да вот незадача — поступают они слишком поздно, осенью, когда завершается сезон конно- спортивных соревнований. Поэтому приходится искать спонсоров, кто мог бы одолжить определенную сумму на небольшой срок. Один раз нашли, другой раз нашли, а на третий — уже никто не соглашается, не хочет давать беспроцентный кредит. И XII Всероссийские соревнования, что должны состояться в этом году, оказались под угрозой срыва. Банкиры не хотят выделить даже 250–500 рублей на призовые подарки, объясняя отказ неустойчивостью положения банков. Но при этом желают остаться друзьями. Возможно ли такое?

ДИАЛОГ ИЗ БУДУЩЕГО

  Капитан последним покидает тонущий корабль. Директор Государственного племенного конного завода «Гаврилово-Посадский» Владимир Васильевич Журавлев покидать хозяйство не хочет:
  — Я стою у руля государственного предприятия. Конный завод поручен мне государством. И надо спросить у правительства: нужен ли России конь? С такой политикой по отношению к племенным хозяйствам скоро и в Красную книгу некого будет заносить.
  Сейчас в конзаводе 66 племенных маток, примерно столько же во Владимирской ГЗК, да еще сохранились отделения в других конных заводах. Всего же в России от силы 200 племенных кобыл владимирской тяжеловозной породы — это тот уровень, ниже которого существование породы становится проблематичным. Пришло время, когда породу надо охранять, как носорогов или тигров. Но тех стреляют браконьеры. Здесь же никто не стреляет — виновных нет. Просто с нашего молчаливого согласия и на наших глазах порода исчезает «сама по себе».
  И все-таки не хочет верить Владимир Васильевич, что через несколько лет состоится примерно такой диалог с нашими внуками:
  — Вот эту лошадку твой дед видел своими глазами.
  — А почему ее не сохранили?
  — Да денег у государства не было…
  — Тьфу, ну и дураки вы…
  …Стоит только войти во двор Гаврилово-Посадского конного завода, как забываешь обо всем. Кажется, что время остановилось. Чарующая аура этого обширного замкнутого пространства охватывает тебя со всех сторон. Вот призывно тоненько заржал жеребенок, всхрапывает могучий жеребец, мерно пережевывают душистое сено кобылы… Все, как было много-много лет назад, когда в Гаврилово-Посаде держали царских лошадей еще при Иване Грозном. Стены заводских конюшен помнят екатерининские времена.
  Но, увы, не могут многовековые стены спасти лошадей от разрушительных потрясений экономического кризиса. Тогда кто их спасет?


Светлана ГРИШУТКИНА
Ивановская область
журнал «Животновод», 1999

Гаврилово-Посадский конный завод

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА

На гербе города Гаврилов Посад изображен вздыбленный конь. А на эмблеме Гаврило-Посадского района юноша с вороной лошадью. И это не случайно, ведь любовь к этим статным животным у жителей этих мест буквально в крови.

Конное Ромашково

Еще у живших в здешних краях в древние времена мерьских племен лошадь считалась тотемом. Да и у пришедших позже славян конь был в чести – и тягловая сила, и средство передвижения…     Когда мы по пути из Юрьева–Польского въехали в Гаврилов Посад, остановились возле каменного каре местного конезавода и расчехлили нашу фотокамеру, проезжавший мимо на велосипеде местный житель вдруг затормозил и сказал:

      А вы подождите немного – минут через 10 табун погонят красиво!

В ожидании табуна мы обошли вокруг этой впечатляющей постройки екатерининских времен. Говорят, что здание проектировал знаменитый сподвижник Петра Первого  архитектор  П.М. Еропкин. Строилось оно, по-видимому, на месте старых конюшен, которые упоминались еще в писцовых книгах Гавриловской слободы за  30-е годы XVII века: Да в селе Гавриловой новой слободе двор государев Конюшенных, двор приказчиков, двор стремянного конюха, 2 двора задворных конюха, 11 дворов конюхов и людей в них 17 человек. Более того, по преданию, они уже стояли в этих местах во времена царствования Ивана Грозного… Соседние селения, между прочим,  должны были работать исключительно на благо царских конюшен. Да и сено с пойменных лугов Ирмеса и Воймиги шло, главным образом, на корм лошадкам Их Величества, и с первой половины XVII века село именовалось Государевой дворцовой слободой непашенных крестьян; и лишь при матушке Екатерине, в 1789, слобода получает городские права и новое название Гавриловский Посад.

Но через 30 лет, видимо, как в анекдоте «концепция меняется», конезавод закрывают. Снова он возобновляет свою работу лишь в конце XIX века, а еще через 50 лет уже в Совесткой России, а не царской, селекционеры выведут новую породу лошадей – Владимирского тяжеловоза. Эти высокие, мускулистые гнедые красавцы были во многом уникальны благодаря своей выносливости. Рассказывают, что лет двадцать назад на паре таких лошадей был совершен переход от Москвы до Владивостока…

Однако теперь Гаврилово-посадский конезавод на грани банкротства. Помощи ни от государства, ни от частных предпринимателей не дождешься, жалуются сотрудники.

…Тем временем, из-за холма показался табун. Зрелище, завораживающее своей красотой – топот копыт, щелканье кнутов конников, маленький жеребенок, бегущий чуть в стороне от взрослых животных. Кстати, для того, чтобы пропустить лошадей на пастбище и с него, два раза в день – утром и вечером – прекращают автомобильное движение на трассе. Несколько веков назад, гремя кандалами, в сибирскую ссылку здесь шли «ненадежные» люди. А теперь возвращаются в свои денники кони, чья дальнейшая судьба также неизвестна.

Но пока они  символ здешних мест. Так, храните же, лошадки, эту землю!

Приветствуем любителей рысистых, верховых и спортивных лошадей на сайте
ЗАО "Конный завод "Локотской"!

На сайте вы сможете найти все сведения о производящем и маточном составе Локотского конного завода.

На протяжении нескольких лет мы издаем каталоги молодняка, выставляемого на продажу в текущем году. Теперь эти каталоги доступны и в электронном виде.

Успешное испытание рысаков на Московском, Уфимском, Ульяновском, орловском, Казанском и других ипподромах позволило выявить целую плеяду замечательных ипподромных бойцов, вошедших в класс 2.00 и установивших всероссийские рекорды.

На базе Локотского конного завода нами создан селекционный центр с практическим обучением использования глубокозамороженной спермы. Целенаправленное выполнение селекционного плана, его ежегодное совершенствование привело к улучшению производящего состава завода.

Продажа молодняка производится непосредственно на самом заводе в пос. Локоть, Брянской области, так и через наше представительство в Москве.

Познакомившись с нашими лошадями на сайте, вы можете задать вопросы руководству Локотского конного завода, а также приехать на завод, познакомится с его историей, маточным составом,жеребцами-производителями, системой заводского тренинга, а также принять участие в ежегодной распродаже молодняка.

 Вниманию покупателей!!!

ЗАО «Конный завод «Локотской»

предлагает на реализацию по цене 250 тысяч рублейкобыл Орловской рысистой породы с жеребятами 2018 года рождения  от жер. Прогноз и жеребыми от молодого и перспективного производителя жер. Вратарь.

ВРАТАРЬ 2.00

сер. 2009 г.р.

рожден в Дубровском конном заводе 

линия Пиона

ГПК 41-42 орл.361

11255 Афоризм

Дубровский конзавод

вор. 1994

1ПО Фагот

сер. 1980

9380 Пион сер. 1966

ГПК16,540 Фабула вор. 1962

17006 Арабика

гн. 1983

9549 Букет гн. 1969

13396 Ампула сер. 1967

19869 Ванда

Дубровский конзавод

сер. 1998

10954 Абатур

вор.

Конный завод справил новоселье

10290 Биполяр сер. 1980

17006 Арабика гн.1983

17776 Вибрация

сер. 1987

10290 Биполяр сер. 1980

15003 Времянка сер. 1968

Тематика Лок 2.11,8                                                                            

коб., гн., 2009 г.р.

рождена ФГУ ГЗК «Курганская» с ипподромом

линия Пиона

Крокет 2.04,1

гн., 2001

Ковбой 1.57,2

Блокпост 2.03,4

Крутизна 2.26,5

Конвенция 2.29,0

Водород 2.07,5

Коломна 2.08,2р

Тибетка 2.13,1, 3.33,8, 4.45,8

вор., 1999

Байкал 2.10,0

Клапан 2.03,9

Басня б.р.

Трембита 2.51,0

Браслет 2.09,0

Тачанка 2.15,4

Таврика 2.14,3

коб., рыж., 2010 г.р.

рождена ФГУ ГЗК «Курганская» с ипподромом

линия Пиона

Крокет 2.04,1

гн., 2001

Ковбой 1.57,2

Блокпост 2.03,4

Крутизна 2.26,5

Конвенция 2.29,0

Водород 2.07,5

Коломна 2.08,2р

18629 Туника

10983 Интерес

9369 Первач 2.08,8

16495 Инфляция 2.24,8

17641 Таврида 

8306 Ветреный 2.05,8

16212 Тиберия

ВНИМАНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ!!!

ЗАО "Конный завод "Локотской" предлагает к  реализации жеребых кобыл! Ознакомиться с полным  списком  Вы можете на нашем сайте в разделе "Продажа  лошадей" категории ""Жеребые кобылы".

Торг уместен! Возможна продажа в рассрочку!

СПЕШИТЕ СДЕЛАТЬ УДАЧНУЮ ПОКУПКУ!

Внимание в ЗАО "Конный завод "Локотской" требуются: 

— Конюха 

Требования: опыт работы не обязателен — всему научим, знание русского языка, ответственность, не конфликтность, без вредных привычек.

Обязанности: Кормление и поение лошадей, отбивка денников, поддержание порядка на конюшне, загон и выгон лошадей в табун.

— Наездники

Оставайтесь с нами!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *