ДИДИНСКИЙ ТОННЕЛЬ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Заброшенный тоннель в Дидино

4 сентября была на удивление теплая, просто летняя, погода, и мы отправились на экскурсию в заброшенный Дидинский тоннель. Добираться на место несложно: проще всего доехать на электричке в направлении Дружинино до остановочной платформы 1590 километр, там направо ведет через дачи дорога, по ней еще раз сворачиваем направо за садами, и метров через 100 — тоннель. Можно попасть туда и со станции Дидино, но там дорогу искать чуть сложнее, поскольку она не одна, и идти дальше, километра два. Так что мы шли с 1590 километра.

Удивительно, что почти за сто метров от входа в тоннель уже сильно ощущается холодный воздух, даже когда тоннель еще не видно. По краям дороги валяются остатки шпал, поваленные бетонные столбы. И вот сквозь деревья показывается черная дыра в обрамлении каменных стен, сложенных в форме башен — высоких, метров 12-15. А высота самого тоннеля 6 метров, ширина метра 4-5. Противоположный вход просматривается в виде крошечного пятнышка света, величиной с копеечную монетку: длина тоннеля 1110 метров, к тому же он немного искривлен, поэтому выход виден только с определенной точки. Хороший фонарик — обязательное условие посещения тоннеля, так как темнота после прохождения первой трети пути наступает почти полная.

Сфотографировав эффектный вход, мы входим в тоннель. Сразу охватывает сыроватый холод. Но пока что светло, все видно: каменная кладка стен, белые натеки на них и на потолке. Сначала мы приняли их за лед, но оказалось, что это известковые пятна, как в пещерах. Пол был сухой, покрытый мелким гравием, ровный. Идти легко. Метров через 50 — первая ниша в стене, видимо, чтобы можно было переждать проезжающий поезд. На потолке сохранились еще плафоны освещения, какие-то провода. Вдоль левого края тоннеля тянется канавка для стока воды, воды в ней совсем мало. Через несколько сотен метров становится холодно, начинают мерзнуть руки. По стенам все чаще стекают капельки воды, натеки местами превращаются в известковые сосульки 10-20 сантиметров. В одной из ниш справа видим остатки костра и несколько бревен, принесенных туристами, но, в основном, вокруг чисто, мусора нет (а может его не видно в темноте). Становится еще темнее.

Оборачиваюсь ко входу и вижу, что светлый проем (теперь уже не больше оконной форточки) окружен радужным сиянием — это от довольно густого тумана в тоннеле. При попытке сфотографировать сияние получается какая-то размазня. Я свечу фонариком на пол, стены и потолок, выискивая интересные подробности тоннеля. При взгляде вперед замечаю высокую темную фигуру в тумане — недоумеваю, что это может быть, потом доходит — это же моя тень. Слева обнаруживается вход в боковой дренажный тоннель, он гораздо уже, ниже уровнем, по нему струится ручей. Жаль, что у нас не резиновые сапоги, можно было бы и туда прогуляться, стройному туристу пройти вполне можно. Этот дренажный тоннель сделали уже после пуска основного, он длиной примерно 500 метров.

Дидинский тоннель, Свердловская область

А есть еще верхний тоннель, вентиляционный, метров 200. Вход в него тоже оказался по левой стороне, вместе с еще одним входом в нижний. Там воды уже было гораздо больше, она текла и со стен, и по дну дренажной канавы. С потолка местами капало, но пол все еще был сухой. Ямки попадались редко, обломки плит иногда, но в целом — даже в темноте ноги не переломаешь. Вот только руки мерзли.

На середине тоннеля туман стал уже совсем густым, ни входа, ни выхода видно не было. Попался участок метров 10 длиной, где еще не растаял лед — это в начале сентября! Лед был довольно скользкий, толщиной сантиметров 15. Мы аккуратно по нему прошли. Дальше справа увидели обвал, кусок стены метров 20 квадратных сполз и лежал грудой камней. Стало понятно, что шуметь здесь нежелательно, может что-нибудь упасть на голову.

Мы приближались к выходу, стало чуть светлее, показалось светлое пятно. И вот здесь пол стал мокрым, появились лужи, которые тянулись до самого конца. Но пройти было можно — где-то по центру, где-то вдоль стен. Контраст температуры после выхода из тоннеля был резким, на улице жарко, душно, а внутри зима. У входа в нерешительности топтались три человека. Они поприветствовали нас, спросили, как там, в тоннеле, можно ли пройти, а лучше проехать… на машине. Оказалось, Дидинский тоннель они уже посещали, но зимой, и тогда центр тоннеля был весь занят льдом на высоту метров 2-3, и приходилось идти, нагибаясь под самым потолком. Мы сказали, что проехать и пройти можно. Обернулись от дуновения прохладного ветра, и увидели, что туман рассеялся, стал виден противоположный вход.

Мы еще сфотографировали въезд машины в тоннель, забрались наверх, на стены, а потом поднялись на дорогу, чтобы согреться и пообедать. На поверхности было еще несколько объектов, имеющих отношение к Дидинскому тоннелю — это вентиляционная шахта и бункеры охраны, но для нас они интереса не представляли, поэтому искать мы их не стали.

В тоннеле мы пробыли около часа. Чтобы не ехать домой в середине дня, решили пройти до горы Белая, указанной на карте. До нее от Дидинского тоннеля километра четыре. Как оказалось, гора эта ничего интересного собой не представляет, хотя ее высота больше 400 метров. Дорога ведет на вершину плавно, почти незаметно, а вершина покрыта лесом, поэтому с нее окрестности не видны. Единственный плюс — на вершине есть поляна с костровищем, чурбачками и тишиной, где мы и отдохнули: позагорали, вздремнули, переждали под елкой мелкий дождик и отправились домой.

Надо еще сказать, что раньше вокруг Дидино были вырубки, а потом посадили лес. Поэтому он совсем молодой, худосочный, ни грибов, ни ягод в нем обнаружено не было, и особой живописностью он не отличался. Правда, аромат везде стоял чудесный — пахло травами, опавшими листьями и как будто какими-то фруктами. На остановочной платформе 1590 километр дождались последней электрички в 21.00. Людей было совсем мало, всех провожала местная кошка. Кстати, с платформы открывается красивый вид на долину с туманами, облака и закат. Сели мы в поезд, полюбовались по дороге кострами на берегу Волчихинского водохранилища, таинственно блестевшего уже в темноте, и около 23 часов были в Екатеринбурге.

Дидинский туннель: фото и описание, как добраться

Дидинский тоннель (март 2012)

Путешествия

Достопримечательности Свердловской области. Дидинский туннель

3 августа 2014

В Свердловской области, недалеко от поселка Дидино, есть старый тоннель. Когда-то здесь ходили поезда. Свое название — Дидинский — он получил от одноименной с населенным пунктом железнодорожной станции. Любители урбантрипа – новомодного молодежного сталкерского течения, целью которого является посещение заброшенных объектов, — давно облюбовали это место.

Дидинский тоннель. История

В давние, царские времена железная дорога, пролегающая через этот ход, соединяла два больших города – Казань и Екатеринбург. Позже, при советском режиме, по этой ветке, но только в одном направлении, ходил состав "Свердловск-Дружинино". Назад поезд шел по другому пути, минующему подземный коридор. Когда-то Дидинский тоннель, фото которого представлено в статье, являлся важным стратегическим объектом. Прилегающая к сооружению территория была обнесена колючкой, военизированная охрана днем и ночью несла караул. В наше время здесь ничего этого нет, вокруг лишь полное запустение и чуть заметные следы пребывания советских войск, несших круглосуточную вахту по обеспечению безопасности железнодорожного сообщения. Сталкеры, посещающие эти места, нашли здесь множественные отголоски их присутствия – полуразрушенные доты, остатки кроватей и другие предметы.

Легенды и предания

Не обошлось это место без трагедий. По рассказам очевидцев, после того как был открыт Дидинский туннель, один из руководителей строительства совершил суицид. Рассказывали, что из-за неверных расчетов этого человека были допущены грубейшие ошибки… А еще среди людей ходит слух, что где-то в районе Дидинского тоннеля в земле лежат несметные сокровища адмирала Колчака, которые он пытался спрятать от большевиков. Его эшелоны при отступлении в Сибирь проходили как раз по этому пути.

Видео по теме

Сказка нашего времени

Все здесь буквально пронизано мистической таинственностью. Оба входа в Дидинский туннель, покрытые редкой растительностью, очень напоминают своими очертаниями башни древней крепости. Порталы, образующие входную группу, очень красивые. При взгляде на них можно подумать, что попал в какое-то сказочное, нереальное королевство, населенное эльфами. Протяженность тоннеля составляет 1123 метра. По некоторым архивным данным, его пробивали с двух сторон одновременно, но из-за ошибки проектировщика не соединили в нужной точке. По этой причине каменный коридор немного изогнут, но сквозь него все равно хорошо просматривается противоположный вход.

Сталкерский рай

Движение по подземному переходу началось в 1918 г. и продолжалось до декабря 1995-го. После того как в стороне от тоннеля был построен объездной путь, составы сквозь него холить перестали. У объекта очень сложная система отведения сточных вод. В наше время она сильно обветшала и практически перестала выполнять свои функции. Поэтому внутри коридора в теплое время года всегда много воды и гладкого, будто отполированного льда. Площадь перед тоннелем, если не идут ливневые дожди, всегда сухая, а под его сводами в любое время года царит ледяной холод, а с потолка даже свисают сосульки. Сталкеры настоятельно рекомендуют посещать это место в хороших резиновых сапогах, дабы не промочить ноги. В центре сооружения имеется шахта вентиляции глубиной чуть больше 50 м. Многочисленные ниши в стенах коридора служат для того, чтобы при приближении поезда можно было укрыться и переждать. Из-за сильной обветшалости и большого количества воды Дидинский туннель признан аварийно-опасным объектом. Нахождение на его территории может повлечь за собой неприятные, даже трагические последствия для здоровья и жизни. Существует опасность провалиться в глубокие, ничем не прикрытые колодцы или получить удар скатившимся сверху камнем. Чтобы избежать травм и не пострадать, необходимо проявить максимальную осторожность.

Дидинский тоннель

Для любителей экстрима существует возможность спуска в колодцы, которые располагаются поблизости, и осмотра дренажных ответвлений. В данное время Дидинский туннель очищен от всех железнодорожных путей. О том, что здесь когда-то лежали шпалы и рельсы, напоминают только остатки насыпи. От металлических решеток, в свое время закрывающих входы в подземелье, тоже ничего не осталось. Поэтому с проникновением внутрь никаких проблем не возникает.

Дидинский тоннель. Как добраться до этого места?

Доехать можно двумя способами: на электричке и на автомобиле. На электропоезде, который следует по маршруту "Екатеринбург-Дружинино", нужно доехать до платформы "1590 километр". Далее пешком от станции, не переходя на другую сторону путей, через поселок до старой железнодорожной насыпи. Теперь прямо приблизительно сто метров между домами и направо, через несколько сот метров вдалеке покажется портал тоннеля. При желании до места можно доехать на машине. Для этих целей лучше всего подойдет внедорожник. Двигаться нужно по Московскому тракту (Екатеринбург-Пермь), через Ревду. После указателя на Хомутовку не пропустите левый поворот.

Новости и общество
Ревды (Свердловская область): история, промышленность и достопримечательности города

Ревды (Свердловская область) — город необычный и во многом даже уникальный. Его с уверенностью можно назвать промышленным. В то же время здесь очень чистый воздух и много зелени. Приглашаем вас на небольшую экскурсию …

Путешествия
Горячий источник в Свердловской области: где находится, как доехать, достопримечательности

Уральский край таит в себе немало богатств, которые он щедро дарит людям. Термальные горячие источники в Свердловской области – это не фантазия, а реальность. Они обладают рядом полезных свойств и ничем не усту…

Путешествия
Город Арамиль в Свердловской области: описание, достопримечательности, население, экономика

Город Арамиль располагается в Свердловской области. Его территория простирается вблизи устья реки Арамилки, впадающей в водную жилу Исеть. Небольшой город-спутник миллионника Екатеринбурга, он был основан намного рань…

Закон
Герб Свердловской области. Флаг и герб Свердловской области

Свердловскую область часто именуют опорой страны. А о чем говорит её флаг? Какое животное возглавляет герб Свердловской области и почему? Об этом пойдет речь далее в нашей статье.Немного про областьСве…

Здоровье
Областной санаторий "Липовка" в Свердловской области: показания, лечебный профиль и отзывы

С 1953 г. санаторий "Липовка" принимает туристов и жителей Свердловской области у себя в гостях. Масштабная бальнеолечебница государственного значения специализируется на терапии и реабилитации за счет природно-климат…

Искусство и развлечения
Красная книга Свердловской области: животные и растения

Красная книга Свердловской области — особый документ, в котором зафиксированы редкие и исчезающие животные и растения региона. Интересно, что ранее существовал подобный перечень, но в него входили обитатели всег…

Новости и общество
Гора Благодать в Свердловской области

Свердловская область — это самый крупный регион Урала. Здесь равнины перемежаются с горными хребтами. Самой высокой точкой является гора Конжаковский камень, которая поднимается на 1569 метров. В статье расскажем про …

Новости и общество
Владимир Власов — популярный политик в Свердловской области

Владимир Власов прошел путь от электрослесаря на крупном предприятии небольшого уральского городка до чиновника правительственного ранга Свердловской области. Несколько лет он занимал должность главы города Асбеста, г…

Новости и общество
Усадьба "Глинки", принадлежавшая Якову Виллимовичу Брюсу. Достопримечательности Московской области

Одним из самых посещаемых туристами мест в Подмосковье является усадьба "Глинки", это один из старейших памятников архитектуры XVIII столетия. К тому же, данное место старше, чем иные усадьбы Московской области. Прина…

Новости и общество
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев: биография

Евгений Куйвашев – государственный деятель РФ, губернатор Свердловской области. Являлся полпредом Президента России (Д. Медведева) в Уральском федеральном округе (2011-2012 гг.). Имеет несколько высших образован…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *