ЧЕРНАЯ СКАЛА ТАГАНАЙ

Ивдель — средняя по протяжённости и водосбору горно-таёжная река, один из основных притоков Лозьвы. Течёт в юго-восточном направлении, по территории Ивдельского района Свердловской области. Довольно популярна у туристов и рыболовов.

Топонимика

  • Происхождение названия: Ивдель — довольно загадочный топоним, происхождение которого неясно. Предполагается, что он связан с мансийским словом «овтыл»  «течение, быстрина». Стало быть Ивдель — «река с быстринами». Также есть мнение, что название могло произойти от русского слова ива, но данная версия не выдерживает даже малейшей критики, т. к. топоним существовал задолго до появления русских на Урале.

Схожий топоним

Ивдель  не единственная река с таким названием, подобное имя носит её приток:

  1. Малый Ивдель  впадает в 90 километрах от устья по правому берегу.

Морфометрия

  • Площадь водосбора: 2 320 км².
  • Длина: 116 км.
  • Уклон: 5,34 м/км.

Гидрология

  • Водная система:Лозьва → Тавда → Тобол → Иртыш → Обь → Карское море.
  • Характер течения: в верховьях  горный, в среднем и нижнем течении  предгорный.
  • Притоки: Медянка, Средний Ивдель, Малиновка, Малый Ивдель, Малый Крутой, Кентнер, Пома, Мундыр, Тошемка, Талица, Тальтия, Толтия, Лаксия, Шапша, Шайтанка, Серьговка.
  • Дно: каменисто-галечное, местами песчаное.

География

  • Прибрежный ландшафт: в верховьях (примерно до хребтов Кентнёр и Тарынёр) река течёт по горной долине с узким дном и пологими склонами, заросшими хвойным и смешанным лесом. Берега здесь частично заболочены, ближе к хребтам попадаются скальные выходы. Затем ложе речной долины расширяется, река начинает петлять. Появляются старицы. В нижнем течении (примерно от места впадения рек Тошемка и Тальтия) речная долина сужается, её склоны становятся крутыми. Здесь на берегах много скал. В самых низовьях (после города Ивделя) река бежит по относительно ровному месту, петляя и образуя старицы, здесь она больше похожа на равнинную.
  • Населённые пункты на берегах: Ивдель, Першино

Исток

  • Координаты: 60°59′56″ с. ш., 59°23′21″ в. д.
  • Высота над уровнем моря: 700 м.
  • Топографический ориентир: горно-лесная местность между вершинами Пятый Тумп и Яныгтумп.

Устье

  • Координаты: 60°37′15″ с. ш., 60°32′02″ в. д.
  • Высота над уровнем моря: 80.6 м.
  • Местоположение: река Лозьва — правый берег в 332 км от её устья — в черте п. Першино.

Экология

В бассейне Ивделя расположено два карьера по добыче медно-цинковой руды, официальной информации о том, что они загрязняют реку  нет.

Чёрная скала

Тем не менее, от местных жителей периодически поступают сообщения, что с началом разработки карьеров (середина первого десятилетия XXI в.) качество воды в реке (а также в Лозьве  ниже устья Ивделя) стало ухудшаться.

Сплав

  • Маршрут: всё зависит от текущего уровня воды. Когда он большой — сплав возможен фактически с верховьев (ориентир — разрушенный мост чуть ниже места слияния Большого и Малого Ивделей). Обычно же туристы сплавляются от бывшего накопительного пруда (урочище Вторая Плотина). Заброску на место стапеля производят от города Ивдель на попутных машинах, либо пользуются услугами местных извозчиков с полноприводной техникой (при этом туристы жалуются на то, что водители непомерно задирают цены).
  • Категория сложности: 2.
  • Препятствия: пороги, перекаты, мели, лежащие в русле деревья.

Рыбалка на реке Ивдель

Места рыбалки

Условно реку можно разделить на 3 участка:

  1. Верховья — фактически от истока, и до места слияния с Помой. Основу ихтиофауны составляет хариус.
  2. Среднее течение и горный участок нижнего течения — от устья Помы и до устья Толтии. Здесь помимо хариуса начинают попадаться елец, щука, налим. Возможна встреча с тайменем, но в последнее время он стал довольно редок.
  3. Нижнее течение (равнинный участок) — от города Ивделя и до места слияния с Лозьвой. Чаще всего здесь ловятся щука, окунь, язь, плотва. Имеются сведения о поимке в этих местах нельмы.

Как проехать (добраться)

На текущий момент имеется информация об одном подъезде (подходе) к реке.

Город Ивдель

  • Координаты: 60°41′43″ с. ш., 60°24′58″ в. д.
  • Расстояние от Екатеринбурга: 515 км.
  • Вариант заброски: любой автомобиль.
  • Как проехать: несмотря на приличное расстояние, до Ивделя довольно просто добраться по Нижнетагильскому тракту. Маршрут: Екатеринбург  Нижний Тагил  Серов  Североуральск  Ивдель.
  • Прочие варианты: также до Ивделя из Екатеринбурга можно доехать на рейсовом автобусе (от Северного автовокзала).

Фотографии

Фото 1. Река Ивдель. Автор: samvelg.

Фото 2. Скалы на Ивделе. Автор: hafizow.

Фото 3. Река Ивдель в зимнее время. Автор: kovilisov.

Фото 4. Река Ивдель в черте одноимённого города. Автор: antonovmtg.

Версия статьи от

Достоинства

Легкий доступный маршрут. Красивые виды природы. Очень чисто. Много зон обустроенных зон для пикника.

Недостатки

На вершине ветрено. Крутая лестница и есть опасные неогражденные участки на вершине. Детей должны сопровождать взрослые.

Подробности

Добрый день, друзья

Любой поход дело серьезное и требует основательной подготовки. Собирая рюкзаки невольно сталкиваешься с вопросом — "что взять в с собой ?!", "как добраться ?!" "когда лучше начинать путешествие" и "осилят ли дорогу маленькие путешественники или их нужно оставить дома?!". Но иногда случаются и счастливые, не напряженные исключения. Наша вылазка к "Черной скале" стала именно таким приятным, легким и спонтанным путешествием.

В июньские праздники мы гостили у бабушки, живущей в поселке Магнитка. Дорога к которому идет от Златоуста через горный перевал, расположенный на территории национального парка Таганай. На обратной дороге, без особой подготовки, решили заехать на "Черную скалу".

"Черная скала" — одна из вершин Назминского хребта. Ее высота 853 метра.

Таганай — национальный парк Южного Урала, в него входит цепь горных хребтов неподалеку от города Златауст (Челябинская область).
Название Таганай можно перевести с башкирского языка, как "подставка для луны".

Экотропа "Таганай за 600 шагов" — обустроенный туристический маршрут на территории парка Таганай. Его можно посещать, как организованными группами с экскурсоводом (заказать можно на сайте парка), так и самостоятельно.
Начинается тропа с символических ворот. Длинна маршрута чуть больше 1,5 километров.

В начале тропа вымещена досками. Идти по ним легко. Мы шли пешком, но видели, как другие люди, без труда, катили детские коляски.

Рядом с началом тропы обустроены многочисленные мангальные зоны. Есть вот такие крытые столики, а есть просто полукруглые скамьи.

Скоро настил заканчивается, дальше идет плотная гравийная дорожка.

В скорости тропинка раздваивается. Мы пошла по левой, но вторая тоже ведет к вершине.

Вот такая скамейка встретилась нам по пути.

Тропа на всей своей протяженности широкая и ровная. В нижней части маршрута достаточно пологая, ближе к концу становится крутой, но доступной даже для подъема с детьми и пожилыми людьми. Дошла до верха даже наша пожилая тетушка.

На всей протяженности тропы очень чисто. Мусора мы не видели, зато нашли вот такой большой муравейник.

На вершине, чуть не доходя до скалистого гребня расположенны мангальные зоны.

А вот собственно и вершина. Можно смотреть со скамейки, нижней смотровой площадки или подняться еще выше.

Скамейка стоит на самом краю обрыва. Мне это не понравилось. Детей я на нее не пустила.

На саму скалу можно подсинятся по металлической лестнице. На верху расположенна небольшая смотровая площадка.

Секреты города Златоуста

Она огорожена. Места немного, поэтому нужно подниматься небольшими группами.
На вершине очень ветренно. Я этого не ожидала.
Вид очень красивый.

Перила лестницы показались мне редкими. В нижней части ступень идут полого, а вот верхний пролет через чур крутой! Двигаться по нему нужно аккуратно. Ребенка пришлось везти за рук.

За лестницей расположенна вторая каменная глыба. Частично на нее можно залезть без особых усилий.

Вид вниз с каменной глыбы. Обрыв крутой. Поэтому необходимо следить за детьми.

Нижняя смотровая площадка оснащена информационными стендами.

А вот собственно и виды. Снимков не очень много, так как моей главной задачей было следить за малышами, а не глядеть по сторонам.

Еще несколько снимков зон отдыха.

В лесу оборудованы туалеты. Их легко можно найти по указателям.

Наши родственники родом из этих мест и они очень любят есть вот такое местное растение. Называют его "кислица" (ботанического названия я не знаю). Едят у него стебель, словно у ревня. По вкусу кислица похожа на щавель. С ней даже пирожки можно печь.
Занесена ли она в красную книгу или нет, я не знаю, поэтому собирать мы ее не стали.

Обратный путь. Вдалеке видны ворота.

Перед воротами отсыпана большая и ровная автостоянка. Машин на ней было много, но и свободного места оставалось прилично.

Выезд со стоянки

Вот тут можно разглядеть дорогу Златауст — Магнитка. Шириной она в две полосы, плюс обочины, машины могут с легкостью разъехаться.
Зимой ее регулярно чистят.

Если перейти на другую строну дороги то можно найти вот такие ворота. Они ведут к родничку. Вода в нем очень вкусная.

Подводя итоги скажу, что это место мне понравилось. Советую этот маршрут, он очень легки и доступен всем от детей до пенсионеров. Но помните, что на вершине опасно, поэтому ее нельзя посещать пьяным и детям без присмотра взрослых.

Оценки

Начала сезон с простого путешествия

 

Сылвенский залив Камского вдхр.

около пос. Троица

Фото Фото Синцова Николая

 

Река Сылва

 

Река Сылва

Рыбалка на реке Сылва: щука,хариус, жерех, лещ, голавль, язь, окунь, пескарь, елец, ёрш, налим, чебак, плотва, уклейка, подкаменщик, гольян, подуст, судак, форель, чехонь, стерлядь.

На реке редко клюет жерех, язь, подуст и судак. Зато можно рассчитывать на хорошие уловы голавля, а в пределах подпора прудов – подлещика и чебака. Щука клюет по всему течению, но ее размеры не бывают рекордными. В Сылве и ее притоках клюет хариус, чехонь, жерех, лещ, гольян, окунь, пескарь, налим, ерш, а также радужная форель, которую раньше разводили в пруду села Молмыс, а сейчас разводят во многих прудах реки Сылвы.

Любителям нахлыста есть смысл забраться в верховья для рыбалки на некрупного хариуса. Заядлым спиннингистам будет интересна рыбалка на судака в среднем и нижнем течении Сылвы, например, перекат ниже деревни Каширино и Сылвенский залив. В заливе кроме судака ловится лещ, стерлядь, чехонь и жерех. После впадения речки Липок начинаются длинные красивые плесы глубиной до 70 см. В них хорошо клюет елец.

Лучшая рыбалка на бороздах. Это места, где река делает поворот и под крутым каменистым берегом вымывается канава. Там в основном лежат бревна, оставшиеся от сплава лева, в таких местах и держится рыба. Встречаются места, где с горы в реку скатились большие валуны. Там обычно тоже скоплены груды бревен. Еще перспективными местами можно считать тихие и глубокие плесы.

Направление от Екатеринбурга: Серов
Расстояние до ближайшей точки подъезда (в диапазоне): свыше 300км
Как доехать:

В верхнее течение можно поехать дорогой Екатеринбург – Первоуральск — с.Шаля — Шамары- река Сылва. В нижнее течение надо искать съезды с дороги Екатеринбург – Пермь.

Добраться до реки выше города Кунгур можно на электричке, железнодорожная ветка идет практически по долине  реки, остановки у самого берега. Местами можно подъехать и на автомобиле.

Глубины средние верховья/низовья: 5/10м
Площадь водосбора: 19 700км2
Притоки: Основные левые: Иргина, Вогулка, Бабка, Ирень, Кишертка; правые — Шаква, Барда, Молёбка и Лёк.
Истоки: юго-запад Свердловской области окраина ст. Вырубки железной дороги Кузино — Чусовская. Координаты: 57°1500 с. ш. 59°0242 в. д.
Ширина в верхнем/среднем/нижнем течении (м): 10/75/300
Средняя скорость течения (кроме перекатов): 2,5-3 км/ч
Плата: Бесплатно
Дно: дно реки усеяно топляком.
Комментарий:

Уважаемые рыбаки! Если Вы увидели ошибку в описании или у Вас есть фотографии этого водоема и Вы готовы ими поделиться, присылайте на нашу почту info@reki-ozera.ru. Ваш Реки-Озера.

Устье: Чусовской залив Камского водохранилища, 21 км от устья. Координаты: 58°0628 с. ш. 56°3816 в. д.
Перепад высот от устья до истока: 124-232
Населенные пункты на берегу: деревня Пермяки, село Сылва, Коптелы, Кедровка, Роща, Низ, село Платоново, деревня Коптело-Шамары, посёлок Шамары, деревня Нижняя Баская, Молебка, Красный Луг, Березовка, Агафонково, Тис, Усть-Иргино, Суксун, Кунгур, Морозково.
Возможность сплава: да
Минимальная длина маршрута для сплава: 4
Максимальная длина маршрута для сплава: 32
Маршруты для сплава и стоянки:

1.Маршрут можно начать с туристского комплекса "Сталагмит", расположенного на правом берегу реки Сылва в районе Кунгурской ледяной пещеры.
2.ст. Шаля — с. Сылва — д. Коптелы -с. Роща. 103 км. (Пассажирским поездом Пермь — Свердловск или электропоездами с пересадкой в Кунгуре доедете до станции Шаля. Около станции одноименный поселок — районный центр Свердловской области. От вокзала каждый час в село Сылва уходит рейсовый автобус. Чтобы начать плавание по Сылве, нужно пройти по дороге к плотине нижнего пруда до деревни Нижняя Сылва.)
3.с. Роща — с. Платоновка — пос. Шамары. 60 км. От села Роща Сылва поворачивает на юг. Левый берег высокий, правый низкий, на нем видно старое плотбище, раньше отсюда сплавляли лес. До сих пор дно Сылвы от Урмы до Шамар устлано бревнами.
4.пос. Шамары — с. Тис. 130 км.

Озера и водохранилища на пути:

Сылвинское водохранилище в Свердловской области.

Особенности:

Река Сылва — бывший левый приток реки Чусовая, после строительства плотины Камской ГЭС Сылва перестала считаться ее притоком, теперь устье Сылвы — Чусовской залив Камского водохранилища. Сылва течёт в основном на запад, протекает по Свердловской области (примерно треть своей длины) и по Пермскому краю. Река многоводная, вода чистая, русло очень извилистое, с множеством перекатов и мелей. Питание смешанное, с преобладанием снегового.

Открытие лыжного маршрута `На Черную скалу`

Средний расход воды в 45 км от устья 139 куб.м/сек. Замерзает в конце октября — начале ноября, характерны зажоры, вскрывается во второй половине апреля. Во время половодья скорость течения реки увеличивается до 4-5 км в час. По берегам растут леса и покосы.

Река Сылва очень живописна и имеет большой туристический потенциал. Как и все реки Среднего и Северного Урала Сылва просто унизана, как нитка жемчуга, береговыми скалами, встречаются и пещеры. Но есть и отличие от остальных рек. Камни на берегах расположены не одиночно, а носят характер своеобразных стен. Сылва интересна для любителей водных путешествий, во время маршрута вы сможете увидеть скалу Ермак, совершить вылазку в Молебскую аномальную зону. Она очень извилиста и на своем протяжении три раза меняет направление. Много перекатов, мелей и ям. Все это в совокупности делает ее очень интересной для водного туризма и спортивной рыбалки. Сразу за плотбищем деревня Низ. За ней Сылва делает три излучины, потом упирается в крутые лесистые горы и поворачивает назад. Пристать к берегу трудно, скальные выходы обрываются в воду, с крутых берегов в Сылву стекает множество родников. Затем река выходит из крутых берегов, долина расширяется. Вскоре справа увидите поселок Ольховку. Около него впадает речка Ломовка. Чуть ниже, перед нежилой деревней Шайдурова, на левом берегу высится скала Черная Присада. Встречаются крутые осыпи, ниже их каменистые перекаты. За Паленками Сылва плавно поворачивает. На левом берегу поселок Куруль. За ним река делает крутой поворот на север. На самом повороте глубокий омут. Вскоре высокие берега, состоящие из крепких пород, заставляют Сылву отклониться на юго-запад. Справа впадает речка Липок, от которой начинаются длинные красивые плесы глубиной до 70 см. В них хорошо клюет елец.

К Пермскому краю Сылва подходит уже многоводной рекой, вода в ней чистая, течение умеренное. В бассейне нижней Сылвы широко развит карст (например, Кунгурская, Закурьинская, Сергинская пещеры и т. д.). Выше Кунгура Сылва течет по территории заказника «Предуралье». Максимальная глубина под камнем «Лобач» — около 10м. В основном ямы в 5-6 метров. В ямах лежат бревна. В районе Кунгура Сылва принимает 2 притока — реки Бабка и Ирень, после чего ширина реки достигает 300 метров.    Ниже Кунгура вода светлеет только в конце августа или в сентябре. Глубины в 6-10 метров не редкость. На прозрачность воды здесь большое влияние оказывает река Ирень. Там установлено много сетей. После села Зуята в районе села Серга начинается подпор Камского водохранилища — Сылвенский залив.

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

ТОП 10 ВОЛШЕБНЫХ МЕСТ ПРИРОДЫ ЮЖНОГО УРАЛА

Урал в переводе каменный пояс, который богат великолепными местами оставляющие после себя незабываемые впечатления. Предлагаю к вашему вниманию ТОП 10 самых красивых мест по моему мнению.

1. Гора Иремель (Священная гора Иремель)

Высота горы: 1582 м.Расстояние от Челябинска: 260 км.Километраж тропы: 15 км.

Овеянная легендами гора Иремель, безусловно, является одной из красивейших вершин Урала. Издавна Иремель считался для башкир горой духов, и подниматься туда кому-то кроме колдунов читалось дурным знаком. Но в наше время Иремель манит туристов во всего света: многие поднимаются на макушку горы, чтобы полюбоваться величественной красотой природы, от которой захватывает дух.

Тропа не сложная и очень красочная, через речку Карагайку. Подъём на Иремель начинается по курумам – каменной россыпи на обломках скал, покрытых мхом и лишайниками. Достигнув вершины, вы попадёте на широкое плато с вкраплениями небольших скал, на одну из них и приходится пик горы – 1582 м – вы узнаете его по ярким флагам и ленточкам. На макушке, обычно спрятанной в облаках, всегда пронизывающий ветер. Поэтому стоит одеться очень тепло, даже в жару. Ведь снег на вершине не тает до июня.

С Иремеля в солнечный день открывается потрясающий вид на горы Нургуш, Ямантау и др. Как покоритель горной вершины, вы окажетесь в тумане облаков, проплывающих мимо. И увидите пейзажи дикой уральской природы, поражающие воображение. Говорят, что желание, задуманное на вершине Иремеля, обязательно исполнится. Не забудьте взять с собой в поход дар для духов горы, чтобы они помогли вам в этом: цветную ленту или шнурок, который нужно повязать на деревце желаний.

2. Аракульские Шиханы. Озеро Аракуль.

Высота горы: 563 м. Расстояние от Челябинска: 130 км. Километраж тропы: ~ 4 км.

Аракульский Шихан невысок, но живописен. С высоты открываются чарующие виды на окрестные озера, в первую очередь — на озеро Аракуль, лежащее у подножия Шихана. Это отличный вариант путешествия выходного дня. Среди вершин массива можно выбрать такую, которая отвечает вашему уровню подготовки, даже если вы идете в поход в первый раз. Аракульский Шихан сложен огромными гранитными плитами и глыбами. Сама природа обтесывала их на протяжении веков. Нагромождения каменных глыб часто принимают причудливые формы и могут поразительно напоминать людей или животных.

На тропинках к вершинам можно увидеть деревянные тотемы шихановского духа. Считается, что если погладить тотем и загадать желание, то дорога будет удачной, а загаданное желание — исполнится.

3. Гора Нургуш. Национальный парк Зюраткуль.

Высота горы: 1406 м. Расстояние от Челябинска: 170 км. Километраж тропы: 12 км.

Самая высокая точка Челябинской области. Вершина горы открыта для свободного посещения всеми желающими. Нургуш можно посещать в любой сезон. Зимой, летом, осенью и весной туда легко добраться. Самый удобный путь — от трассы М5 мимо поселка Сибирка. Подъем на Большой Нургуш, несмотря на его высоту, нетруден. Самый удобный и распространенный среди туристов путь к горе начинается от реки Большая Калагаза. Точнее, от места, известного в народе как Кипящий ключ. Оттуда вверх до перевала идет грунтовая дорога, которая, конечно, не каждому автотранспорту по силу. Однако и пешком дойти от Большой Калагазы до перевала не так уж далеко. Тропка, отделившаяся от грунтовой дороги, круто бежит вверх, заставляя попотеть.

Есть еще одна особенность у вершины Большого Нургуша — она довольно плоская. Видимо, потому ее называют плато. При желании там даже можно играть в футбол. Только за мячом, улетевшим в аут, бежать придется далеко.

4. Хребет Зюраткуль. Национальный парк Зюраткуль.

Высота горы: 1175 м.Расстояние от Челябинска: 210 км.Километраж тропы: 7 км.

В центральной части хребта Зюраткуль находится плато с группой белых скальных останцев, которые называются «Медведи», названные так за характерную форму. Это высшая точка хребта Зюраткуль. С плато открывается красивый вид на озеро, хребет Нургуш и Голую сопку, конусообразную вершину практически идеальной формы, что лежит на самом юге хребта Зюраткуль.

Около трех километров нужно будет шагать по деревянному настилу-тропе, отдохнуть можно в трех беседках, встречающихся на пути. Затем идет натоптанная дорожка, а вот дальше — участок сложнее. Перед туристами возникает каменная река («курумник»), и она и впрямь «течет», потому что валуны под ногами действительно шатаются. Нужно быть предельно внимательным, выбирая камень, на который собираешься перешагнуть. В дождливую погоду вообще не рекомендуется лезть в «воду» каменной реки — очень скользко. От курумников открывается необыкновенной красоты панорама, видимость обзора в ясную погоду достигает более 100 километров.

5. Двуглавая сопка. Национальный парк Таганай.

Высота горы: 1034 метра.Расстояние от Челябинска: 150 км. Километраж тропы: 8 км.

Гора Двуглавая сопка представляет собой две скалистые вершины. Южная вершина получила название «Перья» за характерные формы скал. Ее высота – 1034 метров. Северную вершину называют «Бараньи лбы». В высоту она достигает 1042 метров. На юном склоне есть каменный останец Скалодром. С некоторых ракурсов он напоминает древний замок.

С горы видно Златоуст, Миасс, а также другие вершины парка. В ясную погоду между верхушек деревьев можно отчетливо рассмотреть так Большую каменную реку— скопление огромных глыб, тянущееся на большое расстояние.

Гора пользуется большой популярностью у туристов.У южного основания горы расположен туристический приют Белый ключ, а у северо-восточного Гремучий ключ. В них можно передохнуть или заночевать. Рядом с горой течет родник.

Находится на территории национального парка «Таганай». От входа в Парк следовать по маркированной тропе 7 км до приюта Белый Ключ. От приюта на южную вершину горы ведет довольно крутая тропа, из них первые 100 метров подъем по железной лестнице.

6. Хребет Уреньга. Первая сопка.

Высота горы: 1165 метра. Расстояние от Челябинска: 150 км. Километраж тропы: 16 км.

Хребет Уреньга — это самый длинный хребет в Челябинской области, вытянувшийся на 65 километров. Он протянулся с севера, от города Златоуста, на юго-запад, почти до Иремеля. В северной части хребта к Уреньге имеются легкие и удобные подходы. Подняться на Уреньгу можно прямо с центральной площади Златоуста или с перевала на трассе Челябинск-Уфа.

Хребет Уреньга очень красив. На нем множество останцев замысловатой формы, порой напоминающих разрушенные города. С вершины видны уральские просторы на десятки километров. Видны многие хребты, а также город Златоуст.

7. Хребет Нурали.

Высота горы: 752 метра.Расстояние от Челябинска: 160 км. Протяженность хребта Нурали около 10 километров.

Хребет Нурали доступен даже для неподготовленного туриста. В недрах хребта находится исток реки Миасс. Склон пологий, ровный, не подъем, а легкая прогулка. Расстояние удивительным образом обманывает: вроде бы прошел всего минут пять, а оглянешься – одинокое деревце, которое только что было рядом, успело превратиться в маленькую точку. Будто несколько километров позади осталось. С Нурали можно увидеть хребты Уреньга и Иремель на западе, Таганай с Круглицей на севере и бескрайние лесистые, с блюдцами озер равнины на Востоке. А еще хребет Нурали находится на тектоническом разломе, который называется Главный Уральский разлом. То есть, именно здесь сталкивается Сибирская плита с Русской плитой — удивительное и сильное по энергетике место.

8. Гора Сугомак.

Высота горы: 591 м. Расстояние от Челябинска: 90 км.

Гора Сугомак в Кыштыме радует туристов легким подъемом. Преодолевать ее склоны можно даже новичкам. Со всех сторон протянулись экологические тропы, которые хорошо просматриваются даже в зимний период времени. Среднее время подъема на Сугомак – 1 час. Никакого специального снаряжения не понадобится. Стоит добавить, что многие хвалят местность, где находится гора Сугомак. Прекрасный чистый воздух, озеро, живописный пейзаж привлекают множество туристов.

9. Притесы реки Ай.

Расстояние от Челябинска: 220 км.

Айские Притесы ( Большие и Малые Притесы ) – визитная карточка реки Ай. Они впечатляют своими масштабами и красотой. Скала протяженностью почти километр изогнулось дугой по левому берегу реки, делающей здесь поворот направо. В Больших Притесах есть несколько пещер (грот Юношеский, Первая и Вторая Кулуарные и др.).

Черная скала, 2013

Побывать в гроте Юношеский могут только альпинисты, спустившись по веревке сверху по совершенно вертикальной скальной стене. Высота грота от подножия скалы – 56 метров, а сверху до входа в пещеру 26 метров.

10. Черная скала. Национальный парк Таганай

Высота горы: 853 м.Расстояние от Челябинска: 167 км.Километраж тропы: 1 км.

Отсюда туристам открывается панорама всего западного склона Большого Таганая (конечно, если повезет с погодой). Во многих путеводителях сказано, что именно с Чёрной скалы видно всё самое интересное на хребте Большой Таганай.

Спасибо за внимание) Приятных путешествий!Автор: ЗАПРЯГАЛОВА Анна (специально для проекта «Таинственный Урал»)

=============================================================

Прошу вас поддержать наши проекты!

Если вы еще не подписаны, то подпишитесь на наш канал и после прочтения материала не стесняйтесь нажать «палец вверх», тем самым вы окажите неоценимую помощь в развитии и продвижении ресурса!

А еще у нас есть сообщество во "Вконтакте", куда я приглашаю вас присоединиться! На страницах нашей группы вы сможете увидеть множество красивых фотоснимков уральской природы от лучших фотографов Урала, получить живое общение с единомышленниками, а также ознакомиться с анонсами наших будущих экспедиций и присоединиться к команде «Таинственного Урала»! Подписывайтесь, здесь много интересного!

=============================================================

Чертово городище (Свердловская область)

АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ

См. Библия. Отдельно А. Нового Завета.

Dever, William. What did the biblical writers know and when did  they know it? What Archaeology Can Tell Us about the Reality of Ancient Israel. Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing House, 2002.

Троицкий И.Г. Библейская археология. СПб., 1913. 491 с.

Снигирев Р. Библейская археология. М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2007. 586 с.

Скнарь, Олег. Записки библеиста. Киев: АДЕФ-Украина, 2013.  251 с.

Скнарь, Олег. Каменные страницы библейской истории. Исследования эпиграфических памятников Израиля и Иудеи периода Первого Храма (X-VI вв. до р.Х). Т. I . Киев: Послушник, 2013. 272 с.

Шенкарь о раскопках в Иерусалиме в 2000-е гг., 2008.

Ten top biblical archaeology discoveries. Ed. Corbett, Joey. Washington:Biblical Archaeology Society, 2011. Pp. 155.

Мерперт Н. Очерки археологии библейских стран. М., 2000 (в основном, по книге Мазара, автор единодушен с Немировским).

Murphy-O’Connor, J., Cunliffe, B. The Holy Land. An Oxford Archeological Guide from Earliest Times to 1700. Oxford, 2008. 5 ed. 579 pp.

Немировский А. А. У истоков древнееврейского этногенеза: Ветхозаветное предание о патриархах и этнополитическая история Ближнего Востока. М., 2001.

автореферат диссертации Снигирева, 2006.

Shanks, Hershel. Jerusalem Forgery Conference. Report. 2007.Pp. 112.

доклад Чуркина, 2003 — http://www.mitropolia-spb.ru/rus/conf/znambibl03/8churkin.shtml;

См.: http://community.livejournal.com/ru_ellinist/97735.html?thread=492487#t492487

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ (от греч.м ’arcaioV — древний, м lўogoV — наука), область библ. науки, к-рая изучает по древним памятникам историч. среду, где возникла Библия и совершались события свящ. истории. А. б. призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библ. данные свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировку текстов. Результаты А. б. также помогают в уяснении смысла библ. книг, реконструируя фон, на к-ром они были написаны.

Старая А. б. сложилась до того, как были найдены основные памятники *Древнего Востока и *античности, проливающие свет на *историю библейскую. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Писания (и греко-римских авторов), относящиеся к быту, обществ. устройству, календарю, обычаям и культу времен ВЗ и НЗ. Сводка такого рода знаний давала возможность читающему Библию свободнее ориентироваться в «библейском мире», отделенном от нас многими веками. Важность этой ориентации была отмечена еще *антиохийской школой экзегезы, к-рая черпала свои сведения не только из Библии, но и из знакомства с вост. обычаями. Свт. *Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живую обстановку, в к-рой происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла А. б. Среди трудов по А. б. старого типа укажем на следующие: *К е й л ь К.Ф., Руководство к библ. археологии, пер. с нем., ч.1-2, К., 1871-1874; *М у н к С., Еврейские древности, пер. с франц., Пермь, 1879; Т р и с т р а м Г., Вост. обычаи в библ. странах, пер. с англ., СПб., 1900; *Т р о и ц к и й И.Г., Библ. археология, СПб., 1913 (эта обобщающая работа включает уже материалы по новой А. б.).

Новая А. б. стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к Библии, и расшифрована письменность Египта, Двуречья, Ханаана, Хеттского царства (см. Древний Восток и Библия). До этого времени из внебибл. текстов были известны лишь *Талмуд, *Таргумы, труды *Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные антич. авторами и отцами Церкви.

Находки в Египте начались вскоре после похода Наполеона I. Молодой франц. филолог Шампольон Ф. (1790-1832) сумел прочесть егип. иероглифы. Тем самым было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, к-рая продолжается и поныне. Первые успешные шаги в расшифровке древнеперс. клинописи сделал нем. учитель словесности Гротефенд Г. (1775-1853), а в 1835 англ. филолог-любитель Ролинсон Г. (1810-95) сумел прочесть надпись перс. царя Дария. В 40-50-х гг. 19 в. франц. и англ. археологи раскопали ряд холмов в Двуречье, под к-рыми были открыты древнеассир. города Ниневия и Калах (см. работы Ботта П.Э., *Лэйарда, *Кольдевея и др.). В нач. 20 в. были произведены раскопки руин столицы Царства хеттов (упоминаемых в Библии). Их письменность удалось расшифровать чеш. ученому Грозному Б. (1879-1952). Немалое значение для А. б. имело открытие и прочтение ханаанских памятников, в частн., текстов г. Угарита (ныне Рас-Шамра). Расшифровка их была сделана Бауэром Г., Гордоном С.Х., Виролло Ш.Ж., Шеффером К.Ф.А. и проф. *Иерусалимской библейской школы *Дормом. Все эти и др. открытия расширили рамки А.б. и заставили по-новому оценить взаимодействие ВЗ с культурой Древнего Востока. Отныне А. б. основное внимание уделяет именно изучению памятников, прямо или косвенно касающихся Библии.

Огромное значение в А. б. приобрел новый метод датировки. За его разработку Либби У.Ф. получил Нобелевскую премию (1960). Метод называется радиокарбонным, или радиоуглеродным. Он применим при датировании предметов органич. происхождения (дерево, ткани, папирус и т.д.) и заключается в том, что количество атомов углеродного изотопа (углерод-14) уменьшается в них каждые 6 тыс. лет наполовину. Спустя этот период после гибели организма удельная активность углерода-14 составляет 7,5 распада в минуту (на грамм), через 12 тыс. лет она составляет половину (3,75) и т.д. Высокочувств. совр. приборы могут с известной точностью установить возраст изучаемого дерева, папируса, льна и т.д. В те же годы Кеннеди Д.К. открыл метод термолюминесценции, позволяющий датировать древнюю керамику.

l *В у л л и Л., Ур халдеев, пер. с англ., М., 1961; Б у з е с к у л В.П., Открытия XIX и начала ХХ вв. в области истории древнего мира, ч.1-2, Пб., 1923-24; Д о б л ь х о ф е р Э., Знаки и чудеса: Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и яз., пер. с нем., М., 1963; Д о й е л ь Л., Завещанное временем, пер. с англ., М., 1980; К е р а м К.В., Узкое ущелье и Черная гора, пер. с нем., М., 1962; е г о ж е, Боги, гробницы, ученые, пер. с нем., М., 1963; К о с и д о в с к и й З., Когда солнце было богом, пер. с польск., М., 1968; Л и п и н Л.А., Б е л о в А.М., Глиняные книги, Л., 19562; Л л о й д С., Археология Месопотамии, пер. с англ., М., 1984; М и л ь ч и к М.И., Б о р е й к о Б.М., Город крылатых быков, М., 19672; Р у б и н ш т е й н Р.И., Разгаданные письмена, Л., 1960; е е ж е, Новейшие археологич. открытия в Египте, М., 1962; Ч а б б М., Город в песках, пер. с англ., М., 1965. Библиогр. пер. древних текстов см. в ст. Древний Восток и Библия.

А. б. делится в наст. время на две области: общую и палестинскую.

Общая А. б. изучает внебибл. памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства Свящ. Писания. Ниже мы перечислим важнейшие из этих открытых археологами памятников.

1. Ветхий Завет.

а) В 20-х гг. 20 в. англ. археолог Вулли открыл следы древнего наводнения, к-рое разразилось в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозав. сказанием о Потопе. Вулли также открыл мн. памятники древнего Шумера (см. ст. Древний Восток и Библия).

Златоуст – Хребет

б) B 19 в. была открыта б-ка Ниневии, где нашли поэмы о Гильгамеше (с описанием Потопа, во многом совпадающим с Кн. Бытия) и о происхождении мира (Энума элиш). Последняя показывает, насколько своеобразным было библ. учение, несмотря на нек-рые элементы лит. сходства с вавилонским памятником.

в) В 1901-02 франц. археологич. экспедиция нашла в Сузах черный столб из базальта, на к-ром клинописью были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи (1-я пол. 18 в. до н.э.). Законы, в частн., содержат правовые нормы, объясняющие нек-рые подробности сказания Кн.Бытия о патриархах, и имеют параллели с законами Кн.Исход и Второзакония. «Кодексу чуждо понятие преступления как греха, отпадения от Бога, нарушения Его воли; его законы не знают страха Божия, не выводят всего права из любви к Богу и ближнему… Но, будучи по духу далеки от Синая, законы Хаммурапи сходятся с Моисеевыми в группировке, во фразеологии, во многих частностях, особенно в принципе наказаний за увечья, за кровосмешение, в постановлениях против имущественного вреда и т.п.» (Тураев Б.А. «История Древнего Востока», т.1, Л., 1935, с.112). Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, к-рые находятся в Пятикнижии.

г) Раскопки 1930-х гг. в месопотамском г. Мари (18 в. до н.э.) обнаружили тексты с упоминанием племен (и поселений?), идентичных именам предков Израиля (Нахор, Фарра, Серуг, Завулон, Гад, Дан, Леви, Измаил, Асир). Такие параллели обнаружены и в текстах г. *Эблы (Сирия), открытого в 70-х гг. 20 в.

д) В кон. 1930-х гг. амер. экспедиция в Сев. Месопотамии нашла документы г. Нузи (Нузу). Они содержат законы, к-рые объясняют почему, напр., бездетный Авраам должен был отдать свое наследство Елиезеру (Быт 15:2-3), описывают сделки по продаже первородства (ср. Быт 25:30-34), объясняют, почему Рахиль унесла с собой терафимов (домашних богов) Лавана (Быт 31:19) — согласно текстам Нузи, владеющий терафимами имел право на наследство. Примечательно, что эти обычаи исчезают после 15 в. до н.э., и, следовательно, сказания Кн.Бытия отражают очень древнюю, еще домоисееву эпоху истории (см. К ь е р а Э., Они писали на глине, пер. с англ., М., 1984 и ст. Нузийские тексты).

е) Исследование хеттских законов объясняло, почему Авраам не хотел покупать у хеттов всю землю вокруг пещеры Махпелы, а только пещеру. Приобретя землю, он становился данником хеттов.

ж) Данные о *гиксосах, аморрейских племенах, покоривших ок. 1700 до н.э. Египет, объясняют, как мог неегиптянин Иосиф стать правителем Египта при фараоне.

з) Установлено, что фараон Рамсес II (13 в. до н.э.) перенес свою столицу в Дельту и, возродив находившийся в развалинах город, назвал его своим именем. Между тем в Библии сказано, что израильтяне строили для егип. царя г. Раамсес (Исх 1:11).

и) В 1887 была найдена заброшенная столица фараона-реформатора Эхнатона (14 в. до н.э.). Ахетатон (ныне — Эль Амарна, см. Амарнский период). Среди документов ее архива обнаружены донесения палест. вассалов царя (в частн., правителя Иерусалима). Они жалуются, что страна разорена бандами *хапиру. В наст. время большинство ученых видит в них полукочевую разноплеменную «вольницу», к-рая подорвала власть фараонов в Палестине (см. «История древнего мира», т.1, М., 19893, с.245). Движение хапиру подготовило почву для проникновения израильтян в Ханаан.

к) В 1896 Питри Флиндерс нашел в Фивах (Египет) победную надпись (стелу) сына Рамсеса II Мернептаха (кон. 13 в. до н.э.). В ней среди городов и народов Палестины впервые упомянут Израиль, но не как местность, а как племя. Одни историки считают, что речь идет о периоде Иисуса Навина, а другие связывают стелу с событиями Кн.Исход.

л) Надпись фараона Шешонка I (библ. Сусакима) дополняет рассказ 3 Цар 14:25-28 о захвате егип. войском Иерусалима (10 в. до н.э.).

м) Еще в сер. 19 в. были найдены ассир. памятники, связанные с библ. историей: анналы Салманасара III о битве при Каркаре (854/853 до н.э.), в к-рой участвовал царь Ахав, о подчинении Ассирией самарийского царя Иегу (Ииуя), причем на обелиске Салманасара изображен сам Иегу, стоящий на коленях перед ассир. царем. В документах Саргона II и Салманасара сообщается о падении Самарии, а в анналах Синаххериба — об осаде Иерусалима во времена царя Езекии и прор. Исайи. К этой же эпохе относится пограничный камень с портретом вавилонского царя Мардук-апла-иддина, против союза с к-рым предостерегал прор. Исайя.

н) В 1956 была опубликована Нововавилонская летопись, в к-рой освещены события времен Навуходоносора и говорится о взятии им Иерусалима в 597 до н.э. (первое пленение).

о) В конце 19 в. на о. Элефантина (Египет) были найдены папирусы с документами евр. гарнизона, состоявшего на службе у егип. царя (5 в. до н.э.). Эти документы на *арамейском языке дают характеристику духовного и социального состояния диаспоры раннего периода. В частн., там есть первое внебиблейское описание праздника Пасхи (см. Элефантинские папирусы).

п) Целый ряд находок (в т. ч. художеств. памятников, монет и статуй) дополняет повествование об эллинистич. периоде истории ВЗ (Антиох IV Епифан и его преемники).

Новый Завет

Палестинская А. б.

Первые попытки отыскать древние памятники Св. Земли начались еще со времен крестоносцев. Но начало научной А. б. в Палестине было положено лишь в 19 в. (работы *Робинсона Э. и др.). Основателем совр. палест. А. б. считается *Питри Флиндерс. Он первым разработал методику датировки археологич. пластов по типу керамики. До последнего времени ведущими специалистами по палест. А. б. были *Олбрайт, *Де Во, *Венсан.

1. Ветхий Завет.

а) Раскопки древнеханаанских городов (Асора, Хеврона, Давира и др.) показали, что в кон. 13 в. до н.э. они были разрушены и сожжены, что согласуется с данными Кн.Иисуса Навина. В то же время Гаваон оказался процветающим в ту эпоху торговым городом, что также соответствует рассказу Библии. Сложнее дело обстоит с Иерихоном. Этот древнейший в мире город, основанный за 9 тыс. лет до н.э., разрушался не раз. Экспедиция *Кенион К. установила, что слой 13 в. до н.э. (эпоха Ис Нав) не содержит почти никаких памятников. Из этого был сделан вывод, что после его разрушения Иисусом Навином он долго оставался в развалинах и поэтому подвергся эрозии.

б) Раскопками датской экспедиции 1926-29 было установлено, что Силом подвергся разорению в эпоху Илия. Археологами найдены многочисл. предметы филистимского быта, носящие на себе печать эгейской культуры. (Изображения самих филистимлян в пернатых шлемах встречаются на егип. памятниках.).

в) К эпохе Соломона относится сельскохозяйств. календарь из Газера (Гезера), написанный при помощи *финикийского алфавита.

г) В *Угарите (Рас-Шамра) Шеффером К. найдены не только религ. тексты хананеев, но и изображения божеств. Обнаружены следы человеч. жертвоприношений, к-рые практиковались хананеями.

д) В начале 20 в. обнаружены конюшни Соломона в Мегиддо (Мегиддоне), о к-рых упоминает Библия, а позднее — его рудники у залива Элат (находка 1937).

е) В Самарии, столице Северного царства, найдены остраконы (черепки с надписями) и многочисл. художеств. изделия из слоновой кости (среди них портрет сир. царя Венадада, изображения херувимов, животных, цветов). В Мегиддо найдена печать царедворца Иеровоама II (8 в. до н.э.), современника прор. Амоса.

ж) В 1868 в Заиорданье Клейном Ф.А. обнаружена стела моавитского царя Меши (Месы) 9 в. до н.э. Наряду с календарем из Газера это древнейшая евр. надпись.

з) В 1880 найдена надпись рабочих царя Езекии, к-рые прорывали подземный канал для водоснабжения на случай осады (эпоха прор.Исайи).

и) В 30-х гг. 20 в. англ. археолог *Старки Дж. проводил раскопки Лахиша (Лахиса). Была обнанаружена братская могила ассир. солдат времен Синаххериба и переписка иудейских военачальников, к-рая освещает положение страны во дни нашествия Навуходоносора. Одно письмо содержит упреки в адрес некоего пророка. От его имени остались лишь последние буквы, позволяющие предположить, что речь идет о прор. Иеремии. От этого же периода уцелела печать Годолии, правителя Иерусалима, назначенного Навуходоносором.

к) В 1962 найдены самаритянские папирусы 4 в. до н.э. Они касаются истории Палестины в период, когда иран. господство сменилось греческим. В них упоминается Санаваллат, потомок Санаваллата, современника Неемии.

л) Серия находок *кумранских текстов началась с 1947. Кроме ессейских документов, в поселках у берегов Мертвого моря найдены рукописи Библии и апокрифов, а также письма, связанные с восстанием Бар-Кохбы (130 н.э.).

2. Новый Завет.

Особого упоминания заслуживает и т.н. Т у р и н с к а я П л а щ а н и ц а, с 1578 хранящаяся в г. Турине (Италия), куда она была перенесена из Шамбери. История ее документально прослеживается до 19 в. Плащаница представляет собой кусок полотна размером 4,3 на 1,1 м. На ней видны неясные контуры фигуры высокого человека. В 1898 итальянский фотограф Ф.С.Пиа сделал с нее снимок, негатив которого неожиданно оказался позитивным изображением. Каждая деталь соответствовала евангельскому рассказу о Страстях: пробитые руки и ноги, ссадины на плечах, кровоподтеки на голове, пробитая грудь. Лик, запечатленный на Плащанице, удивительно напоминает Лик Христов в традиционной иконографии. Комиссии ученых не нашли на ткани никаких следов краски или вообще искусств. происхождения отпечатка, хотя остается загадкой, каким образом он возник. По мнению англ. ученого Яна Уилсона, Плащаница была сохранена первыми христианами и сначала хранилась в Сирии, в г. Эдессе (где именовалась Нерукотворным Образом). Потом она была перенесена в Константинополь и в 1204 похищена оттуда крестоносцем Де Шарни. Многие исследователи уверены, что Плащаница — это подлинный погребальный саван Христа (см. А р у т ю н о в Н., Ж у к о в с к а я, Туринская Плащаница, «Наука и жизнь», 1984, № 12; G.W i l s o n, The Turin Shroud, L., 1968; K.S.W e a v e r, The Mystery of the Shroud, «National Geographic», 1980, № 6).

l Архим. А в г у с т и н (Н и к и т и н), диак. М у м р и к о в А., С о л о в ь е в А., Рус. библейская археология, ЖМП, 1988, № 1-5; А м у с и н И.Д., Г е л ь ц е р М.Л., Надпись из «Мецад Хашавяху», ВДИ, 1963, № 3; Аноним. Ассиро-вавилонские клинообразные надписи и ВЗ, «Яросл. ЕВ», 1879, Неофиц. часть, № 2-4, 7; Б о й т Р.Т., Курганы, гробницы, сокровища: Илл. введение в библ. археологию, пер с англ., Корнталь, 1989; Б у л а т о в С.А., Древнеевр. монеты, Труды КДА, 1884, № 10,11, 1885, № 3, 6-8, 12; В.А.П. , Клинообразные надписи в отношении к библ. ветхозав. истории, ПС, 1873, № 9; В и р о л л о Ш., Рас-Шамра, или вновь найденная финикийская лит-ра, ВДИ, 1937, № 1; В о л к о в И.М., Законы вавилонского царя Хаммураби, М., 1914; е г о ж е, Арамейские документы Иудейской колонии на Элефантине V в. до Р.Х., М., 1915; свящ. *Г л а г о л е в А.А., Новости нем. лит-ры по библ. археологии, Труды КДА, 1901, № 11, 12; Д е л и ч Ф., Библия и Вавилон, пер. с нем., СПб., 19125; Д и л ь Ш., По берегам Средиземного моря, пер. с франц., М., 1915; *Д р о з д о в Н.М., К вопросу о соглашении библ. свидетельств с данными ассириологии, Труды КДА, 1896, № 8; Е л е о н с к и й Н., Сравнение библ. текстов с саргонидской летописью, ПО, № 7, 1864; *З а р и н С.М., Совр. открытия в области папирусов и надписей в их отношении к НЗ, СПб., 1914; архим. *И е р о н и м (Л а г о в с к и й), Библейская археология, т.1, вып.1-2; СПб., 1883-84; К о с и д о в с к и й З., Библ. сказания, пер. с польск, М., 1966; К р а ч к о в с к а я В.А., Новые археологич. открытия в Заиорданье, ВДИ, 1946, № 4; К у б л а н о в М.М., Новый Завет: Поиски и находки, М., 1968; прот. *М а т в е е в с к и й П. Об открытиях в Ниневии в отношении к Свящ. Писанию, СПб., 1881; Н и л ь с е н Д., Библейская религия в свете новейших археологич. раскопок, ВДИ, 1937, № 1; *О л е с н и ц к и й А.А., Судьбы древних памятников Св. Земли, К., 1875; е г о ж е, Мегалитические памятники Св. Земли, СПб., 1895; П а х а р н а е в А.И., Исследование о подлинности изображения лика и тела Христа Спасителя на Туринской Плащанице, СПб., 1903; П о л я н с к и й Е.Я. Краткий историч. обзор исследований Палестины и библ. древностей, ПС, 1915, № 4-6, 10; П.Ф.Н. Ассиро-вавилонские памятники и ВЗ, ВиР, 1905, № 8, 9, 12, 18, 19, 23, 24; Р а у л и н с о н Д., Библия и наука, пер. с англ., СПб., 1899; Р-с к и й А.П. , Новые открытия в области библ. науки, ХЧ, 1898, № 3; С-в. , Историч. книги Библии и ассир. клинообразные надписи, ЧОЛДП, 1873, № 10; е г о ж е, Историч. книги Библии и егип. памятники, т а м ж е, 1877, № 11; С е й с А.Г., Свидетельство древних памятников о достоверности книг Свящ.Писания, пер. с англ., ПО, 1888, № 3; С о л о в е й ч и к И.И., Вост. цивилизация в XV в. до н.э. при свете новейших исследований и открытий, ЖМНП, 1896, № 10; е г о ж е, Палестина в XV в. до н.э. при свете новейших открытий, т а м ж е, № 3; е г о ж е, Исследования о надписи Меши, ЖМНП, 1900, № 10, 11; *Т е р н о в с к и й С.А., Топография Иерусалима библ. времен, ПС, 1912, № 11; *Т р о и ц к и й И.Г., Силоамская надпись, ХЧ, 1887, № 7/8; е г о ж е, Вновь открытая Гезерская надпись, ХЧ, 1899, № 3; Т р о и ц к и й С., Новейшие открытия в области библ. истории, «Странник», 1910, № 2; Т э р к е м Г., Подлинна ли хранящаяся в Турине Плащаница?, пер. с англ., Брюссель, 1965; *У с п е н с к и й Н.Д., Во имя единения и мира: (Паломничество патр. Алексия к святыням Востока): Св. места в Иерусалиме на сегодня, ЖМП, 1961, № 5-7; Ф.Е. Филологические услуги ассириологии в деле изучения ветхозав. книг, ХЧ, 1889, ; прот. Ф о м е н к о К., Новые раскопки в Иерусалиме, Труды КДА, 1894, № 9; Ц е р е н Э., Библейские холмы, пер. с нем., М., 1966; *Я к и м о в И.С., Толкование на Кн. св. прор. Исаии: гл. XIII-XIV, 23, ХЧ, 1884, № 3/4; е г о ж е, Опыты соглашения библ. свидетельств с показаниями памятников клинообразного письма, ХЧ, 1884, № 7/8; A l b r i g h t W.F. The Archeology of Palestine, Harmondsworth, 1960; Archeologia Palestiny, Poznan, 1973; Archeological Encyclopedia of the Holy Land, Ed. by A. Nеgev, L., 1972; B a r d t k e H., Bibel, Spaten und Geschichte, Lpz., 19712; *N o r t h R., Biblical Archeology, JBC, v. 2, p. 653-70; B l a i k l o c k E.M., Cities of the New Testament, L., 1965; F i n e g a n J., Light from the Ancient Past, Princeton, 19592; *K e n y o n K.M, Archaeology in the Holy Land, L.-N.Y., 19652; *P r i t c h a r d J.B., Archaeology and the Old Testament, Princeton, 1958; *W r i g h t G.E., Biblical Archaeology, L., 1962. См. также работы *Вигуру, *Дорма, Р.*Киттеля, *Лопухина, *Олбрайта, *Тураева и ст.: Древний восток и Библия; Евангелия; Историч. книги Ветхого Завета; Пятикнижие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *