ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРЖАЧА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Киржач город во Владимирской области России, административный центр Киржачского района. Находится по обеим берегам одноименной реки в 90 километрах от Москвы и в 125 от Владимира, население около 26 тысяч человек.
Сегодня в Киржаче существует машиностроительный колледж и профессиональное училище.

Много внимания уделяется детям: работают спортивная школа, две школы искусства, центр детского творчества. Имеются дом культуры, центр народной культуры, Дом народного творчества, кинотеатры, музеи краеведческий и художественный. В городе работают следующие предприятия: ОАО «Завод Автосвет», ОАО «КИЗ», ОАО «Киржачская мебельная фабрика», ЗАО «Першинское литьё, АО «Киржачский молокозавод», ОАО «Киржачская швейная фабрика» и ряд других, более мелких. Климат умеренно континентальный. Здесь тёплое лето, холодная зима и хорошо выраженные переходные периоды — весна и осень.

История Киржача

Название городу и району дала протекающая здесь река. Слово Киржач пришедшее к нам от древних племен, некогда обитавших в этих землях, означает левый. Река Киржач левый приток Клязьмы. На территории Киржачского района найдены неолитические стоянки, относящиеся к середине 3-го тысячелетия до нашей эры. Например, около сел Заречье, Ратькова, около хутора Буяне; по берегам мелких речушек на территории района сохраняется несколько древних курганов — захоронений древнеславянского периода.

Первое письменное упоминание о поселении на реке Киржач найдено в завещании великого князя Ивана Даниловича по прозвищу Иван Калита, вошедшего в историю в качестве собирателя русских удельных княжеств вокруг Москвы. Однако церковные записи относят основание Киржача лет на 30 позднее и приписывают великому печальнику земли Русской Сергию Радонежскому.

Одна из легенд, нашедшая отражение в росписи надвратной церкви монастыря, повествует, что Сергий, которому претила мелочная междоусобная борьба светских и церковных властителей, ушел в пустынные леса. Однажды он вышел к реке с песчаным перекатом, перешел ее в брод, полюбовался кишащей в ней рыбой, и, поднявшись на поросшую могучими деревьями кручу, увидел почти на самой вершине родник. Вода была холодная и чистая. Вокруг, докуда хватало глаз, простирался сосновый лес, внизу голубела река.

Покоренный этой красотой и величием, Сергий решил здесь поселиться. На вершине он построил себе скит, заключил родничок в колодец. Это место киржачане и до сих пор чтят как Сергиево и многие берут воду из его колодца. Потом к нему присединились некоторые монахи, тоже недовольные правлением в Лавре. Вместе они основали в 1358 году монастырь, который и положил начало городу Киржачу.

В монастырской летописи записано, что о новой обители узнали жители окрестных деревень и стали приходить на богомолье. Около монастыря вскоре выросла слободка. Расцвет Киржачского монастыря приходится на XV-XVIII века. По переписным книгам 1678 года его владения, кроме подмонастырской слободки и села Селиванова Гора на другом берегу реки, насчитывали 26 деревень, в которых было 354 двора крестьянских и 42 бобыльских.

Стромынский тракт, а он пролегал рядом с современной автомобильной дорогой, связывающей села Филипповское и Стромынь с Киржачом, оказал огромное влияние на хозяйственное развитие района.

Все достопримечательности Киржача (17)

Круглый год  везли купцы товары из Ополья в Москву и из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. По этой дороге пришли в город и район ремесла и промыслы, ставшие основой жизни Киржача. В частности, два века тому назад здесь, в деревнях вдоль Стромынки, образовался шелковый пояс Владимирщины с центром в городе Киржаче. Здесь, передавая из поколения в поколение свое умение ткать гладьевые и ворсовые шелковые ткани и тщательно оберегая секреты от чужого глаза, росли настоящие мастера своего дела.

После закрытия монастыря в 1764 г. слобода становится селом Киржач, которое в 1778 г. преобразуется в город Владимирского наместничества (с 1796 г. Владимирская губерния). В XIX веке жизнь города значительно оживляла проходившая через него большая торговая дорога Стромынка, связывавшая Москву с текстильным краем. Жители города и окрестных деревень занимались преимущественно шелкоткачеством и столярно-плотничным делом. Особенно славились местные резчики по дереву, известные в Москве как аргуны (от названия села Аргуново).

После упразднения монастыря в 1764 году Киржач становится селом. В 1778 году при образовании Владимирского наместничества (с 1796 года Владимирская губерния) сёла Киржач и Селиванова Гора были объединены в уездный город Киржач.

Во время Великой Отечественной войны Киржач был одним из опорных пунктов круговой обороны Москвы, местом подготовки лётчиков, планеристов, десантников. На базе 9-го воздушно-десантного корпуса в Киржаче была сформирована 36-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием полковника М. И. Денисенко. В 1942—1943 годах в городе временно базировался знаменитый боевой женский авиаполк прославленной лётчицы Марины Расковой. После войны на киржачском аэродроме проходили парашютную подготовку многие известные лётчики и космонавты первого отряда.

Достопримечательности Киржача

На фото: Благовещенский собор самый старый храм на территории Благовещенского монастыря в Киржаче.

Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь. Впервые был основан в 1358 году Сергием Радонежским как мужской. После упраздения в 1764 году, монастырские церкви превращены в приходские. В середине XIX века здешние храмы с любовью расписывал иконописец и в то же время основатель местной шелковой промышленности Александр Петрович Соловьев. В 1864-1869 годах его наследники, Петр и Александр, у могил своих родителей построили огромный храм Всех святых Божиих с высокой шестиярусной колокольней в стиле русского национального романтизма. В 1995 году монастырь вновь открыт, но как женский. С 1997 года в подклете Благовещенского собора находятся мощи преподобного иеромонаха Романа Киржачского, ученика Сергия Радонежского, первого игумена Благовещенского монастыря.

Никольская церковь на Селивановой горе кирпичная церковь, построенная в 1764 году на средства купца Т. Петрова. Двусветный одноглавый одноапсидный четверик со скромным декором. Трапезная с Сергиевским и Покровским приделами выстроена вновь в 1837 году, новая колокольня в русско-византийском стиле сооружена ближе к концу XIX века попечением М. Позднякова. Основой объем храма представляет собой двусветный четверик с граненой апсидой. Архитектурное убранство весьма лаконично – только угловые сдвоенные пилястры и барочные наличники криволинейных очертаний. В 1887 г. вследствие возрастания числа прихожан построена более обширная трапезная, в которой устроены два придела (третий престол освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы). В это же время построена новая четырехъярусная колокольня в «тоновском» стиле. Была закрыта в тридцатых годах 20 века. Вновь открыта в 1993.

Памятник боевому десантному планеру А-7 поставлен в память о событиях 1942-43 года, когда Киржач являлся местом подготовки лётчиков, планеристов, десантников.

Никольская церковь в Заболотье кирпичная церковь, построенная в 1846 году в стиле позднего классицизма. Двусветный четверик, увенчанный ротондой, с небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней под шпилем. Приделы в трапезной Сергиевский и Георгиевский. Была закрыта в конце 1930-х, в 1946 году вновь открыта и более не закрывалась.

На фото: Торговые ряды

В 18 километрах от Киржача находится место, где погиб Юрий Гагарин  и Владимир Серегин. Здесь установлен обелиск.

Достопримечательности Владимирской области

Населенные пункты

Город Киржач Владимирской области расположился на берегу реки с одноименным названием и интересен туристам своими достопримечательностями. В этом небольшом городке с население в 27 тысяч человек вы сможете увидеть старинные постройки и храмы на фоне красивых природных ландшафтов. Здесь каждый сможет насладиться тишиной и спокойствием, отдохнуть от шума мегаполиса и узнать об истории края. Принято считать, что отцами-основателями города являются Сергий Радонежский и его ученик Роман Киржачский, которые в 1358 году на высоком берегу реки Киржач заложили Благовещенский мужской монастырь, вокруг которого  и разрослась подмонастырная  слобода, а позже образовался город.

Главная достопримечательность  города Киржач  —  Благовещенский монастырь с Благовещенским собором XVI в.  В соборе хранятся мощи преподобного Романа Киржачского. На территории монастыря можно набрать святой воды из источника, ископанного Сергием Радонежским. Еще одна достопримечательность Киржача,  которую часто посещают туристы, – церковь Спаса Всемилостивого, расположенная рядом с Благовещенским собором.  Эта очень необычная по своей архитектуре церковь «под колоколы» была построена в середине XVII века на средства боярина И. Милославского. Под церковью находится усыпальница рода Милославских.

Город Киржач: достопримечательности и интересные места (с фото)

Церковь Андрея Первозванного была построена в 1825 году на Андреевском погосте близ деревни Новоселово, недалеко от мемориала на месте гибели Ю. Гагарина и В. Серегина.

Многие путешественники — любители экстремального отдыха, заезжают на Киржачский аэродром. Здесь работает аэроклуб, на территории которого ежегодно проводится Кубок России по парашютной акробатике. Также это место знаменито тем, что здесь проходили тренировки первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Сегодня каждый гость сможет совершить прыжок с парашютом и пройти курс обучения свободному падению.

Познакомиться с историей города, местными народными промыслами приглашает историко-краеведческий и художественный музей Киржачского района. Музей расположен в историческом здании — памятнике архитектуры второй половины XIX века — доме Винокуровых-Рябовых. Большой интерес вызывают новые достопримечательности города Киржач — музейно-парковая зона «Вшивая горка», Музей наличника,  Музей меди и латуни, самый  длинный в России деревянный пешеходный Типографский мост, смотровая площадка «Зайчушка». Осмотр достопримечательностей Киржача Владимирской области можно чудесным образом сочетать с прекрасным отдыхом на природе.

Музей-усадьба XIX века фабриканта Думнова С.И. в селе Заречье  — это увлекательная экскурсия по старинной усадьбе, посещение фабрики-светелки по производству шелкового бархата, чаепитие с пирогами, уникальные куклы, созданные руками хозяйки дома.

«Купцы и мещане города Киржача».

Разговор о купечестве можно бы начать с высказывания известного русского крупного промышленника Рябушинского Павла Павловича: «Купечество для нас то же, что замки для средневековых рыцарей». Известно, что средневековые феодальные замки представляли собой непреступные крепости: с мощными стенами, башнями, подъемными мостами. В каком смысле купечество было для нас рыцарскими замками? Да, многие купцы в России были владельцами мануфактур, фабрично-заводских производств, они входили в торговые дома, имели свои торговые марки, поэтому в смысле материально-экономическом купечество действительно было неприступными крепостями, но не следует упускать и другой, более важный смысл этого сравнения – духовный. Купечество наше вместе с народом русским было хранителем национального самосознания или, как бы сейчас сказали, — менталитета (духа нации).

С Третьяковыми, Морозовыми, Мамонтовыми, с нашими киржачскими Соловьевыми к нам, Слава Богу, возвращается образ благочестивого русского купца в лучших своих представителях: глубоко верующего, богобоязненного (сколько храмов у нас в России выстроено было на средства купечества во Славу Божию, сколько дел благотворительности сделано им же), ревностного патриота Отечества (вспомним Козьму Минина, организатора ополчения в Смутное время, стоит вспомнить и литературный образ купца Феропонтова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». При отступлении наших войск в Отечественную войну 1812 года, он разорил собственноручно свою лавочку, раздавал продукты нашим солдатам, лишь бы не достались французам. Этот настрой был характерным для того времени). Купечество было хранителем проверенных временем народных традиций, защитником самобытных государственных устоев (самодержавия), радетелем просвещения, в первую очередь христианского, культуры – словом, — настоящая кладовая русского духа, соборности церковного русского сознания, православных традиций.

То самое русское купечество, жизнь и быт которого известный нам драматург и критический реалист Островский А.Н. представил как фарс (хапуги, мол, одни и накопители).

А ведь в их лавках, в их сундуках с массивными замками хранились не только ткани (если речь о шелкоткачестве местных купцов), отмеряемые аршинами – там хранились сокровища русского духа, тайники трепетно и благоговейно верующей русской души. Да, конечно, слово «купец» — от слова «купить», «купля». Да, внешне купечество в истоке своем неотделимо от процесса купли-продажи, а потом и производстве ради купли-продажи. Но в добром консервативном смысле купцы становились накопителями духовно-материального состояния в общенациональном масштабе.

Помниться, был такой знаменитый торговый путь «Из варяг в греки». Это был путь не только торгового, но и плодотворнейшего культурного обмена между Русью и величайшей тогда империей – Византией, столицей которой был Константинополь, а славяне – Русиче называли, его Царь — Градом. В результате этого обмена Русь приняла, ка эстафету, из рук гибнущей Византии драгоценное сокровище – Христианство, православие, нашу веру, благодаря духовному фундаменту которой, Русь, начиная с 15в., с момента укрепления Московского государства стала Великой Святой Русью.

Остаётся вспомнить ещё знаменитого тверского купца Афанасия Никитина, который, помните, совершил путешествие в Индию и оставил свои наблюдения, записи о нравах, быте, укладе жизни дальних земель потомкам (т.е. нам с вами). Ведь, его путевой опыт расширил географические представления о жизни народов Востока.

И теперь мы с вами на пороге открытия значительности того факта, что, оказывается, в наших краях существовал свой путь «Из варяг в греки» и назывался он Стромынкой – это известный торговый тракт, который брал начало в Москве на ул. Стромынке, проходил через село Стромынь, Филипповское, Киржач, Покров, Юрьев – Польский, Суздаль, Владимир, Нижний Новгород. А в конце 19в. – начале 20в. вдоль всей Стромынке образуется знаменитый «шелковый путь» Владимирщины или шелковый пояс России, который к концу 20в. дает 1/5 всех российских шелков. А нашему Киржачу предстоит стать центром шелкоткачества благодаря одному верующему глубоко семейству – будущей династии купцов 1-ой гильдии Соловьёвых.

Очень многие общественные начинания были связаны с именем городского головы и долголетнего земского гласного, владельца ткацкой и красильной фабрики Александра Александровича Соловьева. Основание мануфактуре положил его отец, уроженец Киржача, Александр Петрович Соловьев, иконописец, имевший уже в 1-ой четверти 19в. небольшую шелкоткацкую фабрику. В начале 1840-х годов участие в деле приняли его сыновья, причем к шелкоткацкому делу была присоединена выработка холстин – бумажных пестротканых материй. Сначала Братья Соловьевы по предложению московского купца-фабриканта Залогина завели контору, через которую шелк-сырец раздавали в дальних деревнях и в г. Киржаче местным ткачам и в виде ткани возвращали Залогину. Так продолжалось, пишет биограф Соловьевых и первый историк Киржача И.Ф. Токмаков, примерно 5 лет. Около 1840 года Петр Соловьев при поддержке отца и младшего брата Александра завел в Киржаче свою небольшую фабрику. Сначала ткали сатин-дубль, гро-гро, бурс, потом атлас и фай. Затем Александр Александрович вместе с братом Петром Александровичем основали в 1849 году пунцовую пряжекрасильную фабрику под фирмой «А.П. Соловьев с сыновьями», которая быстро развилась до крупных размеров. В 1870 году братья разделились, каждый стал во главе собственного дела. Александр Александрович учредил торговый дом «А.А. Соловьев» и в 1889 году расширил своё производство постройкой механической миткалевоткацкой фабрики. С его именем связаны почти все благотворительные начинания в городе Киржаче, которые способствовали улучшению обыденной жизни города, появлению и развитию в нем культурно-образовательной сферы. Это городское Общество взаимного страхования, женское 2-классное училище с ремесленным отделением, учительская семинария (с домовой церковью в память Александра Невского), земская больница, богадельня, Общество трезвости (1884г), Храм Успения Пресвятой Богородицы (освещенный в 1883 году, построенный по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена, до нашего времени к сожалению не сохранившегося), Церковь Всех Святых с колокольней (построена в 1865-1866 годах уже братьями Соловьевыми над могилами родителей по проекту того же Н.А. Артлебена, эта церковь до сих пор существует в архитектурном ансамбле Благовещенского монастыря и в данное время реставрируется).

Вслед за Соловьевыми в Киржаче и окрестных деревнях появилось много других светелочников и фабрикантов. Наиболее крупными фабриками, на которых работали по 50 и более человек, были в середине и до конца века три фабрики Соловьевых, две фабрики Арсентьевых, три фабрики братьев Деревщиковых, фабрика Никиты Низовцева, Дмитрия Карабанова, бумаготкацкая и красильная фабрики Алексея Вихляева. На этих фабриках, оснащенных до конца 19 века, в основном, ручными ткацкими станками, вырабатывали атлас, фай, бархат шелковый и полушелковый, платки. До середины 19 века все киржачские фабриканты находились в долговой зависимости от московских купцов. Во второй половине 19 века фабриканты Соловьевы, Арсентьевы, Деревщиковы завели в Москве свои магазины, и вышли из долговой кабалы у московских купцов.

В частности братьями Арсентьевыми была основана всем известная ткацкая фабрика (Красная работница). Стремясь довести свои фабрики до перворазрядных, способных конкурировать не только с местными фабриками, но и на европейском рынке, в декабре 1898 года открыли в городе училище (сейчас бывшее ПТУ№8), в котором начали готовить квалифицированных слесарей, наладчиков ткацкого оборудования. Изделия, изготовленные воспитанниками училища, на промышленной выставке 1900 года в Париже удостоены бронзовой медали.

Глядя на современное здание районной администрации, трудно себе представить, что сто лет назад на этом месте стояли три жилых дома. И жили в них известные в то время горожане – братья Наумовы. Их отец Иван Алексеевич Наумов на протяжении нескольких лет был главой городской управы. За свою нелегкую работу, а управлять ему приходилось всей хозяйственной и общественной жизнью Киржача, получал он 600 рублей в год. Помогали ему всего-навсего 2 члена управы секретарь канцелярии и сиротского суда, да рассыльный. Как эти люди все управлялись со своими делами, остается только загадкой. Ведь в их подчинении были трубочисты, фонарщики, пожарники, учебные заведения и многие другие службы города. Воспитал Наумов трех сыновей. Но каждый впоследствии пошел своей дорогой.

Рядом с клубом, в маленьком домике жил Алексей Иванович – бухгалтер. В нескольких шагах от Алексея Ивановича разместился довольно богатый двухэтажный дом купца Василия Ивановича, второй этаж которого был жилым. Внизу находился небольшой магазинчик, принадлежащий хозяину. В нем продавались известные в России швейные машинки немецкой фирмы «Зингер». Третий брат Николай Иванович, пошел по стопам своего отца. Стал городским главой и был им вплоть до революции. На одном из этажей дома жили его домочадцы, а на втором располагались 5 номеров, сдававшихся в наем. За домом находился небольшой огород, где хозяева выращивали различные овощи. Скупыми они не были и с удовольствием раздавали горожанам семена и рассаду неизвестных в Киржаче овощей и их новых сортов.

Совсем недалеко от администрации расположено длинное двухэтажное здание. Это был богатый по тем временам особняк. Владели им тоже Наумовы. Только были они то ли однофамильцами, то ли дальними родственниками первым. Располагались в доме в начале 20 века: чайный магазинчик, мясная лавка, «Чайная», а в подвале была пекарня. Видимо все эти заведения давали немалый доход, потому что семейство купцов Наумовых считалось в городе одним из богатейших.

В городе Киржаче в 19 веке, кроме шелкоткацких и красильных фабрик, действовал так же медно-латунный завод, на котором периодами было занято до 400 человек. Завод поставлял в магазины московских купцов и на ярмарки самовары, тазы, кастрюли, бляхи, церковную утварь. Самоварам завода на различных выставках неоднократно присуждались медали. А началось, все это, в 1813 году, когда городская дума сдала купцу П.П. Силину местечко близ города под названием «Зайчушка» для устройства «фабрики к деланию разных медных изделий и белил по свинцу». По-видимому, первый медипрокатный завод в Киржаче (несколько сараев с наковальнями и тиглями) располагался на том месте, где сейчас мебельная фабрика. В 1830-х годах этот завод купила московская купчиха Н.И. Котельникова, которая несколько позже основала завод в 5 км ниже по течению реки. Сейчас он носит название «Красный Октябрь».

Так развитие города в 19 веке «пошло, что называется в гору». Давайте сравним в 1852 году в Киржаче был всего один кирпичный гостиничный дом, а к концу 19 века только улица Дворянская блистала целым рядом богатых домов. Надо отметить, что проживали на ней, в основном, купцы и предприниматели: Мараевы, Карабановы, Смирновы, Мамаевы, Благовитины, Винокуровы и многие другие.

А если обратиться к документам того времени, то мы увидим, что купцы довольно активно участвовали в управлении и финансировании общественно-социальной жизни жителей г.

Достопримечательности Киржача и киржачского района с высоты

Киржача, вплоть до революционного времени 1917 года. Например: в «Памятной книжке Владимирской губернии за 1895 год» приведены следующие сведения. В должности городского головы был купец А.Д. Карабанов. Членами управы были купец А.Н. Наумов, мещанин И.Д. Окунев. Секретарем управы был титулярный советник Н.И. Малиновский, бухгалтером – подпоручик Е.П. Благовещенский.

Из «Памятной книжки Владимирской губернии за 1900 год» видно, что должность городской головы вновь занимает А.Д. Карабанов. Членами управы были И.Д. Окунев, купец Д.Г. Курбатов, купец В.И. Арсентьев. Должность городского секретаря занимал инженер-технолог П.П. Соловьев.

В 1909 году должность городского головы занимал М. Арсентьев, членами управы были И. Винокуров, И. Поздняков.

Далее обратимся к «Отчету Киржачской городской думы о приходах и расходах городских сумм за 1909 год». Предметом доходов были: сборы с недвижимых имуществ, с торговли и промыслов, пошлины разных наименований и др. В отчете за 1909 год читаем, что были выделены средства на содержание 10 учеников ремесленной школы от купцов Арсентьевых, от Г.Я. Арсентьева на устройство и содержание детского приюта, от Н.Е. Шапошникова на содержание городского врача. Пособия беднейшим жителям города поступали с капиталов Я.Г. Арсентьева, Т.В. Арсентьевой, А.И. и И.С. Тихомировых, А.Г. и А.А. Вихляевых. Почетным гражданином Я.. Арсентьевым были пожертвованы средства бедным жителям к праздникам Св. Пасхи и Рождеству Христову, а так же бедным невестам и др. С капиталов торгового дома П.А., Ф.А. и П.П. Соловьевых были переданы средства на городскую богадельню. Кстати городская богадельня была устроена Потомственным Почетным гражданином П.А. Соловьевым. Пожертвования были от других жителей города.

Из «Отчета о приходах и расходах городских сумм за 1912 год» мы узнаем много интересного. Предметом дохода, например, были поступления с аренды земель. Приведем несколько примеров. С 1 августа 1906 года на 12 лет Н.Е. Шапошников получил в аренду землю под медно-латунный завод. С аренды земли под красильни поступали средства от Ф.Г. Гаврилова, Н.А. Куркина, М.Я. Деревщикова, И.Д. Герасимова, П.К. Гаврилова, с аренды земель под каменные лавки поступали средства от братьев Шиголевых, П.П. Соловьева, Е.Л. Кулагина, А.Г. Вихляева, П.И. Наумовой, Т.М. Порецкой, Н.П. Арсентьева. В данном документе обращаем внимание на пожертвования. Так В.Ф. Багриновский пожертвовал средства на учреждение пяти стипендий при школе ремесленных учеников имени Арсентьевых.

Из отчета на предмет расходов городских сумм можно увидеть, какие работы производились по благоустройству города в 1912 году: на содержание и ремонт мостовых, тротуаров и набережных; на содержание и ремонт мостов; на содержание прудов, колодцев, сточных труб, канав и протоков; на освещение (покупка керосина-калильных фонарей, наем фонарщиков и др.).

Это только, некоторые факты из истории нашего города, доказывающие нам вышесказанные слова крупного промышленника Рябушинского о том, что: «Купечество для нас то же, что замки для средневековых рыцарей». Поэтому всем нам нужно знать и помнить людей, которые уже тогда помогли сделать наш город привлекательным, общественно-значимым и процветающим. Сегодня мы встречаемся с прямыми потомками этих замечательных людей, представляем их вашему вниманию:

  1. Смирнова Елена Борисовна;
  2. Вихляева Татьяна Борисовна;
  3. Азарова Елена Николаевна, Каткова Татьяна Михайловна, Авдеева Наталья Сергеевна (потомки купцов Винокуровых);
  4. Апанасюк Ирина Викторовна (потомок купцов Наумовых).

Смирнова Елена Борисовна (потомок купцов Смирновых)

Вихляева Татьяна Борисовна (потомок купцов Вихляевых)

Азарова Елена Николаевна (потомок купцов Винокуровых)

Апанасюк Ирина Викторовна (потомок купцов Наумовых)

Смотрите также:
«Купцы и мещане города Киржача»

1 стр.

Волшебный котёл

1 стр.

Урок «Рязанские купцы благотворители»

1 стр.

Автобусная поездка 19 февраля 2012 г. От киржача до юрьева-польского

1 стр.

История Казахстана 11класс(рус)

1 стр.

Сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти ни у

82 стр.

Информация о результатах проверки финансового состояния муп «Спецавтохозяйство по уборке города» города Ярославля

1 стр.

Вавилония в Х-VII вв до н э

1 стр.

Финансовый отдел города Моршанска Тамбовской области

1 стр.

В эмиграции между двумя мировыми войнами

3 стр.

Великие географические открытия и начало колониальных захватов

1 стр.

Построение пространственно-временной геоинформационной модели данных для геопортала города одесса

1 стр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *