ЦИРК МАССИМО В РИМЕ

БОЛЬШОЙ ЦИРК

На про­стран­стве меж­ду Пала­ти­ном и Авен­ти­ном нахо­дил­ся цирк, в кото­ром про­во­ди­лись состя­за­ния на колес­ни­цах, обыч­но запря­жен­ных чет­вер­ка­ми лоша­дей. Эти скач­ки вос­хо­дят еще ко вре­ме­нам Тарк­ви­ния Древ­не­го. Поз­же скач­ки ста­ли непре­мен­ным атри­бу­том Рим­ских игр, про­во­див­ших­ся 4—18 сен­тяб­ря. Цирк зани­мал огром­ную пло­щадь: 600 м в дли­ну и 100 м в шири­ну; за собы­ти­я­ми мог­ли наблюдать 150000 зри­те­лей, воз­мож­ное чис­ло кото­рых к 4 в. н. э. воз­рос­ло до 380000 чело­век.

Сна­ча­ла это было вре­мен­ным соору­же­ни­ем, где зри­те­ли раз­ме­ща­лись на дере­вян­ных ска­мьях. Но вско­ре, когда про­те­кав­шая по долине река была забра­на в тру­бу, были воз­веде­ны три­бу­ны, сло­жен­ные из кам­ня. В 4 в. до н. э. появи­лись так назы­вае­мые кар­це­ры — стой­ла, откуда начи­на­ли бег лоша­ди. Сна­ча­ла они были изготов­ле­ны из рас­кра­шен­но­го дере­ва, а поз­же ста­ли мра­мор­ны­ми. Места для зри­те­лей рас­по­ла­га­лись в три яру­са, верх­ний из кото­рых был дере­вян­ным.

По цен­тру аре­на была разде­ле­на на две части длин­ной низ­кой сте­ной, кото­рую в тече­ние сто­ле­тий укра­ша­ли все новые и новые про­из­веде­ния искус­ства и памят­ни­ки. В 10 г. до н. э. сюда был достав­лен из Гелио­по­ля обе­лиск Рам­се­су II (в насто­я­щее вре­мя нахо­дит­ся на пьяц­ца дель Попо­ло), а в 4 в.

Большой цирк — античный ипподром в Риме

н. э. — обе­лиск Тут­мо­су III из Фив (сей­час его мож­но увидеть на пьяц­ца ди Сан-Джо­ван­ни в Лате­ране). В цен­тре раз­ме­ща­лись семь шаров, с помо­щью кото­рых отме­ча­ли чис­ло прой­ден­ных кру­гов. Агрип­па уста­но­вил для этой цели семь брон­зо­вых дель­фи­нов. Со вре­ме­нем сте­на покры­лась огром­ным чис­лом памят­ни­ков, ниш и неболь­ших свя­ти­лищ. У окон­ча­ния сте­ны Клав­дий поста­вил ост­ро­вер­хие стол­бы (me­tae), где колес­ни­цы долж­ны были совер­шать раз­во­рот. В середине южно­го полу­круг­ло­го участ­ка нахо­ди­лись ворота, вме­сто кото­рых во 2 в. до н. э. поста­ви­ли Арку Стер­ти­на. Поз­же, в 81 г. н. э., вме­сто нее появи­лась дру­гая арка, кото­рой Сенат дал имя импе­ра­то­ра Тита в честь победы над иуде­я­ми.

В насто­я­щее вре­мя на месте цир­ка оста­лась широ­кая поля­на с чет­ки­ми очер­та­ни­я­ми цир­ка, остат­ка­ми закруг­ле­ний дорож­ки и кар­це­ров.

См. также:
Большой цирк (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Большой цирк (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

Circo Massimo — Guida Turistica

.: CIRCO MASSIMO
 Il Circo Massimo era un antico circo per gli spettacoli di Roma. Situato nella valle tra il Palatino e l’Aventino, è ricordato come sede di giochi sin dagli inizi della storia della città: nella valle sarebbe avvenuto il mitico episodio del ratto delle Sabine, in occasione dei giochi indetti da Romolo in onore del dio Consus. Le dimensioni del circo erano eccezionali: lungo 621 m e largo 118 poteva ospitare 150.000 spettatori. La facciata esterna aveva tre ordini: solo quello inferiore, di altezza doppia, era ad arcate. La cavea poggiava su strutture in muratura, che ospitavano i passaggi e le scale per raggiungere i diversi settori dei sedili, ambienti di servizio interni e botteghe aperte verso l’esterno. L’arena era in origine circondata da un euripo (canale) largo quasi 3 m, più tardi eliminato per aggiungere altri posti a sedere. Nell’arena, si svolgevano le corse dei carri, con dodici quadrighe (cocchi a quattro cavalli) che compivano sette giri intorno alla spina centrale tra le due mete. La spina era riccamente decorata da statue, edicole e tempietti e vi si trovavano sette ova e sette delfini da cui sgorgava l’acqua, utilizzati per contare i giri della corsa.
  I dodici carceres, la struttura di partenza che si trovava sul lato corto rettilineo verso il Tevere, disposti obliquamente per permettere l’allineamento alla partenza, erano dotati di un meccanismo che ne permetteva l’apertura simultanea. Sui lati lunghi e sul fondo opposto correvano le gradinate per gli spettatori ed al centro per tutta la lunghezza si elevava un terrapieno, che divideva in due il campo e veniva chiamato "spina". Su di essa prima furono collocate "uova" di pietra, poi sette delfini di bronzo, poi l’obelisco egizio di Ramsete II, infine l’obelisco tebano di Thutmosis III, il più alto che si trovi a Roma, (ambedue spostati dal papa Sisto V nel 1585, il primo in piazza del Popolo, il secondo in piazza S. Giovanni in Laterano). Tutti questi artifici servivano a dividere la pista, in modo circolare, per consentire lo svolgimento regolare delle gare.
  L’Imperatore Augusto fece erigere, sul lato sotto il Palatino, un "palco imperiale", da dove sia lui stesso, che tutti i maggiorenti di Roma, potessero assistere alle corse. Tutte le strutture del Circo all’inizio erano in legno, quindi facilmente caddero preda di incendi, il primo quello di "Nerone" che distrusse quasi tutta la città, il secondo sotto Domiziano.
  Ma in ambedue i casi gli Imperatori successivi provvidero alla sua ricostruzione, anzi lo migliorarono, realizzando una grande struttura con materiali pregiati, che durante il periodo rinascimentale, come successe anche ad altri splendidi edifici dell’antichità, furono depredati per essere usati in nuove costruzioni pubbliche e private. La spoliazione fu molto vasta, perchè se scendete a passeggiare nell’area, vi accorgerete che di reperti superstiti dell’immenso edificio ce ne sono veramente pochi: qualche pietra, qualche gradone.
  Ma le vestigia degli antichi edifici, che si ammirano sul lato del Colle Palatino, oggi restaurati e illuminati, fanno dimenticare la delusione del panorama odierno del Circo Massimo. Si allungano silenziose, le rovine, lungo il pendio del colle, sorridono seguendo il lampeggio della luce, si vestono dell’ombra della sera, che si stende pacata, in attesa del buio che non spaura, un buio conosciuto che sarà cancellato dalle luci sfumate dei lumini, accesi per il piacere dei nostri sensi.

Большой цирк в Риме — ипподром «вечного города»

  Sono di una bellezza sconvolgente, e vivono lì a imperitura memoria di "epoche d’oro" che, tramite loro, possono essere conosciute e immaginate, nei tempi e dalle generazioni future. Ho passato, a gustarmi questo angolo di Roma, ricco di echi suggestivi e significativi, almeno mezz’ora del mio tempo, ma non tempo perduto, no, tempo ritrovato, tempo che parla della immortalità dell’uomo attraverso le sue opere, manifestazioni del suo spirito geniale a immagine del Creatore.

Обелиски Рима

В Риме находится самое большое количество обелисков в мире, их насчитывается 13 штук. Монументы разбросаны в разных районах исторического центра, возраст некоторых из них достигает 1500 лет, другие напротив являются представителями более молодого поколения.

Первые обелиски прибыли в Рим из Египта во времена римского господства, с I в. до н.э. до IV века. Тогда их количество доходила до полусотни, но позже многие были потеряны.
В Египте обелиски делали с религиозной целью, украшая декоративным орнаментом. Их устанавливали с двух сторон от храма. Форма обелисков отражала связь между землей и божественным началом. На гранях вырезались иероглифы, восхваляющие фараонов.
На многих римских обелисках написано имя Рамсета II. Некоторые монументы прибывали без надписей, их наносили на месте или оставляли гладкими.
Римские императоры украшали обелисками цирки, а также устанавливали в храмах, посвященных египетским божествам.
Начиная со Средневековья и до позднего Возрождения, обелиски были забыты, их свали на землю, разбили на куски.
Первым обратил внимание на египетские монументы папа Секст V в конце XVI века. Четыре обелиска отреставрировали и установили в Латерано, Фламинио, Ватикане и Либерьяно. Чтобы связать языческие колоны с христианством, сверху приделали кресты и поместили надписи типа «непобедимое Распятие».

Обелиски выполняли из цельного каменного блока, чаще всего из красного гранита. В их форме лежит призма, сверху их украшали бронзовой сферой.

Обелиск в Латерано.

На площади перед базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано возвышается обелиск Латерано, самый высокий из тринадцати обелисков (47 метров), установленных на площадях Рима.
Обелиск относится к эре фараона Тутмоса III. В 357 году император Константин II, сын Константина Великого украсил этим обелиском цирк Массимо. Когда цирк Массимо превратился в руины, по указу Сикста V обелиск вытащили, отреставрировали и установили перед входом в базилику Сан-Джованни-ин-Латерано. Архитектор Доменико Фонтана добавил три ступеньки и фонтан.

Обелиск на площади Святого Петра.

Посередине площади возвышается египетский обелиск из розового гранита высотой 25,5 метров, привезённый в Рим императором Калигулой в 37 году.
Во времена папы Николо V (около 1450 г.) обелиск хотели перенести на площадь, но из-за его больших размеров, это осуществить не удалось.
Только спустя 150 лет энергичному папе Сикст V удалось перенести обелиск. Переносом руководил архитектор Доменика Фонтана. Обелиск поместили на широкий и крепкий монолит, окружили сооружением с лебедками и роликами, с помощью которых положили вдоль дороги.

В операции участвовали 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки. Команды отдавали с помощью горнов, барабанов и сигнальных флажков.
Площадь Святого Петра полностью перегородили, любопытной толпе не только нельзя было подойти ближе, но и запрещалось издавать какие-либо звуки, нельзя было произнести не слова. Нарушителей этого указа ждала смертная казнь.
Здесь история переплетается с легендой, которая рассказывает, что 10 сентября 1586 года наступил решающий и самый сложный момент: подъем обелиска на пьедестал. Медленно и аккуратно стали поднимать обелиск в вертикальное положение, но вдруг рабочие увидели, что веревки начали рваться. Обелиск остановился. Доменика Фонтана был испуган и не знал, что делать.
И вдруг один человек из толпы, нарушая указ папы о молчании, крикнул: «Воду на веревки!»
Это был капитан корабля Бреска из Сан-Ремо, который хорошо знал из личного опыта, что влажная веревка стягивается. Благодаря этому совету обелиск был установлен.
Капитана Бреска пригласили к папе Сиксту V и поблагодарили за совет. Также находчивый капитан попросил папу о привилегии для себя и своих потомков — поставлять пальмы для Пальмового Воскресенья (религиозный праздник, который празднуется в воскресенье, предшествующее Пасхе). Эта привилегия была ему дарована. И если верить легенде, потомки того капитана до сих пор поставляют Ватикану пальмы.
А в Сан-Ремо в честь капитана Бреска названа одна площадь.

Обелиск Фламиния на площади Пополо.

В центре площади Пополо находится египетский обелиск, привезенный императором Августом для цирка Массимо. Обелиск был сломан на три части, его реставрировали, и в 1573 году Джакомо делла Порта возвел фонтан, в центре которого находился обелиск (добавленный к фонтану в 1589 г.)
Обелиск Фламиния высотой 24 метра был сооружен для гробницы фараона Рамессе в 1232-20 гг. до н.э.

Обелиск Кампенсе на площади Монтечиторио.

Обелиск эпохи Рамесса II (XIII век до н.э.), его высота 21,79 метров, изначально находился в Гелиополе (Баалбек) в Египте, был привезен в Рим Августом вместе с обелиском Фламиния и использовался как гномон в часах Августа на Марсовом поле. Был частично разрушен от несчастного случая и в 1792 году водружен на площади Монтечиторио по указу папы Пия VI.

Обелиск на площади Навона.

Египетский монолитный обелиск из гранита высотой 16,53 метра возвышается в центре площади Навона. Он является центром фонтана Четырех рек работы Бернини. Изначально обелиск находился в цирке Ромоло, сына Максенция на виа Аппиа.

Обелиск на площади Квиринал.

Обелиск на Квиринале сделан из красного гранита высотой 14,63 метра и является близнецом обелиска на Эсквилине.
Это гладкий обелиск без надписей является частью фонтана Диоскуров. Был найден в ходе раскопок в 1527 году, установлен на площади Квиринале только в 1786 году по указу папы Пия VI.

Обелиск Эсквилин на площади Санта Мария Маджоре.

Высота обелиска Эсквилин — 14,75 метров, он был перемещен на площадь Санта-Мария-Маджоре по приказу папы Секста V. Это один из двух обелисков установленных Августом перед вход в мавзолей на Марсовом Поле.

Обелиск Саллюстиана на площади Тринита деи Монти.

Его высота 13,91 метров, он покрыт иероглифами эпохи фараонов Сети I и Рамесса II. Когда-то обелиск украшал сады Саллюстиана.

Большой цирк в Риме — самый обширный античный ипподром Италии

В 1783 году по указу папы Клемента XII был установлен перед церковью Тринита деи Монти, на верху известной Испанской лестницы.

Обелиск Антинори на Пинчо.

Обелиск был привезен из Египта в эпохи Адриана в честь Антиноя, молодого друга Адриана, утоновшего в Ниле. Элигабал перенес обелиск к цирку Вариано, в XVI веке обелиск установили у входа Маджоре и только в 1822 году по указу папы Пия VII обелиск перенесли в сады Пинчо.
Высота обелиска 9,24 метра.

Обелиск у Пантеона на площади Ротонда.

Обелиск был установлен в центре площади напротив Пантеона в 1711 году по указу папы Клемента XI. Его высота составляет 6,34 метра, он относится к эпохе фараона Рамсета II (XIII в. до н.э.). Сначала обелиск размещался в храме Изиды и Серапида, который находился недалеко отсюда. Обелиск вписан в фонтан работы Джакомо делла Порта.

Обелиск Минерва на площади Минерва.

Обелиск Минерва был реализован в VI в. до н.э.. Он является одним из самых маленьких, его высота составляет 5 метров 47 см. Обелиск расположен напротив церкви Санта Мария-сопра-Минерва. Он установили на слона, выполненного по рисункам Лоренцо Бернини. Общая высота монумента равна 12,69 метров.

Обелиск Догали на улице Терм Диоклециано.

Этот обелиск привезли из Египта вместе с обелисками Пантеона и Минерва. В 1883-1887 архитектор Франческо Ацурри использовал обелиск для создания монумента в память о битве в Догали (Эритреи), когда погибло 548 итальянских солдат. Монумент установили напротив станции Термини. А в 1925 году перенесли в сады на улице Терм Диоклециано.
Обелиск из розового гранита высотой 6,34 метра.

Обелиск Маттейано на вилле Челимонтана.

Вилла Челимонтана находится на склоне холма Челио, когда-то она принадлежала семье Маттей, сейчас здесь открыт городской парк, а в здании размещается Итальянское Географическое общество. Среди деревьев и зелени установлен египетский обелиск, относящийся к эпохе Рамсета II. Он отличается небольшим размером, его высота составляет 2 метра 70 см. Сначала обелиск находился на Капитолии у церкви Санта Мария-ин-Аракоели, а в 1582 году был подарен Чирьяко Маттей, который был коллекционером предметов искусства.

Обелиск Маркони.

Обелиск Маркони был выполнен в 1959 году по случаю Олимпиады в 1960 году. 12 плит из каррарского мрамора работы Артуро Дацци покрывают колонну из армированного цемента. Обелиск находится в районе EUR.

Читайте также:

Мадонны Рима
Рим – удивительный город, в нем спрятано множество сокровищ, тайн, исторических свидетельств и художественных ценностей. Гуляя по улицам Рима, можно пройти из одного столетия в другое, древние руины, средневековые церкви, старинные дворцы. Поднимите голову, посмотрите по сторонам, многие дворцы украшены небольшими нишами, в которых помещены изображения мадонны.
О них и пойдет речь в нашей статье.

10 самых больших римских амфитеатров.
Амфитеатр – древнеримская постройка для увеселительных массовых мероприятий – гладиаторские бои, звериные травли – римляне знали толк в развлечениях и умели строить на века, поражая воображения наших современников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *