ФОНТАН САМСОН В ПЕТЕРГОФЕ

Фонтан Самсон

Алла Изрина

                776 лет Ледовому побоищу !               

Вода звенящею струёй
взметнулась вверх из пасти Льва.               
Вернувшись, разошлась волной,
замедлив бег свой здесь едва.

Звериный рёв глушили струи.               
Библейский Лев был виноват,
он встретился Самсону в бурю
и наступил его закат.

Полтава, Русь, отцов заветы.
Самсон как символ. Великан.
Он – Русь, а Русь – всегда Победа! 
…и умер шведский Лев от ран.      

Фонтан  же, струями звеня,
создал вокруг себя туманы.               
Сцепились брызги из дождя,
что были от Победы пьяны.

Вода звенящею струёй
взметнулась вверх из пасти Льва.               
Вернувшись, разошлась волной,
замедлив бег свой здесь едва.

03 сентября 2011г.

Фото из Интернета.

P.S.   Фонтан "Самсон", полное название "Самсон, раздирающий пасть льва", самый крупный фонтан Большого каскада в Петергофе.

日本向け開発モデル 【国内正規品 2016年モデル】 アツシ POLICE ポリス ご愛用ブランド サングラス EXILE

На трехметровом  гранитном постаменте возвышается статуя библейского богатыря Самсона, который борется со Львом,  из разорванной пасти которого  бьет высокий фонтан, поднимающийся  на  высоту до  21 метра. Он был впервые установлен в 1735 г. в честь 25-летия победы русских войск в Полтавской битве.  Библейский богатырь Самсон символизирует Русь, а Швецию – Лев, изображение которого есть на её гербе. 

© Copyright: Алла Изрина, 2011
Свидетельство о публикации №111090307449

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Алла Изрина

Рецензии

Написать рецензию

На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Алла Изрина

PR в библейской мифологии

Дьякова Елена

Самсон

Краткое содержание мифа

Самсон

Самсо́н (ивр.  Шимшо́н) — знаменитый библейский Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

Самсон, лат. Samson, Шимшон (евр. предположительно «служитель» или «солнечный»), герой ветхозаветных преданий, наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из колена Данова, из города Цора. Рождение Самсона, которому суждено «спасать Израиля от руки филистимлян»,  Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел. 

Благодаря этому, Самсон избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление — подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу). С самого детства в решающие моменты жизни на Самсона нисходит «дух господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой Самсон одолевает любых врагов. Все поступки его имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих. Так, юноша вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам. На пути в Фимнафу, где жила невеста Самсона, на него нападает молодой лев, но Самсон, исполнившись «духа господня», раздирает его, как козлёнка.

Фрагмент шиферного барельефа
"Самсон разрывает пасть льву»

Позже Самсон находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда мёдом. Это даёт ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам — «брачным друзьям» — неразрешимую загадку:

 «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Самсон поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что брачные друзья не найдут разгадки, и они, ничего не придумав за семь дней пира, пригрозили жене Самсона, что сожгут её дом, если он «оберёт их». Поддавшись просьбам жены, Самсон сообщает ей разгадку — и тут же слышит её из уст филистимлян: «Что слаще мёда, и что сильнее льва?».

Самсон, загадывающий загадки на свадьбе
1638, Рембрандт

Тогда, осуществляя первый акт своей мести, Самсон поражает тридцать филистимских воинов и отдаёт их одежды брачным друзьям. Гнев Самсона и его возвращение в Цор расцениваются женой как развод, и она выходит за одного из брачных друзей. Это служит поводом для нового акта мести филистимлянам: поймав триста лисиц, Самсон связывает их попарно хвостами, привязывает к ним горящие факелы и выпускает на жатву филистимлян, предавая огню весь урожай. За это филистимляне сжигают жену Самсона и её отца, а в ответ на новое нападение Самсона целое филистимское войско вторгается в Иудею. Три тысячи иудейских посланников просят его сдаться филистимлянам и отвратить этим от Иудеи угрозу опустошения. Самсон разрешает им связать себя и выдать филистимлянам. Однако в стане врагов «сошёл на него дух господень, и верёвки… упали… с рук его». Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян. После битвы по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего», а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи. После этих подвигов Самсон всенародно избирается «судьёй израилевым» и правит двадцать лет.

Самсон и Далила. Антонис Ван Дейк

Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная — филистимлянка Далила из долины Сорек. Подкупленная «властителями филистимскими», она трижды пытается выведать у Самсона источник его чудесной силы, но Самсон трижды обманывает её, говоря, что он станет бессильным, если его свяжут семью сырыми тетивами, или опутают новыми верёвками, или воткут его волосы в ткань. По ночам Далила осуществляет всё это, но Самсон, просыпаясь, с лёгкостью разрывает любые путы. Наконец, устав от упрёков Далилы в нелюбви и недоверии к ней, Самсон «открыл ей всё сердце своё»: он назорей божий от чрева матери, и, если остричь ему волосы, обет нарушится, сила покинет его и он станет, «как прочие люди».  

Ночью филистимляне остригают «семь кос головы» спящего Самсона, и, просыпаясь на крик Далилы: «Филистимляне на тебя, Самсон!», — он чувствует, что сила отступила от него. Враги ослепляют его, заковывают  в цепи и заставляют вращать мельничные жернова в темнице Газы.

Между тем волосы его постепенно отрастают. Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют «забавлять» собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к центральным столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся к богу молитву Самсон, вновь обретший силу, сдвигает с места два средних столба храма и с возгласом «Да умрёт душа моя с филистимлянами!» обрушивает всё здание на собравшихся, убивая в миг своей смерти больше врагов, чем за всю жизнь.

Образы и символы мифа

Ослепление Самсона. Рембрандт. 1636

Образ Самсона типологически сопоставляется с такими эпическими героями, как шумеро-аккадский Гильгамеш, греческие Геракл и Орион и др. Подобно им, Самсон обладает сверхъестественной силой, совершает богатырские подвиги, в том числе вступает в единоборство со львом. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

Волосы, безусловно, главный символ мифа.  Это символ жизненной силы, наделенной героем мифа. Волосы считались местонахождением души или магической силы. Потерять волосы означало потерять силу. Поднимая вопрос о ношении длинных волос, считается возможным объяснить это двумя причинами: 1) страхом за те беды, которые могут сотвориться со стриженными волосами и тем самым повредить человеку и 2) священностью головы, в которой обитает особый затылочный дух и боязнью неосторожным обращением с волосами причинить ему боль; «Волосы рассматриваются чем-то вроде жилища или седалища бога, так что, если их обрезать, то бог теряет жилище, которое он имеет в лице жреца», говорит он.

Лев. Символ мощи. Не зря льва считают королем зверей. Лев был распространенным образом врагов Израиля. Дух сошел на Самсона, и он победил льва, что должно было сказать ему, что он на самом деле может избавить Израиль от Филистимлян.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Гибель Самсона. Шнорр фон Карольсфельд

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец». Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне») В 19в.

Фонтан «Самсон» — символ победы в Северной войне

к этой теме обращались А. Карино (около .), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951–52) и другие.

В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: Самсон, раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др.), борьба Самсона с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др.), героическая смерть Самсона (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др.). Все основные события жизни Самсона отразил в своём творчестве Рембрандт («Самсон задаёт загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона» и др.). Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Мильтона «Самсон борец», среди музыкально-драматических произведений — оратория Г. Ф. Генделя «Самсон» и опера Ш. К. Сен-Санса «Самсон и Далила»..

Скульптурная
группа фонтана
"Самсон"

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в .). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в .).

Самый знаменитый памятник Санкт-Петербурга "Самсон, раздирающий пасть льва" — самая зрелищная композиция Большого каскада. Струя воды возносится вверх на . Постаментом служит трехметровая гранитная скала.

Скульптурная группа фонтана "Самсон" — аллегория победы России над Швецией под Полтавой. Через месяц после легендарного сражения Петра I впервые сравнили с Самсоном, что объяснялось и тем, что Полтавская битва произошла в день этого святого — 27 июня. С той поры образ Самсона стал одним из самых распространенных  символов русской армии и Петра I. Швеция же и ее король Карл XII отображались в виде льва, изображение которого присутствовало на государственном гербе Швеции.

Фонтан "Самсон" был установлен в Петергофе в 1735 году в 25 годовщину великого исторического события. Первоначально группа была отлита из свинца Б.К. Растрелли, создателем одного из лучших памятников Петру I  в Санкт-Петербурге.

Самсон и Далила
Артус Квеллинус Старший

В 1801 году монументальная группа была заменена новой, отлитой из бронзы по модели выдающегося русского скульптора — М. Козловского, который внес некоторые изменения, сохранив при этом первоначальный замысел и композицию. В том же году по проекту А. Воронихина велись работы по сооружению нового постамента фонтана, в котором были устроены ниши из которых выглядывали золоченые головы львов.

В период оккупации Петергофа скульптурная группа "Самсон, раздирающий пасть льва" была похищена и, по всей вероятности, уничтожена. На основе довоенных фотографий и набросков М. Козловского скульптура была восстановлена и отлита в бронзе. А в 1947 году "Самсон", уже третий по счету, занял свое историческое место у подножия Большого каскада, составив с ним единое художественное и композиционное ядро всего Нижнего парка Петергофа.

Социальное значение мифа

Христианские богословы, трактуя Книгу Судей, акцентируют на примере с Далилой значимость борьбы с плотской страстью. Потеря жизненной силы в результате женского коварства присуща многим мифологическим героям. Это показывает, что не всегда стоит доверять даже близким людям.

Миф о Самсоне может научить нас борьбе со Злом, он борец за справедливость. Самсон помогает своему народу избавиться от Израильского ига, что показывает его самоотверженность.

Фонтан «Самсон»

Описание:
Скульптурная группа «Самсон» расположенная в центре ковша "Большого каскада" в Петергофе.
Фонтан "Самсон раздирающий пасть льву"
Перейти на План-схему Большого каскада

При жизни Петра I при создании Большого каскада в ковше перед ним фонтан не планировался и фонтана в ковше не было. Впервые фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» установили в ковше перед Большим каскадом Петергофа в 1735 году в честь 25-летия исторической победы русской армии над шведами при Полтаве (Полтавская битва), одержанной 27 июня 1709 года в день св. Сампсония Странноприимца.
По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву.

Петергоф. Нижний парк. Фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва"

Лев связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.

За всю историю существования Петергофа перед Большим каскадом было 3 фонтана «Самсон». Первый, установленный в 1735 году, был отлит из свинца скульптором Б.-К. Растрелли, постамент для скульптуры, вероятно, спроектировал архитектор М. Земцов, а гидротехническое оснащение создал мастер-гидравлик П. Суалем. Но к 1801 году скульптура обветшала и её заменили бронзовой группой, созданной по проектам русского мастера классицизма М. Козловского. В то же время А. Воронихиным был спроектирован новый постамент.

Фонтан сильно пострадал в ходе немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Статуя Самсона была утрачена осенью 1943 года. Существует несколько версий — вывезена в Германию или распилена на части и спрятана нацистами в окрестностях Петергофа. В 1947 году скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов на основе архивных данных, фотографий и работ М. Козловского воссоздали «Самсона», восстановленный ансамбль открыт 14 сентября 1947 года.

28 декабря 2010 года статуя вновь была демонтирована и отправлена на реставрацию, а 17 апреля 2011 года возвращена на своё место.

Ключевые слова: Самсон, фонтан, Петродворец, Петергоф, Большой_каскад, скульптура Дата: 2012.06.24 21:11 Просмотров: 14558 Скачиваний: 1 Оценка: 0.00 (0 Голосов) Размер файла: 137.0 KB

Легенды и мифы в колокольчиках



Фонтан "Самсон"

Фонтан "Самсон" (полное название — "Самсон, раздирающий пасть льва") расположен в центральной части бассейна Большого каскада в Петергофе. На трехметровом гранитном постаменте возвышается статуя библейского богатыря Самсона, который борется со львом, а из пасти льва, разодранной героем, бьет высокий фонтан воды. У ног статуи расположены восемь позолоченных фонтанов-дельфинов, а в четырех нишах у основания постамента изливаются потоки воды из четырех львиных голов, которые олицетворяют четыре стороны света.

"Самсон" — самый крупный и мощный фонтан Большого каскада. Столб воды из его водомета достигает почти 21 метр в высоту.

Большой каскад составляет единое целое с Большим дворцом, силуэт которого завершает перспективу Морского канала от залива.

255 бронзовых скульптур, барельефов, маскаронов и других декоративных деталей ставят Большой каскад в число самых крупных фонтанных сооружений мира.

Тематика скульптурного оформления Большого каскада в основном заимствована из античной мифологии: языком аллегории здесь прославляется победа России в войне за выход к Балтийскому морю и посрамляется поверженный противник. Трубят победу Тритоны, Сирены и Наяды, замерли статуи античных богов и героев, взирающие с высоты своих пьедесталов на расстилающиеся перед ними морские дали.

Несмотря на изобилие героев античной мифологии, я хочу рассказать только об одном из них — Самсоне.

История появления знаменитого "Самсона" окружена легендами. Фигуру Самсона, исполненную по модели скульптора Б.К. Растрелли, установили едва ли не самой последней во всем скульптурном убранстве Большого каскада в 1734 году, в 25-ю годовщину Полтавской битвы.

Самсон. Большой каскад.
Коллекция Л.Францек

В то же время существует легенда, что "Самсон" сооружен гораздо раньше, еще при Екатерине I в 1725 году. Будто бы именно она, едва став императрицей, задумала увековечить великую битву в виде аллегорических фигур — Самсона и льва. Библейский герой символизировал Россию, а лев, изображение которого является частью шведского герба, — побежденную Швецию. Полтавская битва произошла 27 июня 1709 года, в день святого Сампсония. Именно поэтому библейский Самсон, побеждающий льва, мог наиболее полно и художественно олицетворить собой победу России над Швецией.

Впрочем, фольклору известно еще одно предание, согласно которому "Самсон" установлен еще раньше. Будто бы это произошло при Петре I, который посвятил Самсона великой победе русского флота при Гангуте.

В годы Великой Отечественной войны статуя Самсона была похищена немцами. Существует предположение, что бронзу использовали для военных нужд. Возродить легендарный фонтан стало делом чести. Летом 1947 года скульптор В.

Пасть порву

Симонов и его помощник Н. Михайлов, тщательно изучив довоенные фотографии фонтана, создали модель, по которой скульптура была отлита в бронзе на ленинградском заводе "Монументскульптура".

14 сентября 1947 года фонтан "Самсон" был открыт после реставрации. В 1956 году были восстановлены по сохранившемуся образцу восемь бронзовых фонтанов-дельфинов. И теперь ежегодно в конце лета отмечается возрождение этого уникального памятника.

Материал подготовила Лариса Францек

Фонтан "Самсон". Фото В. Леонова

Фонтан «Самсон»

Описание:
Скульптурная группа «Самсон» расположенная в центре ковша "Большого каскада" в Петергофе.
Фонтан "Самсон раздирающий пасть льву"
Перейти на План-схему Большого каскада

При жизни Петра I при создании Большого каскада в ковше перед ним фонтан не планировался и фонтана в ковше не было. Впервые фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» установили в ковше перед Большим каскадом Петергофа в 1735 году в честь 25-летия исторической победы русской армии над шведами при Полтаве (Полтавская битва), одержанной 27 июня 1709 года в день св. Сампсония Странноприимца.
По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву. Лев связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.

За всю историю существования Петергофа перед Большим каскадом было 3 фонтана «Самсон». Первый, установленный в 1735 году, был отлит из свинца скульптором Б.-К.

Фонтан Самсон — Петергоф

Растрелли, постамент для скульптуры, вероятно, спроектировал архитектор М. Земцов, а гидротехническое оснащение создал мастер-гидравлик П. Суалем. Но к 1801 году скульптура обветшала и её заменили бронзовой группой, созданной по проектам русского мастера классицизма М. Козловского. В то же время А. Воронихиным был спроектирован новый постамент.

Фонтан сильно пострадал в ходе немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Статуя Самсона была утрачена осенью 1943 года. Существует несколько версий — вывезена в Германию или распилена на части и спрятана нацистами в окрестностях Петергофа. В 1947 году скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов на основе архивных данных, фотографий и работ М. Козловского воссоздали «Самсона», восстановленный ансамбль открыт 14 сентября 1947 года.

28 декабря 2010 года статуя вновь была демонтирована и отправлена на реставрацию, а 17 апреля 2011 года возвращена на своё место.

Ключевые слова: Самсон, фонтан, Петродворец, Петергоф, Большой_каскад, скульптура Дата: 2012.06.24 21:11 Просмотров: 14557 Скачиваний: 1 Оценка: 0.00 (0 Голосов) Размер файла: 137.0 KB

14 сентября 1947 года, состоялось открытие восстановленной после Великой Отечественной войны центрального фонтана дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» — фонтана «Самсон, раздирающий пасть льва». Впервые грандиозный фонтан появился здесь в 1735 году, а струи его бьют на 21 метр в высоту!

История создания

Петр Первый планировал установить у подножия Большого каскада фонтан со статуей Геракла, побеждающего Лернейскую гидру. Однако, его планам не суждено было сбыться. Только в 1835 году при императрице Анне Иоанновне в честь 25-летия победы над шведами в Полтавской битве был установлен фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва».

Напомним, что победа над шведами была одержана 27 июня 1709 года, в День Святого Сампсония, а фигура льва символизировала врага, поскольку лев изображен на флаге Швеции.

Таким образом, Самсон символизирует величие Российского государства, а поверженный лев – символ побежденной Швеции.

Описание

У ног Самсона установлены 8 дельфинов-фонтанов, а из пасти побежденного льва вырывается струя воды высотой почти 21 метр. Львы, установленные у основания постамента, олицетворяют четыре стороны света.

Автором первой композиции, созданной в 1835 году, был Бартоломео Карло Растрелли, а постамент был сооружен по идее русского архитектора Михаила Земцова. Самсон был изображен с бородой и с развевающимся плащом и скульптура была выполнена из олова.

Со временем, из-за мягкости металла статуя сильно деформировалась и в 1802 году ее заменили на бронзовую.

Фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва" (Россия, Петергоф)

Автором новой скульптуры стал Михаил Козловский. Теперь Самсон был без плаща, совершенно обнаженный и больше напоминал мифического героя Геракла, чем библейского святого.

В это же время архитектор Андрей Воронихин создал новый постамент с нишами, в которых были установлены четыре позолоченные львиные головы.

Во время оккупации Петергофа немецкими войсками скульптурная группа была похищена, а возможно и переплавлена. В послевоенное время статуя Самсона была воссоздана по сохранившимся фотографиям и архивным материалам. Открытие восстановленного фонтана состоялось 14 сентября 1947 года, а через несколько лет были установлены и бронзовые дельфины.

Вода в фонтанную систему Петергофа, в том числе и к Самсону, подается самотеком с Ропшинских высот. По шлюзам и каналам она собирается в прудах-резервуарах на верхней террасе и затем по подземным трубам устремляется к фонтанам и каскадам Нижнего парка.

Фонтанная система Петергофа оригинальна: в отличие от Версаля, где используются специальные водоподъемные устройства, здесь вода поднимается на высоту в 21 метр без каких-либо насосов, только за счет перепада давления.

В конце декабря 2010 года фонтан Самсон был демонтирован и отправлен на реставрацию. Чтобы золото как можно дольше не смывалось водой, скульптуры покрыли двойным слоем сусально золота, а сверху нанесли два слоя специального особо прочного лака.

Всего на восстановление позолоты скульптурной композиции ушел почти килограмм чистейшего сусального золота.

В апреле 2011 года фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» был вновь открыт и солнце снова заиграло на позолоте скульптуры, придавая ей силу и выразительность.

Ссылка на источник: http://www.spb-guide.ru/page_18176.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *