ФЛОРА И ЛАВРА НА ЗАЦЕПЕ

Содержание

В документах церковь на Зацепе впервые упоминается в 1625 году. И храм Флора и Лавра появился на этом месте не случайно.

Что есть что в церкви

После строительства стен Земляного города в 1593 году на Зацепскую площадь из района современной Полянки перевели ямскую гонную слободу. Здесь появился пункт таможенного досмотра, и для упорядочения движения возов вдоль улицы была протянута цепь. Получается, что приезжавшие в Москву купцы с товаром стояли «за цепью».
При въезде в город традиционно ставили церковь.

Храм Святых Флора и Лавра

Ямщики, имевшие Фроловскую церковь на Полянке, построили такую же на Зацепе, ведь святые Флор и Лавр являются покровителями домашних животных, особенно лошадей. А день почитания святых, 31 августа, иногда называют «лошадиным праздником», так как обретения мощей святых совпало с окончанием эпидемии среди лошадей.

Современное здание строили по частям. В 1739 году появился каменный храм с главным престолом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В 1835 году приделы, трапезную и колокольню перестроили в стиле ампир. А в 1909 году к храму добавили западные пристройки. При этом он смотрится как единый ансамбль.

После революции до закрытия храма Флора и Лавра на Зацепе сюда свозили иконы из других храмов, запланированных к сносу или закрытию.

Так сюда попала икона святой Екатерины из Екатерининской церкви на Большой Ордынке, куда приходили женщины со всей Москвы помолиться о помощи в родах.

Но в 1938 году храм закрыли, здание отдали под цех фабрики металлографических и граверных работ, а у его стен появился Зацепский рынок. К тому времени церковью Флора и Лавра завладели раскольники-обновленцы, поэтому храм закрывался уже как обновленческий. Настоятеля арестовали еще в 1933 году за «антисоветскую агитацию», а в 1937 расстреляли.

В советское время церковь сильно пострадала: вокруг нее был разворотный круг трамваев, и из-за вибрации на стенах здания появились трещины. Ядовитые испарения цеха также вредили стенам.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1991 году церковь передали верующим. Вскоре появились новости, что здесь москвичи молятся о здоровье домашних питомцев. В храме также можно увидеть любителей конного спорта.

К 850-летию Москвы церкви вернули исторический облик, а недавно ее отреставрировали. От первоначального убранства храма Флора и Лавра на Зацепе сохранилась икона «Всех скорбящих радость». Ее старосте храма удалось вынести в церковь Пимена Великого.
А икона святых Флора и Лавра сохранилась потому, что при закрытии церкви ее выбросили на улицу. Святой образ подобрали и в тайне сохранили верующие. После восстановления церкви икону вернули.

Говорят, что….
.
.

А что о храме святых Флора и Лавра знаете вы?

/ Просмотров: 8555 /

Три храма, которых нет. 1. Флора и Лавра

Елена Шувалова

    За годы советской власти в Москве было снесено более трёхсот тридцати церквей. В Интернете их перечислено триста тридцать четыре. Тринадцать из них — только в Кремле.
В их числе — древнейший храм Москвы — 1300 года постройки — Спаса на Бору.

   Я сегодня расскажу вам только о трёх из этих снесённых храмов.  Кстати, есть надежда, что два из них восстановят — поскольку место, на котором они стояли, осталось незастроенным.

  Один из этих храмов стоял вот на этом месте, на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка. Переулок назван так в честь купца семнадцатого века по прозвищу Бобр. На месте дома №21 по Мясницкой располагались в семнадцатом веке его палаты.

  Потом этот участок приобрёл Иван Ильич Дмитриев-Мамонов, видный деятель Петровского времени, генерал, участник Полтавской битвы. Он был женат морганатическим браком на дочери царя Иоанна Алексеевича — Прасковье Иоанновне.

  Иван Ильич Дмитриев Мамонов был похоронен возле церкви Флора и Лавра.

  Вот как об этой церкви писал историк Москвы Алексей Фёдорович Малиновский:

  "Фрола и Лавра с приделом св. апостолов Петра и Павла у Мясницких ворот, которые указом 1658-го апреля 16-го повелено было называть Фроловскими, а улицу — Фроловскою, но прежнее привычное название как ворот, так и улицы доныне удержалось. Церковь низменная, грубой готической архитектуры, о пяти круглых главах, а колокольня пирамидальная, в описи 1620 года значится деревянною, а через лет построена боярином конюшим каменная".

  Как видим, Малиновский описал эту церковку довольно пренебрежительно. Однако, это был единственный храм Флора и Лавра в Москве — и уже этим он был уникален. Был ещё храм этих святых в слободе ямщиков на Зацепе (ныне — район Павелецкого вокзала), — но  в 1628 году главный престол церкви уже был освящен в честь Петра и Павла, а позднее он был переосвящён во имя иконы Богородицы "Всех скорбящих радость". В этой церкви остался только престол во имя Флора и Лавра, — он есть в этой церкви и сейчас.

  Святые Флор и Лавр на Руси считались покровителями лошадей. Интересно то, что именно Малиновский пишет (и больше я ни у кого этой информации не нашла), что на Мясницкой подле церкви Флора и Лавра были государевы конюшни. А Конюшенный двор в Кремле — пишет Малиновский — был построен при царе Феодоре II (сыне Бориса Годунова), — и назывался тогда Аргамачьим двором.

  Фроловской называлась раньше Спасская башня Кремля. Малиновский пишет, что Фроловской эта башня Кремля называлась со времён Дмитрия Донского. Видимо, при Донском была построена первая церковь Флора и Лавра в Кремле — возле ворот. Там же — вероятно, — была тогда княжецкая конюшенная слобода. (Спасской башня стала после того, как царь Алексей Михайлович поместил на ней образ Спаса Нерукотворного и дал Указ от 16 апреля 1658 года, где повелел называть Фроловскую башню — Спасской).

  Из Кремля к Мясницким воротам — видимо — перенёс слободу царь Иван Грозный. По крайней мере, есть свидетельства о том, что именно Грозный перенёс к Мясницким воротам церковь Флора и Лавра — тогда ещё, — конечно, деревянную. Но — поскольку Малиновский — словам которого мы не можем не доверять — пишет, что у церкви Флора и Лавра были государевы конюшни, — то логично предположить, что они и были перенесены сюда вместе с храмом — по указу царя Иоанна Первого (Четвёртого). А потом перенесены обратно в Кремль — по указу Феодора Второго; но храм уже не переносился, — а так и стоял на этом месте — до самого 1935 года. В 1935 году прокладывали первую линию Московского метро — и при строительстве станции "Чистые Пруды" — снесли церковь Флора и Лавра. Валентин Катаев в своей книге "Алмазный мой венец" , писал:«Церковка эта вдруг как бы… исчезла, превратилась  в  дощатый барак бетонного завода Метростроя, вечно покрытый слоем зеленоватой цементной пыли».

  Рабочие-метростроевцы, жившие в этом бараке, обнаружили в полу подземный ход. Поползли слухи о найденном московском кладе. Но ход быстро засыпали, а слухи прекратили. Так до сих пор о нём ничего и неизвестно.

   Церковь же Флора И Лавра знаменита была тем, что к ней свозили лошадей со всей России — в лошадиный праздник — 18 (30) августа — День святых Флора и Лавра. В этот день лошадок окропляли святой водой и служили молебен во здравие их. "Умолил Флора и Лавра — жди лошадям добра!" — говорили в народе. Флор и Лавр — это братья-христиане II века, жившие в Иллирике. Они были каменотёсами. Как каменотёсы, братья были привлечены к строительству языческого храма в Константинополе. Флор и Лавр подговорили других рабочих разрушить языческих идолов и водружить вместо них Крест. Братьев бросили живыми в колодец и засыпали землёй. Через некоторое время в Константинополе начался падёж скота. А из забытого колодца забил источник. Вода этого источника оказалась целебной для заболевших животных. Колодец разрыли, и мощи братьев обрели нетленными. Флора и Лавра причислили к лику христианских святых, и они стали покровителями домашнего скота. А в России их почитали прежде всего как покровителей лошадей.

   В этом храме — Флора и Лавра, — каменном с 1657 года — были изображения античных мудрецов — Платона, Аристотеля и Солона. Подобные изображения есть только в Благовещенском соборе Московского Кремля — домовой церкви русских царей и ещё — в Преображенском соборе Новоспасского монастыря.

  Вообще, в этом скромном по московским меркам храме  — Флора и Лавра на Мясницкой — была какая-то загадка. И подземный ход, и изображения, которые свойственны царским храмам. (Новоспасский монастырь — место захоронения бояр Романовых, Романовская усыпальница. Там захоронена, в частности, монахиня Досифея — княжна Тараканова).

  Очень жаль, что Москва утратила этот уникальный храм. Хорошо бы, чтобы его восстановили. Но — конечно, — это будет всего лишь "новодел"… Но всё же — лучше и правильнее, чтобы на этом месте — как много веков подряд — стоял храм Флора и Лавра, — чем чтобы засчёт территории бывшего храма разросталось вширь неуклюжее и некрасивое здание театра Александра Калягина с претенциозным — на мой взгляд — названием: "Et cetera…".

 

*Паперть Преображенского  собора , подобно как и всего храма, сплошь расписана  изображениями . Из них наиболее замечательны — при входе на паперть с восточной стороны по обе стороны  изображения  10-ти древних греческих  философов . Все они имеют в своих руках свитки с выписанными каким-либо изречением. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птоломей, по левой Ермий, Анахарис, Аристотель, Плутарх и Иродион. /История   Новоспасского   монастыря  и ее связь с Романовыми. М. Маркабов, кандидат физико-математических наук.

                *  *  *

   Нет, увы!

Храм Святых Мучеников Флора и Лавра на Зацепе, Москва

Победил Калягин! На месте Храма строится второе здание театра Et cetera.

   В своём обращении — ещё к Ю.М. Лужкову — артист писал — как, мол, может согласоваться то, что в храме будут отпевать покойника, а в театре — играть комедию?

   А теперь комедию будут играть прямо над кладбищенским захоронением, над героем Полтавской битвы И.И. Дмитриевым-Мамоновым, который был захоронен при храме Флора и Лавра, — и над многими другими покойниками. Это — ничего. Это- согласуется!..

  Судя по всему, храм этот уже не будет восстановлен. Театральные хапуги победили.

  Фиг я буду теперь слушать и смотреть лучший номер артиста Калягина — песенку "тётки Чарлея" на слова Роберта Бёрнса! Я теперь ему — не верю. "Любовь и бедность навсегда (его) поймали в сети?.." Не смешите! Мы с Робертом Бёрнсом теперь — отдельно, а театральные дельцы, не уважающие русскую (и — значит — никакую) культуру — отдельно.

   

 

 
Продолжение: http://www.proza.ru/2017/04/27/558

Ил.: А.М. Васнецов. Мясницкая улица. Возле Мясницких ворот. (Слева — храм Флора и Лавра.)

© Copyright: Елена Шувалова, 2017
Свидетельство о публикации №217013002224

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Елена Шувалова

Рецензии

Написать рецензию

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Елена Шувалова

В документах церковь на Зацепе впервые упоминается в 1625 году. И храм Флора и Лавра появился на этом месте не случайно.

Что есть что в церкви

После строительства стен Земляного города в 1593 году на Зацепскую площадь из района современной Полянки перевели ямскую гонную слободу. Здесь появился пункт таможенного досмотра, и для упорядочения движения возов вдоль улицы была протянута цепь. Получается, что приезжавшие в Москву купцы с товаром стояли «за цепью».
При въезде в город традиционно ставили церковь. Ямщики, имевшие Фроловскую церковь на Полянке, построили такую же на Зацепе, ведь святые Флор и Лавр являются покровителями домашних животных, особенно лошадей. А день почитания святых, 31 августа, иногда называют «лошадиным праздником», так как обретения мощей святых совпало с окончанием эпидемии среди лошадей.

Современное здание строили по частям. В 1739 году появился каменный храм с главным престолом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В 1835 году приделы, трапезную и колокольню перестроили в стиле ампир. А в 1909 году к храму добавили западные пристройки. При этом он смотрится как единый ансамбль.

После революции до закрытия храма Флора и Лавра на Зацепе сюда свозили иконы из других храмов, запланированных к сносу или закрытию.

Так сюда попала икона святой Екатерины из Екатерининской церкви на Большой Ордынке, куда приходили женщины со всей Москвы помолиться о помощи в родах.

Но в 1938 году храм закрыли, здание отдали под цех фабрики металлографических и граверных работ, а у его стен появился Зацепский рынок. К тому времени церковью Флора и Лавра завладели раскольники-обновленцы, поэтому храм закрывался уже как обновленческий. Настоятеля арестовали еще в 1933 году за «антисоветскую агитацию», а в 1937 расстреляли.

В советское время церковь сильно пострадала: вокруг нее был разворотный круг трамваев, и из-за вибрации на стенах здания появились трещины. Ядовитые испарения цеха также вредили стенам.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1991 году церковь передали верующим. Вскоре появились новости, что здесь москвичи молятся о здоровье домашних питомцев. В храме также можно увидеть любителей конного спорта.

К 850-летию Москвы церкви вернули исторический облик, а недавно ее отреставрировали. От первоначального убранства храма Флора и Лавра на Зацепе сохранилась икона «Всех скорбящих радость». Ее старосте храма удалось вынести в церковь Пимена Великого.
А икона святых Флора и Лавра сохранилась потому, что при закрытии церкви ее выбросили на улицу. Святой образ подобрали и в тайне сохранили верующие.

Храм Флора и Лавра на Зацепе. Всех скорбящих радость.

После восстановления церкви икону вернули.

Говорят, что….
.
.

А что о храме святых Флора и Лавра знаете вы?

/ Просмотров: 8554 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *