ФОТО ВАЛААМА В ХОРОШЕМ КАЧЕСТВЕ

Есть в России места, где, побывав однажды, хочется возвращаться туда снова и снова. Одним из таких мест является остров Валаам, названный дивным, потому что там есть много всего такого, чему удивляешься безмерно, ведь больше этого нигде не увидишь.

На долю острова приходится 2/3 площади всего архипелага, а до суши – не менее 20 км.

Этимология слова «Валаам» берёт своё начало в финском языке, там есть слово «Valamaa», которое означает «Высокая, горная земля». Это название вполне оправдает положение острова: она расположен на возвышении, а вокруг – горы.

Ещё одна версия происхождения названия острова библейская – от имени пророка Валаама.

Есть ещё и третий вариант – языческий, связанный с первоначальным назначением этого места. Считалось, что здесь приносились жертвы языческому богу Велесу, соответственно, это место прозвали «Земля Велеса».

История Валаама

Удалось установить, что изначально на острове жили финские племена, а, вот, точное время появления здесь монастыря установить не представляется возможным. По одной версии монастырь появился в 10-11 вв. – в эпоху Крещения Руси благодаря монахам Сергию и Герману, позже причисленных к лику святых.

За эту версию говорит тот факт, что в 1163 году монахами были перевезены мощи преподобных Сергия и Германа в Великий Новгород, в 1179 году мощи были возвращены обратно в монастырь и захоронены на вершине скалы. Это был сделано, чтобы обезопасить останки святых от нападений шведов.

В течение своего существования монастырь не единожды подвергался атакам иноплеменников, в частности шведов из-за близкого расположения к шведской границе.

В 1240 году Александр Невский с войском не допустил разграбления обители шведами, остановив их.

Вторая версия строится на том, что монастырь появился в 12-14 вв., и его основателем был преподобный Ефрем Перекомский. Об этом событии рассказывается в «Сказании о Валаамском монастыре», появившемся в 16 веке.

Валаам в средние века

С момента основания, история обители оказалась неразрывно связана со Шведским государством, но русскому монастырю такое соседство принесло только одни неприятности. Монахи страдали от нападений шведских войск особенно в середине 14 века, в 1578 году, когда были убиты 34 монаха.

Противостояние со Швецией, наконец, закончилось в 1595 году, когда со шведами был заключён мир.

Но мир и безмятежность царили на острове недолго: в 1611 году шведские войска вновь атаковали Русь, на этот раз монастырь был сожжён, почти все монахи погибли, и в 1617 году Швеция завладела островами.

В течение столетия монастырь пытались восстанавливать с переменным успехом, этому способствовало издание Петром I в 1715 году Указа о возрождении обители. Тогда же был построен деревянный Спасо-Преображенский храм с надворными постройками. На протяжении 18 века строились другие храмы подворья, правда, часто они подвергались неблагоприятному воздействию природных факторов. С 1811 года всё строительство на территории острова велось только из камня. В 19 веке монастырь пережил свой расцвет во многом благодаря тому, что настоятелем стал игумен Дамаск (Дамиан Кононов), на протяжении сорока лет он заботился о том, как приумножить монастырское хозяйство.

XX век

В двадцатом столетии на долю Валаамского монастыря выпало достаточно испытаний. В 1917 году после Октябрьской революции в результате деления земель монастырь оказался на территории Финляндии, где главной религией является лютеранство.

Дошло до того, что с 1925 году монастырские стали проводить на финском языке, но, как говорится «не было бы счастья, да на несчастье помогло», зато подобная ситуация отвела монахов от жестоких репрессий 30-х гг., когда поголовно уничтожались церкви и священнослужители. Но в конце 30-х гг.

Валаам в живописи

отношения между Финляндией и СССР ухудшились, и вскоре вся Карелия с монастырём перешла в советское владение.

Тогда началась новая страница в истории Валаама: в 1940 году на его территории была открыта школа боцманов.

В годы Великой Отечественной войны на острове разворачивалось противостояние финских и советских войск, в конце концов, советские войска одержали победу.

Начался трудный период возвращения обители к жизни, на это потребовалось несколько десятилетий, когда в монастыре размещались самые разные организации.

В 1949 году здесь был основан совхоз, а с 1952 года на протяжении более 30 лет в монастырских стенах размещался дом-интернат для инвалидов войны.

Монастырь приходил в упадок: монастырские постройки разрушались и сами по себе и целенаправленно уничтожались. Правда, было несколько попыток начать новую деятельность на Валааме: устроить здесь природный заказник, музей-заповедник, зал органной музыки, но ничего не вышло.

Возвращение к исконной деятельности монастыря состоялось только в 1989 году, когда власти Карелии передали Ленинградской епархии монастырь в пользование и часть скитов. Так, постепенно началось возрождение обители: восстановление зданий, возобновление монастырских служб, восстановление хозяйства.

В последние годы наблюдается повышенный интерес к Валааму, всё больше и больше туристов и паломников прибывает на остров, чтобы насладиться его первозданной красотой и приблизиться к тайнам монастырской жизни.

Добраться сюда можно без особых проблем, естественно по воде, большинство туристов приезжают из Петербурга.

Природа Валаама

Не является тайной, что карельская природа необыкновенно красива, а природа острова вобрала в себя всё самое лучшее, больше такую флору не увидеть нигде, очень много сосен.

Отличительной чертой фауны является наличие на острове лосей и змей, поэтому надо быть осторожным.

Если говорить об административном устройстве Валаама, то он относится к городу Сортавале, но по факту это отдельное государство.

На Валааме, помимо монастыря, есть воинская часть и метеостанция.

Главным зданием является Спасо-Преображенский монастырь, отличающийся необычной архитектурой, нынешнее здание монастыря было построено 120 лет назад. Вокруг монастыря группируются многочисленные постройки разного назначения.

Экскурсии здесь проводятся регулярно, правда, фотографировать не разрешают. Вот, на территории скитов фотографировать можно, самые известные скиты: Никольский, Белый, Жёлтый (Гефсиманский), Красный (Воскресенский), Предтеченский.


Валаам

Остров, где исцеляются духом.

Дивен Бог во святых Своих!

Из истории обители

…Валаам остался на своем граните, — "на луде", как говорят на Валааме, — на островах, в лесах, в проливах; с колоколами, со скитами, с гранитными крестами на лесных дорогах, с великой тишиной в затишье, с гулом леса и воли в ненастье, с трудом — для Господа, "во Имя".  Как и св. Афон, Валаам, поныне, — светит.
Афон — на юге, Валаам — на севере.

Фотогалерея

В сумеречное наше время, в надвинувшуюся "ночь мира", — нужны маяки.
Валаам — официальный сайт Валаамского монастыря.
Паломничество на Валаам.

Наше паломничество на Валаам
Путевые фото-заметки Николая Чуслова

Остров Валаам, на Ладоге. Вид из космоса.                

                  ОСТРОВ

 
         ВСЕМ, КТО ЛЮБИТ ОСТРОВ ВАЛААМ  

ЛОДКА ПЛАВНО СКОЛЬЗИТ ПО ВОЛНАМ,
УЖЕ БЛИЗКО РОДНОЙ ВАЛААМ.
ОТ ЧЕГО ЖЕ ТАК СЕРДЦЕ ЩЕМИТ,
КОГДА ВИЖУ ПРИБРЕЖНЫЙ ГРАНИТ?
БУДЕТ СНИТЬСЯ, ПОВЕРЬТЕ, И ВАМ
ДИВНЫЙ ОСТРОВ, СВЯТОЙ ВАЛААМ.

ПО ВОЛНАМ, ПО ЖИТЕЙСКИМ ВОЛНАМ
УПЛЫВАЕТ В ТУМАН ВАЛААМ.
Я ПРОЩАЮСЬ, МОЙ ОСТРОВ, С ТОБОЙ,
НО ВО СНАХ ТЫ ОСТАНЕШЬСЯ МОЙ.
РАДОСТЬ Я ПОЗАБЫЛ ГДЕ-ТО ТАМ,
В ТВОИХ ДЕБРЯХ, СЕДОЙ ВАЛААМ.

ТЫ ХРАНИ МОЮ РАДОСТЬ, ХРАНИ.
ПУСТЬ ЛАМПАД НЕ УГАСНУТ ОГНИ,
ЧТОБ ГРАНИТНЫЕ СКАЛЫ ТВОИ
ВИДЕЛ Я ИЗ ДАЛЕКОЙ ЗЕМЛИ…
НЕУЖЕЛИ НЕ СВИДЕТЬСЯ НАМ,
ОСТРОВ МИЛЫЙ, СВЯТОЙ ВАЛААМ?

                 
ИНОК ВСЕВОЛОД ФИЛИПЬЕВ    

Ладога

Ладо-Га, — путь ладный, наш.
Острова  и  широта!
Дивный свет. Волна, волна…
Седой древности пора.

Море-Ладога лежит,
и водами шевелит.
Валаам, и острова…
Коневец лежит в водах
Чудо-рыбой в берегах.

На воде — особый чар.
Небо в водах. Небеса.
Тишь и солнца блески там
нам играют по волнам.
А прибой, в размерном ритме
Сказ ведет  Духовной битвы.

Красота!   Величье здесь.
Невозможно глаз отвесть.
Бряг песчаный, и гранит.
Лес сосновый там стоит —
словно страж на берегу,
когти-корни их в песку.

Здесь витает дух суров,
Здесь монахов Божий кров.
Добровольно удалясь,
Молят Господа за нас!

В.Н.   2014г.
(Воспоминание о Ладоге)

фотографии и текст Н. Чуслов.

продолжение

© 2005-2014  serafim.com.ru. Все права защищены

Фотографии Валаам

Медиа-центр «Vыход» и Информационный туристский центр Республики Карелия представляют

Выставка
«Связующие нити». Фотография (США)

Фотографы: Фан Чен, Джессика Ричмонд, Терес Орваль, Томас Вернер.

Томас Вернер – известный американский фотограф и куратор. Выставка «Связующие нити» исследует семь традиционных музеев Петроградского района Санкт-Петербурга. Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко, Музей-квартира С.М. Кирова, Музей сновидений Зигмунда Фрейда, Музей истории фотографии, Музей-квартира Елизаровых, Музей петербургского авангарда (дом Матюшина) и Музей политической истории России вместе дают ретроспективный взгляд на историю России за последние 100 лет в моральном, социальном и экономическом контекстах.

На протяжении этого времени менялись политические лидеры, возникали новые системы ценностей, шли войны, экономика переживала взлеты и падения. Только одно оставалось неизменным – роль российского народа. Люди, которые здесь живут, проявляли силу и выдержку в эти турбулентные времена; их глубокое знание российской культуры и уважение к выдающимся деятелям, составляющим ее славу, были и являются источником гордости для целых поколений.

«В фокусе» проекта – не те, кто обычно туда попадает – богатые, знаменитые и наделенные властью, – а наоборот, те, кто на самом деле хранит культуру России и помогает ее диалогу с внешним миром. Это кураторы, хранители, научные сотрудники и смотрители музеев, которые посвятили музейному служению – часто незаметному для других – всю свою жизнь, чтобы другие узнали об истории России, ее политическом, социальном и культурном прошлом. И в то время как социокультурная история часто прерывается в моменты потрясений и разрушений – преодолеть эти разрывы помогают «связующие нити»: непрекращающиеся усилия служителей культуры.

Проект «Связующие нити» впервые был представлен в 2017 году в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.

Выставка работает до 27 октября. Место: медиа-центр «Vыход», г.

Валаамский монастырь

Петрозаводск, пр. К. Маркса, 14. Режим работы: 12.00–19.00, суббота: 12.00–17.00; воскресенье, понедельник – выходной. Телефон: (814 2) 76 14 41, e-mail: exit@museums.karelia.ru

Место проведения:
Медиа-центр «Vыход» (посмотреть на карте)

Вход: 10–20 руб.

Обсудить в форуме

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *