ФОНТАН ДРУЖБА НАРОДОВ

Дружба народов (фонтан)

Фонтан "Дружба народов" — легендарный московский фонтан, расположенный в центральной части ВДНХ (на площади Дружбы народов у Главного павильона) и ставший узнаваемым символом как самой Выставки, так и Москвы в целом. Один из трёх главных фонтанов ВДНХ наряду с "Золотым колосом" и "Каменным цветком".

Внешний вид фонтана поражает своим лоском, богатством и проработанностью: он размещён в центре огромного восьмигранного бассейна (81х56 метров) и выполнен в виде высокого снопа из пшеницы, конопли и подсолнухов, вокруг которого размещены 16 женских скульптур, изображающих Союзные республики СССР. Скульптурная группа водружена на ступенчатое гранитное основание. Высота снопа составляет 7,4 метра — он изготовлен из медных листов, выколоченных по форме, и имеет реалистичную рельефную поверхность.

Фигуры девушек, окружающие сноп, выполнены из бронзы и покрыты сусальным золотом. Они символизируют 16 Союзных республик (по часовой стрелке): РСФСР, Украинская ССР, Узбекская ССР, Грузинская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Карело-Финская ССР, Эстонская ССР, Армянская ССР, Молдавская ССР, Киргизская ССР, Азербайджанская ССР, Казахская ССР и Белорусская ССР. Каждая из 16 девушек-республик одета в национальную одежду и держит в руках какие-либо фрукты или растения: например, Россия изображена с косой на голове и пшеницей, Белоруссия — в косынке и с льном и яблоком, а Грузия — с гроздью винограда. Скульптуры расположены в порядке, аналогичном их упоминанию на гербе СССР, который опирался на список республик в Конституции СССР от 1947 года, где они ранжированы по численности населения. Однако, Молдавия и Киргизия по неизвестным причинам перепутаны местами. На переднем плане фонтана (напротив Главного павильона) размещены 3 славянские республики: Украина, Россия и Белоруссия.

Бассейн с фонтаном находится в центре крупной восьмиугольной площади Дружбы народов: уровень её центральной части понижен, поэтому к нему ведут лестницы, а рассматривать фонтан со стороны можно словно со смотровых площадок.

Авторы фонтана: архитекторы Константин Топуридзе и Г.Д. Константиновский, инженер В.И. Клявин, скульпторы Зинаида Баженова, Алексей Тенета, Иосиф Чайков, Зоя Рылеева и В.П. Гаврилов.

История фонтана "Дружба народов"

Фонтан "Дружба народов" был построен в 1951-1954 годах при реконструкции и обновлении территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), которую переделывали в Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).

На старой ВСХВ 1939 года на месте будущего фонтана располагались детское кафе и часть зоны отдыха с несколькими небольшими павильонами, но при планировании ВДНХ здесь, у Главного павильона, решили сделать восьмиугольную площадь для митингов, которая начинала бы центральную ось Выставки. Вокруг площади и вдоль центральной оси выстроили новые республиканские павильоны, а на ней самой должен был появиться памятник Сталину. Со стороны павильона "Украина" в конце аллеи предполагали построить главный фонтан Выставки — "Золотой сноп" по проекту Топуридзе и Константиновского. Однако, после начала строительства фонтана планы переигрались: место у Главного павильона сочли неудачным для площади и отдали под строительство фонтана, после чего "Золотой сноп" был перенесён на освободившуюся площадку, а на его месте впоследствии обустроили фонтан "Каменный цветок". Перед самым открытием ВДНХ главный фонтан получил название "Дружба народов".

Любопытно, что изначально фигуры девушек-республик планировали облицевать цветной смальтовой мозаикой — в таком случае он мог бы напоминать "Золотой колос" и "Каменный цветок", но в итоге от идеи отказались, и девушек позолотили. При создании скульптур скульпторам позировали представительницы титульных национальностей республик, но доподлинно известны лишь трое из них: эстонская балерина Вирве Кипле-Пасаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова — грузинка Родам Амирэджиби.

На момент запуска работу фонтана обеспечивали 8 насосов, размещённых прямо под снопом: 800 водяных струй постоянно меняли свою композицию, продолжительность цикла составляла полтора часа. Однако, со временем инженерные системы фонтана обветшали, и его работа была упрощена.

В наши дни фонтан "Дружба народов" — не только достопримечательность ВДНХ, но и один из символов Москвы. Его печатают на календарях и открытках, а гости города охотно фотографируются на фоне хоровода сверкающих золотом девушек. И, конечно же, рядом с ним очень приятно отдыхать в жаркие дни.

По вечерам композицию подсвечивают прожекторы.

Фонтан "Дружба народов" находится на площади Дружбы народов на Центральной аллее ВДНХ, позади Главного павильона. Добраться до него можно пешком от станции метро "ВДНХ" Калужско-Рижской линии.

Авторы

Создан в 1954 году.

Фонтан «Дружба народов СССР»

Архитектор — К.Т. Топуридзе, инженер — В.И. Клявина, скульпторы — З.В. Баженова, А.И. Тенета, И.М. Чайков, З.В. Рылеева, В.П. Гаврилов.

Современное состояние

Фонтан работает.

Геометрия, математика, инженерия

Фонтан имеет овальную геометрию: его размер по большой оси 81 м, а по малой 56 м. Длина по периметру 170 м. Площадь 3723 кв. м.

Рокировка фонтанов

Фонтан «Дружба народов» расположен в юго-восточной овальной части обширной одноименной площади (до 1954 года носившей название площади Колхозов), непосредственно являясь одним из ее художественных и смысловых акцентов. Первоначально на том самом месте ВСХВ 1939 года находилось детское кафе и часть южной зоны отдыха, включавшей себя несколько небольших павильонов. В ходе послевоенной реконструкции 1949–1954 годов в связи с необходимостью создания новых республиканских павильонов было принято решение выстроить их вдоль единой центральной оси, визуально связывающей Мещанскую улицу (проспект Мира) и ВСХВ. Старые деревянные павильоны снесли, и на освободившейся территории была спроектирована площадь для проведения митингов.

В схеме обновленной планировочной структуры под руководством А.Ф. Жукова и Р.Р. Кликса эта часть Выставки была задумана в форме трехлучия, оси которого сходились бы в одной точке — к новому монументу И.В. Сталину, спроектированному на месте, где сейчас начинается цветочный партер фонтана «Каменный цветок». Как раз перед этим монументом, обращенным лицом к Главному павильону, и предполагалась восьмиугольная, с эллипсовидными очертаниями площадь с пониженной центральной частью наподобие римской сцены-арены. Уже в ходе строительных работ художественный совет ВСХВ пришел к выводу, что данная площадка для митингов нецелесообразна — и в центре образованного пространства было решено разместить еще один Главный фонтан. В его основе лежал уже реализуемый в то время проект первого Главного фонтана у павильона Украины. Первоначальный фонтан, из первых «разжалованный» во вторые, переработали те же авторы К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновский — и так расцвел «Каменный цветок».

Классицизм

Архитектурное решение фонтана прекрасно вписалось как в планировку, так и в образ Выставки в целом. «Дружба народов» всем своим видом напоминает нам известнейшие образцы фонтанного искусства XVII–XVIII веков. Ступенчатая, овальная в плане чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в огромный сноп. Окружают его 16 золоченых бронзовых девушек, персонифицирующих входившие на тот момент в СССР 16 союзных республик. Скульпторам фонтана-хоровода позировали представительницы этих республик. Известны имена только трех натурщиц: эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова — грузинка Родам Амирэджиби.

Девушка-Россия смотрит на Главный павильон и держит в руках сноп пшеницы, рядом с ней славянские сестры — Украина (девушка в венке) и Белоруссия (девушка в косынке, в руке держит ветку с яблоком). Расположение шестнадцати фигур не случайно, поскольку они стоят попарно, что соотносится с порядком лент в гербе СССР — от окаймляющих девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Украины, России и так далее.

Помимо национальной подоплеки, несомненно, прослеживается и мифологическая. Образы девушек не случайно напоминают Деметру — богиню плодородия, покровительницу земледелия, так как советское искусство 1930–1950-х годов равнялось на эстетические идеалы классицизма.

Константин Топуридзе, как тонкий знаток и интерпретатор классического наследия, создавая «Дружбу народов», явно ориентировался на шедевры петровской эпохи, облик фонтана очень похож на петергофские прототипы вплоть до воспроизведения отдельных элементов — дельфинов. Интересно, что авторы фонтана не сразу пришли к лаконичному решению, построенному на сочетании красного гранита и золоченой бронзы, поскольку первоначально все фигуры, за исключением снопа, задумывались полихромными, то есть облицованными цветной смальтой. Как ни странно, но в 1954 году именно классический выбор авторов подвергся критике, заслужив оценки как «купецкая дешевка», «16 самоваров» и пр. Признавая художественные удачи, достигнутые авторами фонтана, отечественный искусствовед В.П. Толстой отмечал: «Фигуры девушек лишены декоративности, монументальности, которые необходимы для восприятия на открытом воздухе в столь обширном пространстве. <…> Они лишены пластической выразительности силуэтов, а будучи покрыты позолотой, которая ещё больше уничтожила их пластическую объёмность благодаря тому, что она сильно отсвечивает на солнце, — это совершенно нивелировало их национальное своеобразие, а сами фигуры, по идее составляющие дружный хоровод, недостаточно связаны между собой. В результате сама по себе очень хорошая поэтическая идея фонтана «Дружба народов» не получила достаточно яркого образного воплощения» .

Композиция

Есть мнения, что прототипом фонтана послужил и «Гурьевский сервиз» Степана Пименова 1809–1816 годов — его фарфоровые скульптуры напоминали античных богинь с национальными чертами в одежде и атрибутах, как и персонажи работавшего в те же годы Алексея Венецианова. В отличие от современников-академистов, художник искал свой идеал женской красоты среди крестьянок. На фоне реалистичного русского пейзажа его полуфантастические персонажи — античные богини в национальной праздничной одежде — боронят землю, а после отдыхают в тени деревьев в позах красавиц Тициана.

Интересные факты

1. До лета 2017 года фонтаны функционировали в усеченном режиме — не работала автоматика ввода струй. Но когда на Выставке в полную силу работали все фонтаны, фонтан обслуживало около 30 человек! Игра струй достигалась такой техникой, которая даже сегодня может многим показаться фантастической. Представьте себе стену высотой десять метров, на которой висят в четыре ряда моторные реле — такие «будильники» со множеством стрелок. Эти реле обеспечивали движение и замыкание контактов, которые, в свою очередь, включали различные электрические устройства. Последние приводили в движение насосы и задвижки, все это синхронизировалось. Была полностью контактная автоматика, не только без вычислительной техники, а даже без полупроводников. Все это, естественно, приходилось постоянно чистить, промывать, освобождать от пыли. Вот почему работало столько народу, рассказал в интервью «Москве-24» технический директор АО «ВДНХ» Александр Егоров в 2014 году .

 Пчелов Е.В. ВСХВ, московский метрополитен и советская символика // Вспомогательные и специальные науки истории в XX — начале XXI в.: призвание, творчество, общественное служение историка. Материалы XXVI Международной конференции. М.: РГГУ, 2014. С. 301.

 Стенограмма заседания Правления и секций Московского Союза Советских художников 19 ноября 1954 г.

 http://www.m24.ru/articles/56873.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *