ДРАМТЕАТР ПОГОДИНА ПЕТРОПАВЛОВСК

Русский театр драмы им. Н. Погодина.

Петропавловск — город трех театров. Один из них — русский театр драмы им. Погодина — относится к числу старейших в Казахстане. Его летосчисление принято вести с 1886 года.

В 1904 году городская дума объявила о строительстве специального здания народного театра и сборе пожертвований на него. В 1906 году на пересечении улиц Театральной и Крупской (ныне Потанина) было построено здание театра из красного кирпича под расшивку. Вертикальные пилоны завершались на кровле декоративными парапетами стенками и столбиками. Зрительный зал высокий, освещен в двух уровнях. Широкая двухмаршевая лестница с металлической оградкой украшена замысловатым орнаментом. В зрительном зале имелся балкон. В дальнейшем в этом здании долгое время находилась фабрика сувениров.

В пору становления наиболее плодотворно театр работал в 1912-15 годах. В числе его лучших постановок того времени — спектакли по пьесам А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехова, Ф. Шиллера. Исполнялись также пьесы украинских и татарских драматургов. На петропавловской сцене тогда играли известные провинциальные актрисы М. Велизарий и Е. Ленина, гастролировал знаменитый трагик П. Орленев.

После Октябрьской революции 1917 года театр национализирован. В 1919 перешел в распоряжение подотдела искусств при отделе народного образования. А в 1920 году театру присвоено имя А. Луначарского. Актеры театра вели массовую работу: читали лекции, организовывали коллективы художественной самодеятельности. Большое внимание уделялось репертуарной политике, впервые поставлено более 10 спектаклей для детей. В 20-30-е годы в нем шли пьесы Л. Толстого, К. Тренева, В. Вишневского, В. Иванова, А. Луначарского, Д. Фурманова, Ф. Корнейчука, Н. Погодина.

С первых дней Великой Отечественной войны больше половины мужского состава труппы ушло на фронт. Болотов, Горлин, Огнев, Лапшин, Дроботов, Великих, Чернов, Яковенко, Плискин, Гондлер погибли в боях за Родину, Крохолев и Матвеев удостоены звания Героя Советского Союза. Театр продолжал действовать, этапными работами того времени стали постановки пьес "Васса Железнова" М. Горького, "Без вины виноватые" А. Островского, "Кремлевские куранты" Н. Погодина, "Жди меня" К. Симонова, "Нашествие" Л. Леонова. 6 ноября 1942 года состоялась премьера спектакля "Русские люди" по пьесе К. Симонова, впервые опубликованной в нескольких номерах газеты "Правда". Артисты играли и в госпиталях, на призывных пунктах. За годы войны они подготовили более 30 премьер и дали свыше двух с половиной тысяч концертов. Был организован сбор средств в фонд обороны. Большая часть труппы награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".

Плодотворно коллектив театра работал в годы освоения целины. В то время сложились его тесные творческие связи с московским академическим Малым театром. Позднее, в 1986 году, на его сцене с большим успехом прошли гастроли погодинцев.

Осенью 1962 года театру присвоено имя драматурга Николая Погодина, многие пьесы которого вошли в его репертуар.

С декабря 1972 года театр работает в новом здании (сохранилось и старое, в нем сейчас размещается частное предприятие).

Осенью 1962 года театру присвоено имя драматурга Николая Погодина, многие пьесы которого вошли в его репертуар. С декабря 1972 года театр работает в новом здании (сохранилось и старое, в нем сейчас размещается частное предприятие).

За всю историю своего существования театром было поставлено около 15 тысяч спектаклей, которыми было охвачено более 5 млн. зрителей. В разные годы эту труппу возглавляли заслуженные артисты КазССР Г. Пушкарев (1956-62) и Н. Найденов (1963-74), заслуженный деятель искусств КазССР Н. Воложанин (1975-79).

Целую галерею образов создали на сцене народный артист РСФСР П. Некрасов, народные артисты Казахстана П.

театр драмы им. Н.Погодина

Рогальский, Т. Кучина, Г. Шарнин, И. Арчибасов, Л. Ванюкова, заслуженные артисты Республики Казахстан М. Александров, Ф. Макаров, В. Кристель, М. Тройнина, Ю. Хвостиков, Н. Косыгина, обладатель почетного знака «М?дениет ?айраткері» В. Шустов, Б. Баско, художественный руководитель театра В.Шалаев и многие другие мастера сцены.

Гастрольные маршруты погодинцев проходили по многим городам Казахстана. Коллектив также выступал в Российской Федерации, на Украине, Урале, Сибири, Дальнем Востоке.

В спектаклях этого театра участвовали приезжавшие на гастроли народные артисты СССР Е. Козырева ("Гроза"), М. Царев ("Маскарад"), Р. Нифонтова ("Оптимистическая трагедия") и другие.

В истории петропавловского русского театра немало знаменательных событий. В 1957 году Министерство культуры КазССР впервые проводило республиканский смотр драматических театров. За постановку исторической драмы С. Муканова «Чокан Валиханов» театр был награжден дипломом 1 степени.

Спектакли погодинцев "Молодожены" по пьесе Э. Манова и "Мария Стюарт" по Ф. Шиллеру были удостоены дипломов фестивалей болгарской (1978 год) и немецкой (1981 год) драматургии. С "Марией Стюарт" театр выступил в культурной программе московских Олимпийских игр 1980 года. В 1975 и 1982 годах с успехом прошли его отчеты в Алма-Ате, в 1982-м он награжден Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР. На проходившем в Петропавловске X республиканском фестивале театров (2002 год) его спектакль по драме Г. Мусрепова "Козы-Корпеш и Баян-Сулу" получил "Гран-При".

Труппу погодинцев отличает особое напряжение творческих сил, внутренняя подвижность, склонность к поиску и эксперименту. Яркое доказательство тому звание «лауреата», которым театр был удостоен на XIV Республиканском фестивале, посвященном 15-летию независимости Республики Казахстан, прошедшем в Астане в июне 2006 года.

31 мая 2008 года была поставлена двухактная пьеса «Суд Магжана», приуроченная к 115-летию Магжана Жумабаева, режиссер-постановщик и автор которой был В. Шалаев.

Театр подтвердил, что он был и остается хранителем нравственных и эстетических ценностей, духовным центром, способствующим формированию социальной стабильности, гуманизации личности и общества.

" Имя имен в первом крике младенца
узнаешь ли ты, повитуха?"
Александр Башлачев

-1-

Андрей. Первозванная ноша, – она, как горб, – другим на потеху!
Держи нос бодрей, ловец человеков!
Расскажи, уютно ли в лодке, если рядом кто-то идет по воде?
Не тускла ль позолота, если рисуешь нимб?
Если семь лет молчать – сколько улыбок спряталось в бороде?
И сколько было из них – воистину искренних?
И сколько раз ты пытался идти, и всегда – почему тонул?
Сколько лет ты искал материал, способный сиять?
Сколько масок содрал, прежде чем хоть один раз – вдохнул ?
Сколько языков изучил, прежде чем научился – молчать?
И когда понял, почему так часто рифмуют любовь-морковь
Как сумел осознать, что не стыдно быть – этим ослом?
… В темной, жалкой лачуге она плакала, а он молчал ей о том,
Как неважно все, кроме ее первого бала и прядки над бледным виском…

-2-

Сергей. Э-гей, разбойничек-Соловей!
Думали, выправит Айседора?
Велика Федора –
Да дура!
А серый – это цвет пыли, странствий и старых скал
Серыми могут быть одновременно и волк, и овца
Так, как можно писать про березки и писать в хрустальный бокал
Оттого не теряя ни таланта, ни красоты лица
И его будут находить под утро среди разбитых зеркал
Подумают, – пьян, а он ходил по ту сторону Пустоты
И так набрался ее, что потом всю ночь затыкал
Свою душу грязным тряпьем суеты!
А душа во всю глотку кричала – за аккордом аккорд,
Так, как можно познать – только стоя на самом краю…!
….И за окнами странник подберет свое имя, – и побредет,
В такт помахивая клюкою – в даль свою радонежскую.

-3-

Владимир. Так ли Красно твое солнышко
Над древней землей
Той, что ты был призван спасти?
Володей – миром души своей. И уздой
Рогнедовой ненависти.
Да коней привередливых – не гони, где твой страх?
Понесут, если б в небо, а то, как обычно, – в трясину!
Где так тошно оттого, что даже облаку положено быть – в штанах,
Чтоб в карманы их засунуть красную паспортину…
Чтобы спрятать в них просроченную бомбу мировой революции,
И размышлять, собирая у бронзовых ног гвоздики, плевки и листья,
Что лучше всего – быть Вовочкой: у него нет проблем, кроме поллюции.
И пусть другие надутые умники ищут истину!

-4-

Игорь.
"Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском",
Декаданс, гимназистки со взглядом цыганским,
Как изысканно вянет букет у окна, –
Гиацинтовый мой, – ночь нежна…
Ах, – как нервно, печально, безумно устали
Вы уже от свечей, пахитосок, вуалей!
Ах, – зачем вы мечтаете о войне?
Вам опять снились всполохи, крики коней,
Вы опять просыпались с оплавленным взглядом?
Полно. Прошлое быстро становится ядом.
Полно, князь мой. Мечей уж давно не куют,
Дань снимают лишь вязким теченьем минут,
И никто не глядит на обидчиков ныне
Рысьим взглядом языческой Вашей княгини.

-5-

Петр.
Может ли камень быть трижды расколот, оставаясь таким, как был?
Или это всего лишь сказка о том, что можно красиво предать?
Нет ответа, апостол….Нет ответа – но даже если б и был
Его надо выстрадать.
И именно так определяют где белый, а где черный, когда лебедь – одна.
Когда на Лебяжьем озере – из десяти эшелонов с детьми один уходит под лед…
И так однажды просыпаются в психушке, смешав времена,
В которых не поймешь, кто герой анекдотов, а кто реально живет…
И так прорубают окна в Европу, забывая в сенях Сибирь.
Так в припадке гнева учатся собственноручно казнить.
Так меняют ключи от рая на замызганную псалтирь.
Так играют с юной Фике, глядя, как ее губы легко выдыхают : "Убить!".

-6-

По Рассее слух прошел:
Николай с ума сошел!
А сумасшедшим нынче проще
Все равно смысла нет ни в чем. Так какая разница?
А тут хотя бы есть шанс превратиться в мощи…
И этим прославиться….
Но и здесь не обогнать тезку- Угодника!
Даже Деда Мороза – и то придумали.
А решишь из принципа стать греховодником, –
Так у нас на мораль давным-давно плюнули..

Старожилы: Драматический театр имени Н. Погодина

И от этой нелепицы, право, хочется
Стать Миколой – чучелом из соломы.
Растопырить пальцы – и ловить ворон.
Однозначно более безопасно, чем трон.
А придет отче Серафиме с очередным пророчеством, –
Что с меня взять? Разве что соломенную корону
Одиночества…

-7-

Константин. Город с твоим именем жив, но у него другое лицо.
Базилевс с твоим именем мертв, но его лицо смотрит с древних монет.
Если твое имя повторять, оно легко может свернуться в кольцо
Оставаясь при этом константой, которой в учебниках нет.
Твое имя начинают произносить, когда думают о сложении
В твоем имени есть даже что-то об управлении государством
Твое имя можно найти как производную пространства и времени
А еще его можно употребить как лекарство.
Твое имя – ворота в мир черных дыр и аннигиляции.
Твое имя – импульс в цепи электрической.
А у девиц с Молдаванки и Пересыпи на него – такая реакция,
Что поневоле станешь думать исключительно метафизически.

-8-

Леонид
Со щитом или на щите, Герой?"
Со щитом, мой муж, со щитом!"
У мужества – два лица: страх и жажда его превозмочь.
И у смерти их тоже два – одно на каждый день, другое – однажды…
Если каждый день видеть первое, становишься легким, как ночь.
Если увидишь второе – абсолютно все перестанет быть важным.
И миллионы боятся старухи с косой, а она хохочет внутри минут.
И есть единицы, – они хохочут в каждой минуте, танцуя с ней.
Потому про них говорят, что они – дети зверей,
Так как взрослые, тем более люди от этого быстро сдают.
Звери опускают морду на лапы, люди путаются в словах,
Сажают деревья, строят игрушечные домики
Очень сильно воображают, что от этого окажутся на небесах
А на самом деле те и другие превращаются в холмики.
Дети – другое дело. Они и знать не знают про,
Им все равно, по какую сторону играть в пустоте..
"Со щитом или на щите? Отвечай же, глупая, бедная Геро!"
" На щите, львенок, на этот раз – на щите"

-9-

Александр
Это имя сжигает, как в топке. всех, кто им наделен.
Оно – саламандра, зачем-то заключенная в звук.
И оно пробуждается, стоить няньке повысить тон
Оно выпускает когти, если не кормить его с рук.
Оно не дает ни спокойно жить, ни спокойно уснуть.
Если ты дашь слабинку, оно тут же уйдет в разнос!
Оно не терпит слюней, его невозможно согнуть.
Его, как поезд, – можно только пустить под откос.
Когда оно смотрит на звезды, – оно хочет играть с ними
и бросить, когда надоест.
Ойкумена мала ему, как юноше – ползунки.
Человечек, если тебя хватит приручить хотя бы треть того, что в нем есть,
Ты обречен Вечности – царь ли ты, воин, или всего лишь пишешь стихи..

-10-

Ярослав. Ярость и слава. Яркое
Слишком яркое солнце чаще всего слепит глаза
И мудрость твоя – быть за
Спинами тех, кто рвется вперед.
И на полшага над – просчитывая следующий ход.
Ярослав. Яру, солнцу – слава!
Мудрости в мире растить хлеба – слава!
Слава очагу, в котором веками не стынет зола
Слава жизни, – такой, как есть: своенравной,
И обильной, и жаждущей – еще тепла!
Так, – зегзицею по Дунаю, – до сих пор летит, как стрела,
Выпущенная в завтра – дочь твоя Ярославна.

Самые первые упоминания о театральной культуре Петропавловска относятся к 60-годам XIX века, однако история Петропавловской сцены начинается в зимний сезон 1886 -1887 г. Для театральных представлений было приспособлено здание подвала, пожертвованное некогда одним купцом для женской прогимназии. В январе 1887 г. на страницах Томской газеты .Сибирский вестник" появилось сообщение, что в Петропавловске, городе торговли и купеческом, водворилась целая коллекция драматических артистов — товарищество под главенством А. Г. Горбунова.

Петропавловск с уверенностью можно назвать одним из первых городов Казахстана где появилась своя театральная жизнь. Первые упоминания и отдельные сообщения о театральной культуре в городе относятся к 60-м годам 19-го века, однако подлинная и документально подтвержденная история петропавловской сцены начинается в зимний сезон 1886-1887 годов. На страницах томской газеты «Сибирский вестник» за январь 1887 года можно прочесть такие строки: “в Петропавловске водворилась целая коллекция драматических артистов — товарищество под главенством А.Г. Горбунова».

В городском историко-краеведческом музее есть любопытный документ: Телеграф в Омск из Петропавловска. Генерал-губернатору Западной Сибири. Сентябрь 19-го 1887г. Завтра предложен спектакль с благотворительной целью. Дается «Счастливый день», напечатанный в июльской книге «Отечественных записок». Губернатор не разрешил неполучением указания; покорнейше прошу разрешить. Ответ оплачен Щербаков».

Так в сентябре 1887года с премьеры постановки по пьесе А. Островского и Н. Соловьева «Счастливый день» началась галерея спектаклей по произведениям великого русского драматурга. На афишах первых сезонов имя А. Островского встречается часто. Это репертуарное пристрастие театр сохранит и во все последующие годы.

В записях В. Тальзатти .Театральное дело в Сибири» (датируемых 1897 годом) говорится, что в Петропавловске, « есть небольшой каменный театр, вмещающий публики рублей на 500-550» и что зимой там можно работать неделю-другую, чтобы обеспечить полные сборы. Судя по скупым сведениям газетных заметок, в театральном помещении проходили танцевальные вечера, концерты, игрались любительские спектакли. В январе-феврале 1897г. местные любители показали несколько спектаклей для народа. Комедия А. Островского «Бедность не порок» и его же народная драма «Не так живи, как хочется» привлекли массу публики. В год, когда Россия широко отмечала столетие со дня рождения Н.В. Гоголя, большим событием в культурной жизни Петропавловска стал спектакль Женитьба, с большим успехом он был сыгран 24 мая 1909 года.

Весной 1918 года свою творческую деятельность начал Русский советский театр. Им руководил бывший антрепренер Н. Сарматов,опытный организатор и хороший актер. Ставились произведения А. Островского, устраивались спектакли-митинги, живые картины – «гимн труду,Великий коммунар» и др. Памятным событием в жизни театра стал сезон 1923-24 года когда состоялась премьера спектакля «Кровавое воскресенье» по мотивам произведений М. Горького. Театр играл его и в рабочих клубах, а вырученные средства передал на первый в городе памятник вождю мирового пролетариата В.И. Ленину, который был открыт в июле 1926 года.

В 1934 году впервые на петропавловской афише появилось имя постоянного корреспондента газеты «Правда» Николая Погодина. Спектакль «Мой друг» был пронизан острым чувством времени. Вовлеченные в действие зрители размышляли над насущными проблемами сегодняшней жизни.

Осенью 1941г, в Петропавловск стали приезжать эвакуированные артисты из многих театров страны, в труппу влились новые актерские силы А.С. Краснопольский, Л.А. Покрас, Э.Д. Мильтон, К.К. Чосс и др. Труппа театра играла спектакли и концерты на призывных пунктах, в воинских частях, госпиталях, выезжала к сельским труженикам. Всего за годы войны было давно свыше 2,5 тысяч концертов, сыграно тридцать с лишним премьер. В этот период был поставлен спектакль по пьесе М. Ауэзова Гвардия чести. В основе её лежали подлинные события – героическая, оборона Москвы воинами 316- ой стрелковой дивизии под командованием Панфилова, образ талантливого полководца, создал артист А.С. Ковалевский. Павел Рогальский в роли Тулегена Тохтарова и на этот раз показал разносторонность и силу своего дарования. Когда на сцене играл Павел Рогальский, в зале часто раздавались аплодисменты, он первый артист, кто первым был удостоен звания Народного артиста Казахской ССР.

В 1957 году впервые на русской сцене была осуществлена постановка исторической драмы Сабита Муканова «Чокан Валиханов» о короткой и прекрасной жизни замечательного казахского мыслителя, пытливого этнографа, смелого путешественника, публициста, ученого и исследователя истории народов Востока.

Осенью 1962 г. театру было присвоено имя Лауреата Ленинской премии драматурга Николая Фёдоровича Погодина. В декабре 1972 года театр переехал в новое красивое современное здание. Директор театра заслуженный артист С.В. Скворцов принял символический ключ от строителей. 27 декабря, в праздничный вечер открытия, состоялась премьера новой пьесы С. Муканова «Сакен Сейфулин.

В Независимом Казахстане, начинается новейшая история театра, который, на сегодняшний день, имеет 125-летний возраст своей творческой деятельности.Театр не утратил своих лучших традиций, постоянно обновляет текущий репертуар, живо откликается на культурно-общественные события нашей Республики.

Афиша театра за годы Независимости пополнилась спектаклями по лучшимо бразцам мировой драматургии. Такими как; « Чайка», «Три сестры» А.П. Чехова, «Король Лир» У. Шеспир, «Лев зимой» Дж. Голдмена, «Васса Железнова» М. Горького, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Счастливый день», «Гроза» А.

Театр Погодина Петропавловск афиша спектаклей

Островского, «Странная миссис Сэвидж», «Дорогая Памела» Джона Патрика и многими другими.

Особую репертуарную ветвь театра составляют пьесы казахских драматургов: «Козы Корпеш и Баян сулу» Габита Мусрепова на X Республиканском фестивале театров, проходившим в г. Петропавловске посвященном 100-летию Г. Мусрепова этот спектакль завоевал Гран При. Написанная и поставленная пьеса о гениальном и великом казахском поэте Магжане Жумабаеве – «Суд Магжана» на II Международном театральном фестивале стран Центральной Азии (г. Алматы, 2008г.) получил звание «Лауреата» в номинации «За яркое воплощение исторической личности» на казахстанской сцене.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *