ФОНТАН НА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ

Фонтан Витали — старейший из действующих фонтан Москвы, расположенный в сквере на Театральной площади. Изначально был задуман как водоразборный фонтан, но со временем утратил практическое значение и остался просто декоративным украшением города.

Фонтан был обустроен в 1835 году по проекту российского скульптора итальянского происхождения Джованни Витали (в русской традиции — Иван Витали), который сделал для Москвы два схожих фонтана: на Театральной площади и на Лубянской (не сохранился). Любопытно, что сначала его называли Петровским фонтаном — по Петровской площади (старое название Театральной), но в народе его привыкли называть по фамилии создателя, и этот вариант прижился лучше.

Чаша фонтана водружена на массивное гранитное основание, из-за чего со стороны он слегка напоминает Лобное место. Снизу к чаше ведут 2 лестницы (в наши дни перекрыты ограждением), от которых вокруг чаши обустроен проход по окружности основания.

Фонтан скульптора И.П. Витали. Красиво пить не запретишь!

Фонтан украшен бронзовой скульптурной группой, изображающей играющих ангелочков-путти, которые символизируют Поэзию, Трагедию, Комедию и Музыку, и увенчан двумя небольшими декоративными чашами; вероятно, символизирующие искусство путти продиктованы расположением фонтана напротив Большого театра. По бокам можно заметить дополнительные чаши, наполняющиеся водой из бронзовых львиных голов.

История фонтана Витали

Изначально фонтан Витали был задуман как водоразборный: он предназначался для доставки питьевой воды населению.

В 18 веке московские реки были окончательно загрязнены, и их воду нельзя было использовать для питья, поэтому на рубеже 18-19 веков по указу Екатерины II началось возведение Мытищинского самотёчного водопровода по проекту инженера Фридриха Бауэра. В 1804 году строительство было окончено: по системе кирпичных галерей и акведуков в Москву доставлялась чистая вода из верховья Яузы в окрестностях села Большие Мытищи. Так как доставить воду в каждый дом не представлялось возможным, на крупных площадях были устроены водоразборные фонтаны, из которых горожане могли набирать чистую воду.

Петровский водоразборный фонтан на современной Театральной площади был обустроен в 1820-х, но в знакомом горожанам виде появился лишь в 1835 году, когда его перестроили и украсили по проекту скульптора Джованни Витали. Из большой чаши фонтана набирали воду для питья и бытовых нужд, а дополнительные чаши внизу основания предназначались для водопоя лошадей.

К 20 веку водоразборные фонтаны потеряли актуальность и были демонтированы, но Петровскому фонтану повезло больше прочих: он остался на Театральной площади в декоративных целях. Помимо фонтана, на территории Москвы сохранился также Ростокинский акведук — это единственные памятники, оставшиеся от первого московского водопровода.

Городские легенды говорят, что фонтан Витали сохранился неслучайно: в советские годы под ним якобы обустроили вход в секретное Метро-2, что и спасло его от демонтажа. Так или иначе, вне зависимости от теорий заговора и конспирологических мифов он стал отличным украшением города.

Петровский фонтан Витали расположен в сквере на Театральной площади, позади памятника Карлу Марксу (ближе к площади Революции). Добраться до него можно пешком от станций метро "Театральная" Замоскворецкой линии, "Охотный Ряд" Сокольнической и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

Витали Джованни (Иван Петрович), (1794-1855), русский художник, скульптор, представитель русского классицизма, получивший известность в первую очередь своими монументально-декоративными работами. Родился в Петербурге, в семье Пьетро Витали, итальянского скульптора-формовщика, в молодые годы обосновавшегося в России. Учился у отца, а также у резчика по мрамору А. Трискорни; посещал в качестве вольнослушателя петербургскую Академию художеств. Пользовался советами К.П.

От водопоя до украшения. История появления московских фонтанов

Брюллова. В 1818 переехал в Москву, приняв предложение Трискорни возглавить московский филиал его мастерской.
Внес яркий и значительный вклад в украшение парадных ансамблей, преобразивших облик Москвы в процессе ее восстановления после пожара 1812. Исполнил скульптурное убранство Опекунского совета (1823), Технического училища (1829), Сиротского института (1830-1835), однако эти работы не сохранились либо сохранились лишь частично (подобно фигурам, венчавшим фасад Сиротского института, фрагменты которых хранятся на территории Донского монастыря). Наиболее известны его композиции (чугунная колесница Славы, рельеф Освобождение Москвы и др.) на Триумфальных воротах у Тверской заставы (1829-1834, архитектор О.И. Бове), разобранных в 1936 и воссозданных в 1968 на Кутузовском проспекте у Поклонной горы, а также фигуры декоративных фонтанов на Лубянской площади (Четыре реки; ныне перед зданием Президиума Российской академии наук) и Театральной площади ("Аллегории театра, музыки и поэзии"; обе работы — бронза, 1835). Торжественная патетика, язык аллегорий и риторических жестов выразительно дополняется в лучших его работах тонкой игрой видовых ракурсов.
В 1841 Витали переехал в Петербург, где ему было поручено скульптурное убранство Исаакиевского собора (по эскизам Витали было создано свыше 300 скульптур и рельефов для собора — в этих работах он вдохновлялся в первую очередь пластикой итальянского Возрождения). Монументален и в то же время психологически выразителен памятник Павлу I работы Витали (бронза, 1851), варианты которого были установлены в Гатчине и Павловске. Строгий классицистический канон сочетается с прочувствованной лепкой характера в его портретах ("К.П. Брюллов", 1836, Русский музей, Петербург; "А.С. Пушкин", 1837, Институт русской литературы Российской АН, Петербург; "Актриса В.Н. Асенкова", 1841, Театральный музей, Петербург; все работы — гипс). В ряде портретов и особенно в надгробиях работы мастера (надгробие И.И. Барышникова, мрамор, 1834, Донской монастырь, Москва; и др.) проступают черты романтизма. Был профессором Академии художеств (с 1842).
Умер Витали в Петербурге 5 (17) июля 1855.

Фонтаны Москвы

Фонтан Витали

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *