ФОНТАН РОТОНДА НАТАЛЬЯ И АЛЕКСАНДР

Никитские ворота
Архитекторы: Михаил Белов, Максим Харитонов
Скульптор: Михаил Дронов
Заказчик: Комитет по культуре г. Москвы
1999

наше мнение

Никитские ворота — место на редкость бесстильное и бесформенное, однако одно из самых любимых. Причем именно москвичами, а не приезжими. И не в последнюю очередь — благодаря этой своей разноголосице, которая упорно не сливается в хор, а является, скорее, пьяным застольем. Но кто ж скажет, что оно плохо? «А белый лебедь на пруду-у-у!» — и мордой в салат. Мы русские, это многое объясняет. А еще мы москвичи — и это объясняет уже почти все. Единство и борьба противоположностей — вот наш девиз. «В Москве только птичьего молока нет» — но «хороша Москва, да не дома». «Москву селедками не удивишь» — но «в Москве сплетен не оберешься». Вроде бы и неблизко («Кому нужно, и в Москву недалеко»), а вроде и рядом: «В Москве звонили, а в Вологде звон слышали», Короче, сплошной оксюморон, растянувшийся на восемь веков и восемьдесят тыщ квадратных метров.

Ни один нормальный человек не скажет про этот фонтан ничего хорошего. Даже самый беглый взгляд углядит очевидную несоразмерность ротонды и фигурок. Чуть более пристальный — огорчится по поводу профанации линий Большого Вознесения. Эстет скривится на золоченую шапку. Пушкинолюб содрогнется лубочности образов. Торопящийся пешеход тыщу раз чертыхнется, огибая образовавшиеся гранитные баррикады. Архитектор поморщится на неграмотное торчание капителей из-под антаблемента (зубы какие-то). Искусствовед сразу вспомнит препошлые часики-ротондочки, внутри которых обязательно занимаются чем-нибудь неприличным и т.д. Но если из этого множества вычислить некоего «москвича» — он скажет «гут». Потому что «по-масковски». Часовые любви у Никитских стоят.

Можно было бы сказать «гротеск». Но вот что характерно: неоклассицизм десятых годов, весь на нем строившийся, родился и процветал в Петербурге — то есть, в рамках суперутонченной культуры, понимавшей, что утрировать нужно, но всегда знавшей меру. В Москве гротеск делать не умеют, сразу впадают в шарж. Михаил Белов зарекомендовал себя как мастер кэмпа еще на Арбате — стащив из ломбарда золотую тётьку, посадив ее на вазу и заставив непрерывно справлять нужду (все это называется фонтаном «Принцесса Турандот»). Теперь непрерывному омовению подверглось наше всё, и понятно, что молодожены с большей радостью, чем к могиле Неизвестного солдата, побегут возлагать цветы к храму не самого добродетельного в русской истории брака. Ну-ка, Сашка, ярче брызни, наш союз, чем можешь, освяти.

Николай Малинин. ИЗ КИЧА В КЭМП ПЕРЕЛЕТАЯ. Последний акт лужковского стиля: «дурь московская».  «Независимая Газета», 11 июня 1999

мнение архитектора

Михаил Белов:

— Фонтан у Никитских ворот тоже проходил по части «благоустройство», но вызвал столько же шума, сколько и храм Христа Спасителя. Правильно ли я понимаю, что это был глобальный стёб?
— Да вы что? Я никогда не шучу в архитектуре. А фонтан, очевидно, пока мало кто понял. Ведь никто и никогда не делал такой дорический ордер по кругу. А еще это единственный объект в мире, у которого есть вертикальная точка схода: там раструбы колонн и купол соединяются в перспективе. Ни у Борромини, ни у Палладио такого не было! Я хотел сделать нечто среднее между античным храмом и псковским грибом-боровиком, который чудесным образом вылез из земли (что для меня и есть Пушкин).

Фонтан-ротонда “Наталья и Александр” (Москва, Россия)

Без всякого юмора, с пиететом. И мне кажется, он врос, этот гриб, и держит площадь, стал ее винтиком. При этом все утилитарно: всего лишь пешеходный переход, а одновременно еще и фонтан. Хотя какие в Москве, при нашем климате, фонтаны?..

Николай Малинин. АРБАТСКИЙ ФРИРАЙДЕР. Интервью с архитектором Михаилом Беловым. «Штаб-квартира», 2005, март

мнение критики

Архитектор Михаил Тумаркин:

Займемся теперь вечными ценностями. Фонтан-ротонда на Площади Никитских ворот является частью проекта благоустройства длинного клина городской территории, заключенного между Большой и Малой Никитскими улицами: от сквера с памятником А.Толстому — до храма Большого Вознесения, и потом от храма — до проезжей части весьма загруженной транспортом и весьма любимой москвичами площади. Сама идея благоустройства не может вызывать ничего, кроме полного одобрения. Красивые ограды, культурное замощение, подпорные стенки и монументальные скамьи из естественного камня, почти аккуратные кусты и газоны — не првда ли, всего этого особенно не хватает центру Москвы, чтобы законно претендовать на европейскую цивилизованность? Идейную кульминацию сего благородного начинания московские власти поручили профессору г-ну Белову и его соавтору г-ну Харитонову (“Бюро Столичных Архитекторов”). 15 — 20 лет назад г-н Белов слыл одним из наиболее уважаемых и удачливых представителей движения концептуальной “бумажной” архитектуры, его лучшие проекты для японских конкурсов того времени и сегодня прозводят достаточно сильное впечатление, совсем не кажутся анахронизмами постмодернистского бума начала 80-х годов. Архитектурный фонтан у Никитских ворот — уже вторая реализация г-на Белова в этой изящной области. До этого был фонтан “Турандот” на Арбате. Учитывая дальнейшие планы Москомархитектуры ( фонтан “Источник московского остроумия” на Петровском бульваре), г-на Белова можно смело считать придворным Обершпрунгвассермейстером мэрии г.Москвы.
На первый взгляд фонтан-ротонда-памятник представляет собой строго классицистическое произведение. Канелированные колонны дорического ордера несут правильный дорический антаблемент, все это великолепие высечено из приятного на вид серого мрамора и увенчано золотым куполом немалой высоты. Внутри — фигуры Пушкина и Гончаровой, запечатленные, по-видимому, в момент приобретения матримониального статуса. Второй, более пристальный взгляд рождает только неловкую улыбку. Пропорции всех без исключения частей ротонды оказываются чудовищно и как-то комично нарушенными. Особенно “радует” мелкота человеческих фигур, уже прозванных в народе обезьянами. Как называют саму ротонду — сказать не решаюсь. Безграмотное обращение с элементами классической архитектуры, вообще-то является нормой для “лужковского” стиля. Хрестоматийный пример — здание Центра Галины Вишневской на Остоженке (авторский коллектив под руководством г-на Посохина), где нагромождение приблизительно нарисованных, кое-как скомпонованных, условно классицистических архитектурных форм носит особо циничный характер. Ротонда- памятник у Никитских ворот — явление несколько другого порядка. Детали в отдельности нарисованы профессионально, их странные пропорции (короткие “коренастые” колонны, чрезмерно высокие антаблемент и купол) вне связи друг с другом тоже имеют право на существование. Задавленные тяжестью многометрового слоя земли и бетона дорические колонны в нереализованном проекте станции метро “Красные ворота” архитектора Голосова имели еще более драматические пропорции — и воспринимаются совершенно естественно. У Белова и Харитонова зачем-то заниженные обрубки колонн продиктовали ошибочный размер скульптур меньше человеческого роста, а вытянутый блестящий купол полностью доминирует над колоннами и несчастной семьей литератора. Фонтан — памятник поэту слишком напоминает подставку под конкретно крутое золотое яйцо (Фаберже).
Все это тем более печально, поскольку вокруг — постройки мастеров московского ампира Жилярди и Григорьева. Кроме уже не раз упоминавшегося храма, это конечно усадьба Луниных, совсем рядом, на Никитском бульваре.

Михаил Тумаркин. ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.ИЛИ ХРЕН РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ. Рукопись

Г. Дерновой, инженер:

…Знаменитый каррарский мрамор для колонн, окружающих фонтан, был привезен из Италии. На колонны водрузили золотистый купол из металлических "черепичек", уложенных в 30 рядов, по 90 пластинок в каждом ряду. Прежде чем сомкнуться наверху, "черепички" постепенно уменьшаются. Точный расчет размеров пластин произвели специалисты из Института физики высоких энергий (г. Протвино), в этом же институте пластины были изготовлены на станках с числовым программным управлением и с применени ем лазерной технологии. "Черепички" выполнены из нержавеющей стали и покрыты нитридом титана, что обеспечивает не только "натуральный золотой" блеск, но и требуемые прочность и долговечность. Общий вес металлоконструкции — около тонны.

Dusheshka:

Пушкину везёт на девиц. Я прошлой весной купалась с товарищами в фонтане "Пушкин и Натали" на площади Никитских ворот. Фонтан — ротонда с куполом, а под куполом — Пушкин и Натали держаться за руки. И одна прекрасная нимфа сидела у них на руках и курила. Пушкину, наверное понравилось бы такое поведение 🙂
http://garp2.livejournal.com/41948.html

Фонтан

Наташа Кудашева

В одном саду, уютном и зеленом, стоял фонтан. Он был установлен лет тридцать назад, а может и больше. Когда-то в нем сверкали струи чистой воды и водяные брызги играли радугой. Точеные украшения яшмового корпуса, влажные от воды, блестели на солнце. Прохожие одобрительно хмыкали: "Как повезло этому саду! Нам бы такой фонтанчик…"
Но время и всяческие перестройки, происходящие во дворе, нарушили систему его водоснабжения, и фонтан  высох. Яшмовый корпус по-прежнему был красив, но слегка посерел от пыли и не блистал уже.
Фонтан еще украшал сад, но утратил свою сущность. На его резных выступах сушили белье, в ложе устроили клумбу, в верхней розетке свили гнездо птицы. Фонтан давно почти умер, но как-то все согласились с этим.
Хозяин  любил фонтан: так удобно было сидеть на бортике в тени деревьев читать газеты или колоть орехи. Дети тоже любили играть  около него и рисовать мелом на камне рыбок. И только фонтан помнил о том, что он – фонтан. Ему необходима была вода.

Фонтан-ротонда «Наталья и Александр»

Он мечтал о ней долгими зимними ночами и особенно, когда чувствовал появление новой трещинки.
Однажды что-то сдвинулось глубоко под землей и система наполнились водой. Фонтану было странно – он уже стал забывать, что такое вода, каков ее вкус и сила. Фонтану было больно – некоторые трубки его разрушились, каналы засорились. Фонтану было неловко – мелкие трещинки и сколы покрывали некогда красивый камень – он был уже не нов, увы.
 Но вода на то и вода, чтобы находить путь в каких угодно условиях. И она заполнила фонтан до краев. Изо всех сохранившихся трубочек забили свежие и чистые струи.
 Улетели с криком птицы, мох и белье были смыты чистой и радостной волной.  Сад наполнился журчанием и плеском воды. Зазеленела трава вокруг, зацвели цветы. Все удивлялись переменам.
Фонтан же просто играл струями. Его не трогал переполох вокруг. Он был намерен отныне оставаться фонтаном. И только.

© Copyright: Наташа Кудашева, 2013
Свидетельство о публикации №113072608361

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Наташа Кудашева

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Наташа Кудашева

Москва сохранила тысячи памятников истории, архитектуры и культуры. Среди них самыми удивительными и популярными считаются многочисленные фонтаны. Первые подобные сооружения появились в стольном граде во времена царствования Алексея Михайловича, который питал слабость ко всем заморским диковинам. Как правило, в своей усадьбе он часто устраивал приемы и всячески развлекал гостей, но явление не прижилось, и первый общественный фонтан был сооружен лишь в 19 веке перед Большим театром. Именно он является старейшим в Москве.

«Журавль и лисица»

Самое внушительное водное строение расположено на Манежной площади. "Улитка" состоит из двух фонтанов. Три струи с бурной пеной вырываются в самом начале сооружения. Прежде чем оказаться в русле реки, вода проделывает спиралевидный путь, что представляет собой великолепное зрелище. В центре русла реки можно увидеть красивую скульптурную композицию "Журавль и лисица", которая была создана Церетели.

 «Александр и Натали»

Этот живописный фонтан-ротонда расположен у Никитских ворот. Он был возведен к 200-летию Александра Пушкина рядом с церковью, где когда-то были обвенчаны Наталья Гончарова и великий русский поэт. Это единственный фонтан в Москве, из которого можно пить. Многие считают, что влюбленные, которые сделали глоток из источника, будут жить в любви и взаимопонимании.

«Похищение Европы»

Пожалуй, то, что происходит каждую ночь на площади Европы, можно смело назвать настоящей водной мистерией. Многоуровневое устройство водных каскадов, струи которого бьют во всех направлениях.

Фонтан Наталья и Александр на Большой Никитской

Восхитительную картину дополняет многоцветная подсветка. Сердцем фонтана является скульптурная композиция "Похищение Европы", которая была преподнесена столице правительством Бельгии. Сплетенные трубы символизируют голову быка (Зевса), который на своей спине несет похищенную девушку (Европу). Автором сооружения стал скульптор-авангардист Оливье Стребль.

Фонтан в парке Победы

Это монументальное сооружение было открыто к 50-летию Великой Победы и включает пять водных террас. В общей сложности на этих пяти террасах расположено 1418 фонтанов, которые по ночам подсвечиваются красным светом. 

Фонтаны в торговых комплексах

На территории Москвы насчитывается более 200 фонтанов, однако это число с каждым годом возрастает. Помимо крупных уличных водных сооружений, в городе достаточно зданий, интерьер которых включает собственные каскады.

Например, в торговом комплексе "Европейский" расположен фонтан "Часы", который не просто оживляет внутреннее оформление, но и действительно показывает время! Невероятно красивый фонтан расположен в комплексе "Галерея Актер". Он включает небольшой водопад и живописный мостик.

Удивительное сооружение можно увидеть в торговом центре "Принц" — трехуровневый фонтан имеет оригинальную подсветку, которая меняет цвета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *