ГАЛЕРЕЯ СТАРЫХ МАСТЕРОВ

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (деталь)

Тема блудного сына – всевременная, вечная. Она, пожалуй, одна из самых популярных тем в мировой культуре и одна из самых древних.

Известно, что сюжет с ушедшим из дому и обитавшим на чужбине, а затем вернувшимся в отчий дом сыном начинается в древних вавилонских текстах и в греческих папирусах. Но более известен он как евангельский сюжет: притчу о блудном сыне мы читаем в Евангелии от Луки (Лк.: 15:11-32). В Евангелии притча, которую рассказывает Иисус Христос, имеет в основном метафорический смысл – драма греха, покаяния и прощения, но есть в этом рассказе и непосредственный житейский сюжет, обыкновенная семейная драма, которая повторяется из века в век, из страны в страну, она трогает сегодня точно так же, как трогала сердца первых слушателей, потому что, в сущности, нет ничего нового под солнцем.

К этой теме много раз обращались и писатели, и поэты, и художники – она неисчерпаема.

Но здесь мы говорим только о живописи, поэтому вспомним, что до Рембрандта этот сюжет привлекал и Дюрера, и Босха, и Рубенса, и Луку Лейденского, и… Впрочем, пора обратиться к картине Рембрандта.

Сюжет картины

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (около 1666-1699). Холст, масло. 260х203 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Всё-таки сначала надо познакомиться с притчей (тем, конечно, кто с ней ещё не знаком). Потому что без этого трудно даже начинать разговор о сюжете самой картины. Итак, притча.

Притча о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

5 самых известных картин Рембрандта

Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

На картине изображён заключительный эпизод притчи: блудный сын возвратился домой. Он ещё не вошёл в дом, а упал на колени перед отцом, который вышел его встречать. Отец с нежностью обнял сына за плечи. Мы не видим лица блудного сына, но весь его облик говорит о том, что этот человек довольно настрадался за время своих похождений: потрёпанная одежда, истоптанные туфли, бритая голова… Он не замечает, что одна туфля упала – он весь охвачен чувством раскаяния и радостью встречи с отцом. Художник выделяет светом именно эти две фигуры, самые главные в сюжете, всё остальное видится не очень чётко, даже свидетели сцены прощения.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (деталь картины)

Хотя фигура справа написана почти так же ярко, как и основные герои. Видимо, поэтому некоторые исследователи считают, что это старший сын. С этим можно соглашаться и не соглашаться. Во-первых, на его лице мы видим сочувствие ко всему происходящему, а в притче старший сын выражает совсем другие чувства. Во-вторых, согласно притче, старший сын узнаёт о возвращении младшего, когда пришёл с поля, где он работал и, в соответствии с этим, должен был быть в рабочей одежде – на картине же он изображён в дорожном плаще.

Существуют и другие версии: например, что в этом образе Рембрандт изобразил себя. Но не будем гадать, ведь на картине изображены, помимо сына и отца, ещё четыре загадочных персонажа. Кто они, художник не разъяснил.

История создания картины

Рембрандт написал картину «Возвращение блудного сына» в последние годы своей жизни. Но это не единственная его работа на данный сюжет. Картину датируют 1666-1669 годами, хотя некоторые считают эти даты спорными, но ещё в 1635 г. он создаёт полотно «Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях»). Это известный автопортрет художника с женой Саскией, на котором он изобразил себя и её героями библейской притчи о блудном сыне. Эта картина находится в Дрезденской галерее.

Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635). Холст, масло, 161х131. Галерея старых мастеров, Дрезден

Вспомним этот эпизод из Евангелия от Луки: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно».

Роль блудного сына на картине Рембрандт поручил себе. Он элегантно одет в камзол со шпагой, на голове – шляпа с пером, правой рукой он высоко поднимает хрустальный бокал с вином. На коленях у него сидит Саския в роли блудницы, также в богатом наряде. Блюдо с павлином на столе – символ тщеславия.

Рембрандт «Возвращение блудного сына». Офорт на бумаге, 12, 9х13,5 см. Государственный музей, Амстердам

Затем к этой теме художник возвращается год спустя, создав офорт «Возвращение блудного сына», и только 31 год спустя окончательно приступит к своей самой большой картине на религиозную тему – «Возвращение блудного сына».

Как эта картина попала в Россию?

Князь Дмитрий Алексеевич Голицын купил её по поручению Екатерины II для Эрмитажа в 1766 г. у Андре дАнсезена, последнего герцога де Кадруса. А он, в свою очередь, унаследовал картину от своей жены, дед которой, Шарль Кольбер, выполнял в Голландии дипломатические поручения Людовика XIV и там, скорее всего, приобрёл её.

Мы начали нашу статью с того, что тема блудного сына всевременная и вечная. Этим же и закончим. И проиллюстрируем заключительным кадром фильма А. Тарковского «Солярис» – возвращение блудного Криса Кельвина к отцу.

Кадр из фильма «Солярис»

Теги: Возвращение блудного сына, евангельская притча, описание картины, офорт, рембрандт

ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ. МУЗЕИ И ГАЛЕРЕИ

ДРЕЗДЕНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ СТАРЫХ МАСТЕРОВ

У русских туристов Дрезден ассоциируется Дрезденской картинной галереей. Что интересно, в Дрездене нет галереи с таким названием. По-немецки она называется Галерея старых мастеров (нем. Gemäldegalerie Alte Meister), именно там находится «Сикстинская мадонна» Рафаэля, собрание полотен Рембрандта, итальянская и голладская живопись.

Галерея старых мастеров один из старейших художественных музеев Европы. Расположена в городе Дрезден на территории дворцового комплекса Цвингер (нем. Zwinger), название которого происходит от его местоположения. В средневековье цвингером называли часть крепости между наружной и внутренней крепостными стенами. Сейчас здесь находятся различные музеи.

Цвингер — это великолепный дворцовый комплекс, расположенный на левом берегу Эльбы. Он является прекрасным образцом немецкого барокко XVIII века, хотя его строительство было закончено в XIX.

Во время Второй Мировой войны здание музея очень пострадало. Картины, хоть и были спрятаны в специальное убежище, получили повреждения. Над воссозданием картин трудились лучшие эксперты всего мира. Восстанавливали шедевры дрезденской галереи чуть меньше двадцати лет, на это ушли огромные деньги и силы, но сейчас галерея представляет собой современнейший музей, сделанный по всем требованиям двадцать первого века.

Большая часть коллекции живописи была эвакуирована и не пострадала. В 1945 году она была вывезена в Советский Союз, в середине 1950-х годов частично возвращена в Дрезден. Часть собрания галереи осела в запасниках Музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве и лишь спустя 50 лет, в 1995 году, была возвращена в Германию после исторической выставки «Дважды спасенные».

В настоящее время в Цвингере располагается четыре музея: Галерея старых мастеров, которая знаменита «Сикстинской мадонной» Рафаэля и большим собранием полотен Рембрандта; Оружейная палата с внушительной коллекцией парадного придворного оружия, Собрание фарфора и Физико-математический салон – одна из старейших научно-технических коллекций в мире, а также собрание скульптуры во Французском павильоне.

Коллекцию для Галереи старых мастеров начали собирать во время правления Фридриха III (1486–1525), который пополнил экспозицию старинными картинами, а также произведениями своих современников Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. Собрание галереи продолжалось в последующие периоды, произведения хранились в Кунсткамере (1560) Августа Саксонского.

Курфюрст – Август II Сильный (1670–1733) был покровителем искусство, период его правления стал золотым веком для Дрезденской галереи. Август приобрел для музея много прекрасных картин, в том числе выдающиеся шедевры — «Спящую Венеру» Джорджоне и «Царство Флоры» Пуссена.

Август III, правивший до 1763 года, нанимал специалистов, которые разыскивали шедевры на европейских аукционах. Одним из главнейших приобретений считается коллекция герцога д’Эсте (Тициан «Динарий кесаря», «Мадонна с семейством» Куччино и другие), которая насчитывала около сотни картин.

В Праге, Париже и других городах скупались картины Рубенса, Тьеполо, Пьяцетти. В коллекцию Дрезденской галереи попали знаменитые полотна — «Автопортрет с Саскией» Рембрандта и «Шоколадница» Лотара.

Во времена Фридриха-Августа III картины не только покупались, известные художники писали их на заказ. Ротари, Белотто и другие пополнили своими творениями экспозицию галереи.

История одного шедевра: «Возвращение блудного сына» Рембрандта

Всего в галерее насчитывается пятнадцать работ Рембрандта, тридцать пять – Белотто, около десятка картин Ван Дейка, Якоба Ван Рейсдаля, Яна Брейгеля Младшего и других мастеров.

Всего в «Золотую эпоху» Августа Сильного и Фридриха Августа II Саксонским двором было приобретено около 4 000 ценных картин для галереи, которые составили основной фонд знаменитого на весь мир музея.

Рассмотрим выдающимися шедевры мировой живописи, которые составляют гордость и славу Галереи старых мастеров.

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля -выдающееся произведение живописи, одна из вершин искусства Высокого Возрождения. Это полотно заказал Рафаэлю папа Юлий-II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Покровителями церкви считались святые Сикст и Варвара, изображённые на этом полотне. Святой Сикст II — епископ Рима (257-258г.г.) был замучен во время преследований христиан времен императора Валериана. По легенде, и у папы было 6 пальцев на правой руке, и поэтому он получил имя Сикст («шесть» на латыни).

«Блудный сын в таверне» — автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне.

Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно».

На картине Рембрандт изобразил себя в роли блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. На коленях у него сидит Саския, тоже в богатой одежде в роли блудницы. На столе видно блюдо с павлином, символом тщеславия.

«Портрет молодого человека» — одна из лучших живописных работ молодого Альбрехта Дюрера. Кто здесь изображен? Молодой человек держит в руке лист бумаги, на нем видны несколько букв его имени. Искусствоведы установили, что это Берхарт фон Ризен, купец из Данцига, о котором Дюрер записал в дневнике, что сделал его портрет и получил восемь флоринов. Картина была выполнена во время поездки художника в Нидерланды (1520-1521) в Антверпене.

Бернхард фон Резен был коллекционером произведений искусства, он родился в семье патриция в Данциге (ныне Гданьск Польша) и получил блестящее образование. В тот период многие зажиточные деловые люди и государственные деятели заказывали портреты Альбрехту Дюреру. В возрасте тридцати лет фон Резен тоже обратился к известному живописцу.

Альбрехт Дюрер создал этот портрет в свойственной ему манере. Поля его шляпы обрезаны краями картины, тем самым подчеркивется его ярко освещенное лицо. Устремленные вдаль глаза, волевой подбородок — он полон сил и жизненной энергии…

Как жаль, что у Берхарта фон Ризена такая печальная судьба — он умер от чумы всего несколько месяцев спустя, в октябре 1521 года.

← Музеи, картинные галереи Германии

Наверх

Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Блудный сын в таверне»

Искусство Венеции 16-го века
Картина «Спящая Венера» венецианского живописца Джорджоне. Размер работы мастера 108 x 175 см, холст, масло. Завершается творчество Джорджоне двумя произведениями — дрезденской «Спящей Венерой» и луврским «Концертом».

Блудный сын в таверне

Эти картины остались незаконченными, и пейзажный фон в них был дописан младшим другом и учеником Джорджоне — великим Тицианом. Произведение венецианского художника, кроме того, утратило некоторые свои живописные качества вследствие ряда повреждений и неудачных реставраций. Но как бы то ни было, именно в этом произведении с большой гуманистической полнотой и почти античной ясностью раскрылся идеал единства физической и духовной красоты человека. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы.

Погруженная в спокойную дрему нагая Венера изображена на фоне сельского пейзажа, спокойный пологий ритм холмов которого так гармонирует с ее образом. Облачная атмосфера смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм. Как и иные творения Высокого Возрождения, джорджоневская Венера замкнута в своей совершенной красоте и как бы отчуждена и от зрителя и от созвучной ее красоте музыки окружающей ее природы. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. Закинутая за голову правая рука создает единую ритмическую кривую, охватывающую тело и замыкающую все формы в единый плавный контур. Безмятежно светлый лоб, спокойно изогнутые брови, мягко опущенные вежды и прекрасный строгий рот создают образ непередаваемой словами прозрачной чистоты. Все полно той кристальной прозрачности, которая достижима только тогда, когда ясный, незамутненный дух живет в совершенном теле.

Картина художника Джорджоне «Спящая Венера» — один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения. Под впечатлением этой картины свои произведения на сходные сюжеты создали Тициан и Дюрер, Пуссен и Веласкес, Рембрандт и Рубенс, Гоген и Мане. Посреди холмистого луга на темно-красном покрывале безмятежно спит, предаваясь во сне своим мечтам и фантазиям прекрасная античная богиня любви и красоты Венера. За спиной римской богини на горизонте — просторное небо с облаками, невысокая гряда голубых гор, пологая тропа, ведущая на поросший растительностью холм. Отвесная скала, причудливый профиль холма вторят очертаниям фигуры богини. Работа Джорджоне осталась незаконченной; пейзаж, как сказано выше, в ней написал Тициан, также на картине Тицианом был изображен купидон, записанный в 18 столетии.

История живописи эпохи Возрождения. Далее

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Направление:

37.04.01 Психология

Диплом по окончанию:

Магистр психологии

Форма обучения:

Очная (обучение в вечернее время), 2 года

Специализация:

Прикладной психоанализ, психоаналитический коучинг и бизнес-консультирование

Набор осуществляется на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе (количество мест ограничено)

О чем говорит мне эта картина?  «Сикстинская Мадонна» Рафаэля

О чем говорит мне эта картина? 

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля.
Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Марина Хайкина выбирают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.


«Сикстинская Мадонна» (Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия) написана Рафаэлем Санти в 1514 году по заказу папы Юлия II. Работа предназначалась для бенедиктинского монастыря Святого Сикста.

Марина Хайкина, искусствовед:
«МЫ ВСТУПАЕМ В ДИАЛОГ С БОЖЕСТВЕННЫМ»
«Cквозь приоткрытый занавес Мария с Младенцем на руках сходит нам навстречу по облакам, в которых угадываются херувимы. Мадонна смотрит прямо на зрителя, и мы встречается с ней взглядом. Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра. Внизу холста изображен мраморный парапет, из-за которого задумчиво выглядывают два ангела – самый тиражированный и известный образ эпохи Возрождения. Считается, что Рафаэль на улице увидел двух этих мальчиков, мечтательно застывших у витрины булочной, и перенес на свое полотно. В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) – его племянницу Джулию Орсини.

Обилие воздуха дает ощущение свободы и легкости, которые у Рафаэля сопровождают торжественный момент.

Прямая связь между земным и небесным, связь взглядов подчеркивается театральностью композиции: мы видим занавес, карниз, на который он крепится, все это похоже на сцену, где совершается действо. Главным оказывается момент божественного явления, момент, который художник вправе изобразить, а зритель имеет право в нем участовать. Здесь у Рафаэля не было предшественников. Раньше художники изображали одну или две фигуры, которые указывали на Мадонну и тем самым вовлекали зрителя в картину. Здесь все решено по-иному. Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь. Речь идет не о том, как представляют себе божественное верующие, а о его явлении и диалоге с ним. Решиться на воплощение такого диалога мог только художник Возрождения – творец, считавший себя равным Богу. Именно поэтому Микеланджело посмел изобразить то, как Бога и человека связывает неразрывная нить, Леонардо поместил Иисуса вровень с трапезничающими монахами, а Рафаэль посмотрел в глаза Мадонне».

Андрей Россохин, психоаналитик:
«ОН ЗНАЕТ, ЧТО НЕ СМОЖЕТ ЕЕ УДЕРЖАТЬ»

«Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ – он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу… Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется». Ключевое слово тут «беспокойство». Многие исследователи писали о тревоге, исходящей от картины, объясняя ее тем, что Рафаэль хотел передать боль матери, предвидящей страдания сына. Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы). Их взгляды жадно устремлены на Мадонну. Почему все они находятся за занавесом? Собирается ли художник впустить этих людей или, наоборот, хочет поскорее закрыть занавес, чтобы оставить их там и защитить от их взглядов Мадонну? Если присмотреться, там много взрослых, мужских лиц с открытыми ртами, мало похожих на ангелов. Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить». Чтобы понять смысл, бессознательно вложенный Рафаэлем в этот фон, надо знать историю создания картины. Считается, что прообразом Мадонны служила любовница Рафаэля – Маргерита Лути, дочь булочника. Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал. Я предполагаю, что неосознанно в этих лицах за спиной Мадонны Рафаэль изобразил тех мужчин, которые роились вокруг нее и желали ее соблазнить. По всей видимости, художник обвинял именно их. А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить.И тому тоже есть причина. Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать. А спустя три года умер его отец. Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца. Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть. Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба. Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали. Второй ангелочек устремляет взгляд, полный надежды, к Мадонне, как бы веря в воскрешение умершей матери. Интересно, что прообразом этих двух ангелочков стали два мальчика, смотрящие на витрину недоступной для них булочной. Это важнейшее обстоятельство, если мы вспомним, что любовницей Рафаэля была дочь булочника. Рафаэль надеялся обрести потерянную мать в своей возлюбленной и одновременно был уверен, что он потеряет ее, так же как свою мать. И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине. Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже. Так что я чувствую в картине двойное напряжение – мужскую страсть, сжигающую ревность и глубочайшую детскую боль от потери матери, наивную мечту о ее воскрешении. Возможно, сознательно рисуя страдание Мадонны, предвидящей потерю сына, бессознательно он вкладывал в эту картину иной смысл – свою собственную обреченность и знание, что он не сможет удержать свою женщину ни как любовницу, ни как мать».

Рафаэль Санти (1483-1520), итальянский живописец, график, архитектор эпохи Возрождения. Работал в Перудже, Урбино, Флоренции. В 25 лет переехал в Рим, где был назначен официальным художником папского двора. На протяжении всей жизни писал мадонн (известны 42 картины), многофигурные композиции, портреты. Шесть лет руководил строительством собора св. Петра в Риме.

Оригинал статьи издания "Psychologies":
http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-ekspertom/o-chem-govorit-mne-eta-kartina-sikstinskaya-madonna-rafaelya-santi/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *