ДОМ ПОЛИТПРОСВЕЩЕНИЯ НИЖНИЙ ТАГИЛ

У больничного холма

    Один из замечательных архитектурных ансамблей Нижнего Тагила — Театральная площадь, административный, культурный, общественный центр города. Она прочно вошла в жизнь тагильчан, и вряд ли найдется человек, которому не довелось побывать здесь.

    Но, как и другие достопримечательности Тагила, эта площадь — со зданием театра и памятником Черепановым, с рощей у горно-металлургического техникума с одной стороны и каскадом лестниц к пруду с другой — имеет свою историю. И, наверное, известна она далеко не всем.

    В первой половине XIX века здесь было кладбище, простиравшееся до места, где в 1913 году выросло здание нынешнего техникума. Когда в 1952 году начиналось строительство драматического театра, то при устройстве фундаментов и коммуникаций бы вскрыто несколько захоронений. Следы старого кладбища давали знать о себе и раньше: еще в 1924—1930 годах при закладке рощи на пустыре у техникума.

    В 1829 году на холме поблизости по проекту крепостного архитектора А.П. Чеботарева построен госпиталь. Часть архитектурного ансамбля с главным корпусом и одноэтажными флигелями сохранилась до наших дней, стала памятником истории и культуры. Возникновение госпиталя положило начало формированию площади вдоль северной стороны его ограды.

    Вблизи ограды и восточного флигеля на кладбище в 1856 году был установлен памятник А.Н. Карамзину. Он стал скульптурным элементом будущей площади и достопримечательностью старого Нижнего Тагила.

    Напомню историю этого памятника. В 1846 году вдова П.Н. Демидова Аврора Карловна (в девичестве Шернваль) вышла замуж за Андрея Карамзина, сына известного русского историка и писателя Н.М. Карамзина. Он стал управляющим заводами. В марте 1854 года во время русско-турецкой войны А. Карамзин в чине полковника едет в Дунайскую армию. Вскоре, приняв неравный бой, он погиб вместе со своим отрядом. Аврора Карловна, получив известие о смерти мужа, отрядила на место событий посланца, который доставил останки Карамзина в Нижний Тагил. На его могиле был сооружен большой монумент, отлитый из чугуна.

    В 60-х годах прошлого столетия в связи с расширением заводского селения в восточном направлении кладбище закрыли. А новая часть Тагила особенно быстро стала расти с началом строительства Горнозаводской железной дороги, вошедшей в строй в 1878 году. Тогда появились улицы Никольская, Салдинская, Невьянская (Старозаводская). Однако на бывшем кладбище желающих ставить свои дома не нашлось. Тут остался пустырь да памятник А.Н. Карамзину, который простоял до 1937 года.

    Без больших изменений площадь существовала до 50-х годов XX века, когда на ее месте возникла новая — Театральная. По размерам прежняя площадь значительно уступала нынешней — она лишь ненамного выступала за пределы ограды госпиталя и суживалась в западной части. Там стоял большой двухэтажный дом купца Шибнева с магазином в первом этаже и гостиницей “Эрмитаж” на втором. Перед сносом здания здесь уже размещались магазин "Электротовары", прокуратура и нарсуд.

    Рядом с домом Шибнева на площадь выходила улица Александровская, на противоположной стороне начинались две радиально расходящихся улицы — Салдинская и Старозаводская, между ними деревянный забор. Оси Александровской и Салдинской сходились на площади под углом. В 1926 году обе они подучили общее название — улица Ленина (с 1967 года — проспект).

    На север, в сторону Введенской церкви, от площади шли две улицы —1-я и 2-я Введенская, позднее переименованные в 1-ю и 2-ю Свердловскую. Из них осталась одна — улица Пархоменко (бывшая 2-я Свердловская).

    В 1925 году построили пожарное депо и через несколько лет здание городской поликлиники. Оба выглядели “времянками” и площадь не украсили. В послевоенное время при прокладке второй колеи и спрямлении трассы трамвайных путей они были снесены. Тогда же убрана часть рощи (перед нынешней трибуной).

    В 1930 году правительством принято решение о возведении в Нижнем Тагиле двух промышленных гигантов — Ново-Тагильского металлургического и Уральского вагоностроительного заводов. Одновременно решался вопрос и о строительстве нового, современного города.

    Первый комплексный проект застройки его разработан в 1934 году архитектурной мастерском (под руководством архитектора В.А. Шкварикова) Ленинградского института Ленгорпроект. Проектанты обратили внимание на удачное положение площади на больничном холме и приняли ее в основу нового градообразующего центра. Предлагалось решение в лучших архитектурных традициях русского классицизма. В общем облике использовались мотивы Дворцовой площади и Невского проспекта в Ленинграде.

    Война помешала осуществлению проекта. По нему в Тагиле построены лишь городская больница № 1, несколько домов по проспекту Вагоностроителей и улице Окунева, детские ясли (туббольница) и два пятиэтажных дома на Красном Камне.

    В конце 1945 года строительство возобновилось, но уже по иному, значительно упрощенному проекту, утвержденному в 1948 году. Тогда в плане застройки центральной части города была заложена трехлучевая система улиц, оси которых сходятся в одной точке — классический прием трезубца. Электронная версия historyntagil.ru. Но и по этому проекту застройка центральной площади не доведена до конца. Построены лишь здание драмтеатра, против него два дома и два луча улиц — проспекты Ленина и Строителей.

    В 1955 году, в связи с постановлением об устранении излишеств в проектировании и строительстве, из проекта бездумно исключены третий луч — улица к железнодорожному саду от площади и Дом Советов на ее южной стороне — там, где теперь каскад лестниц.

"Милые зелёные горы…"

Здание бывшего горкома партии и Ленинского райсовета, а также дома на углу проспекта Ленина и улицы Пархоменко, замыкающие площадь с западной стороны, построены позднее, уже в ином стиле и вносят диссонанс в архитектурный ансамбль.

    В заключение отметим, что Театральная площадь по отношению к старой сдвинута к востоку на сто метров. Западная граница старой (дом Шибнева) находилась бы в сквере за театром и проходила бы от закругленной части Дома политпросвещения к проспекту Ленина, а восточная — через памятник Черепановым к городской трибуне.

К. ЛЯПЦЕВ.

Главная страница

пресс-релиз:

С 24 января по 12 февраля 2006 года Волгоградский музей изобразительных искусств, ГУ "Государственный архив Волгоградской области", Волгоградская организация Союза архитекторов России, "НПО архитектуры, градостроительства и дизайна" представляют выставку "Зодчий Ефим Левитан". К 90-летию со дня рождения Ефима Иосивича Левитана.
Ефим Иосифович Левитан, заслуженный архитектор РФ, лауреат Государственной Премии СССР по архитектуре, Почетный гражданин города-героя Волгограда, член Союза архитекторов РФ с 1946 года.

Всю свою творческую энергию Ефим Иосифович посвятил одному городу — Сталинграду — Волгограду, на восстановление которого прибыл вместе с другими строителями в июне 1943 года. Многие постройки, выполненные Левитаном, стали классикой волгоградской архитектуры. Да и вся жизнь Ефима Иосифовича — это классический пример служения своему делу, городу, любви к близким и родным.

Архитектурная деятельность Ефима Иосифовича Левитана стала определяющей в формировании современного облика Волгограда, особенно его центра. По проектам архитектора было построено много знаковых для нашего города объектов — это здание областной партийной школы (сейчас Волгоградский государственный медицинский университет), Главпочтамт, Городской Дворец пионеров (Городской детско-юношеский центр), Дом политпросвещения (Театр эстрады), Мемориальный сквер на площади Павших борцов, памятник Р. Ибаррури, ресторан "Маяк", жилые дома по ул. Мира, Аллее Героев. По его проекту были восстановлены и реконструированы царицынские здания, в которых разместились Дом архитекторов и кинотеатр "Победа". Профессиональная деятельность Е.И.Левитана отмечена многими правительственными наградами.

Об архитектурной деятельности Е.И.Левитана знают многие волгоградцы, его имя прочно ассоциируется с классическими для города местами, но Ефим Иосифович человек многогранного таланта. Он прекрасный рисовальщик, талантливый фотограф, преданный муж, со своей супругой Ниной Михайловной они прожили более 60-ти лет, заботливый отец, дед, прадед, надежный друг и настоящий профессионал, которого любят и уважают коллеги по цеху.

Большой концертный зал Нижнетагильской филармоним

Главная цель настоящей выставки — познакомить с многогранным творчеством юбиляра, с эпохой, в которой он жил и творил, с его человеческими качествами.

Основу экспозиции выставки составляют фотопортреты дочери Алисы, которую Ефим Иосифович, снимал в разные периоды жизни. Они позволяют судить о Левитане как об искусном фотографе и любящем отце.

На выставке также представлены мастерски выполненные рисунки и эскизы Ефима Иосифовича. Он разрабатывал проект мемориала на Мамаевом Кургане, участвовал в конкурсом проекте по восстановлению Дома Павлова. Как художник-сценограф он работал в Сталинградском Драматическом театре над спектаклем "В поисках радости" Виктора Розова.

Большая часть экспонатов выставки демонстрируются впервые, они находятся в личном архиве Е.И.Левитана и в фондах Государственного архива Волгоградской области.

Выставка "Зодчий Ефим Левитан" даёт уникальную возможность узнать новое о замечательном мастере, чьё имя уже вписано золотую летопись славных граждан нашего города — Ефиме Иосифовиче Левитане.

INFO-1000.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *