ЦЕРКОВЬ В УБОРАХ

Спасский храм с. УборыСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Одинцовское благочиние

Престольный праздник: Спаса Нерукотворного (29 августа).

Настоятель храма священник Александр Николаевич Сидоров, 1981.

Как добраться
Проезд общественным транспортом: от ст. метро Тушинская авт. № 549 до ост. Петрово-Дальнее 21 км, местным автобусом 8 км, пешком ~ 1 км; или с Белорусского вокзала до ст. Одинцово 24 км, и авт. № 36 до ост. Уборы..

ogaio8-926-176-90-99http://hram-ubory.ru/Адрес:Россия, Московская область, Одинцовский район, село Уборы. Идет загрузка …

Общая информация

Село Уборы расположено на старинной дороге из Москвы в Саввино-Сторожевский монастырь и в древности называлось Убора. В 1673 г. здесь был построен деревянный храм, по посвящению которого во имя Спаса Нерукотворного образа, село какое-то время называлось Спасским.

В 1694 г. Петр Васильевич Шереметев (начальник Поместного приказа) решил построить в своей усадьбе новый каменный храм и вручил подряд на строительство известному зодчему Бухвостову «со товарищи» — Михаилом Тимофеевым и Митрофаном Семеновым.

Сам заказчик, боярин П.В.Шереметев, не дожил до окончания строительства здания церкви всего несколько недель, он скончался в 1697 г. Еще три года ушло на то, чтобы сделать резной иконостас, позолотить его и написать иконы. Иконостас храма высотой 25 метров имел девять ярусов икон. Наконец, 17 сентября 1700 г., был выдан антиминс на освящение храма.

Во время Отечественной войны 1812 г. через Уборы проходили французы, осквернившие и разорившие храм. После войны до 1833—1836 гг. церковь находилась в запустении, в это время обвалился первоначальный парапет гульбища.

В 1840 г. настоятелем Спасской церкви стал Николай Тимофеевич Добролюбов, а затем его потомки, вплоть до 1938 г.

В 1842 г. был сломан господский дом, а также снесены главки на четырех приделах храма и детали украшения нижнего яруса храма. Тогда же, по-видимому, снесли и главный купол, поскольку имеющийся ныне купол не соответствует размерам храма. Известно прошение от 1849 г. произвести ремонт церкви, окраску стен, замену ветхих оконных переплетов и поновление икон.

В 1938 г. советские власти разграбили церковь. Единственный в своем роде иконостас был распилен на части и сожжен в центре храма. Колокола звонницы, отлитые из чистого серебра, сбросили и увезли на переплавку. Облачения священников пошли на пошив кепок. Сохранился только большой подсвечник, который вновь стоит у иконы апостолов Петра и Павла.

Церковь Спаса Нерукотворного образа, село Уборы, Московская обл.

Храм пустовал много лет, потом в нем хранили сено.

Летом 1995 г. храм вернули верующим. Тогда же его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он благословил восстановление храма и приходской жизни. С тех пор проводятся богослужения и ремонтно-реставрационные работы.

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Белорусского вокзала до станции Перхушково — 31 км., далее автобусом до ост. Успенское — 6 км., далее пешком — 3 км.

Проезд автомобилем: от Москвы по Ильинскому шоссе до Петрова-Дальнего — 15 км., оттуда по указателю до Дмитровского — 5 км., в Дмитровском — левый поворот по главной дороге сразу за церковью, далее 3,5 км.

Уборы. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

до с. Уборы.

Можно ехать по Рублево-Успенскому шоссе через Успенское — Николину гору — Маслово. Дорога запутанная и с плохим покрытием.

Храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Уборы был построен в 1694-1697гг. в вотчине графов Шереметевых.

В 1610г. граф Иван Петрович Шереметев получил это село, совершенно брошенное и бедное, в приданое за своей женой, княжной Марфой Васильевной Волконской. При его внуке, Петре Васильевиче Шереметеве, в Уборах в 1673 г. была сначала поставлена небольшая деревянная церковь Спаса Нерукотворного. В 1694 г. Шереметев заказал постройку новой каменной церкви уже известному тогда зодчему Якову Григорьевичу Бухвостову. Строительство планировали окончить уже к 1695г., но зодчий, постоянно уезжавший в Рязань на строительство Успенского собора, сорвал сроки, из-за чего по требованию заказчика оказался в заключении и был даже приговорен к битью кнутами. Но Шереметев, к тому времени уже чувствовавший себя очень плохо, сам же ходатайствовал перед царем о помиловании зодчего, так как опасался, что подобное наказание надолго отодвинет сроки завершения строительства. К сожалению, владелец села так и не дождался завершения строительства роскошного храма – он умер в том же 1697 году, когда и было окончено строительство. Внутренняя отделка была завершена только к 1700г.

Первоначальным планом зодчего была постройка храма, сходного с построенным в 1684-1688 гг. Успенским храмом в с. Петрово-Дальнее (Дурнево). Это был необычный для своего времени по композиции храм: его четверик скрывали широкие округленные притворы с алтарем. Но, вероятно, после возведения храма Покрова в Филях Шереметев потребовал изменения плана и постройки сходной с филевской церкви.

В итоге была построена высокая стройная церковь, состоящая из основания-четверика и поставленных на него трех уменьшающихся восьмериков. Высокий четверик окружен тремя округлыми притворами и алтарем, прежде увенчанных главами (сняты в 1842г.). В среднем восьмерике устроена колокольня; на верхний, такой маленький, что его можно было бы назвать барабаном, поставлена небольшая луковичная главка, украшенная звездами. Окружает храм гульбище с невысоким парапетом.

Окна обрамляют очень красивые и сложные по исполнению наличники в виде растительного орнамента, характерного для московского барокко. Не гладкие, а резные также и колонки на углах восьмериков. Грани восьмериков украшены узорчатыми резными фронтонами.

В советское время резное внутреннее убранство было уничтожено, а уникальный иконостас сожжен прямо в храме. Церковь долго простояла заброшенной; в 1990-х гг. ее снова передали верующим.

Местность, в которой поставлена церковь в Уборах, отличается необычайной живописностью. Храм стоит на излучине Москвы-реки, на холме, и таким образом он оказывается главной, притягивающей взгляды точкой, видной издалека. По мере приближения к селу она то исчезает за деревьями, то появляется вновь, пока вдруг улица под необычным названием «Путь к храму» не выводит прямо к стенам высокого и стройного творения зодчего Якова Бухвостова.

Входит в проекты: Яков Григорьевич Бухвостов, храмы "под звоном"

От бывшей усадьбы в Уборах (в прошлом у соснового бора, отсюда и название), что между селом Успенским и Петрово – Дальним, сохранилась Спасская церковь, и остатки парка с прудами. Архивные документы говорят, что уже в XVII столетии здесь существовало имение с хорошо налаженным хозяйством. «Раскопками дореволюционного времени установлено, что возведённые хоромы имели печи, украшенные цветными изразцами», но теперь их бывшее месторасположение не укажут даже старожилы.

Уборы — древнее подмосковное село. Оно упоминается с 1610 г.

Спасский храм с. Уборы

как вотчина стольника Ивана Петровича Шереметева. В 1673 г. здесь строится первая церковь Спаса Нерукотворного Образа — деревянная. Строительством руководил потомок И.П. Шереметева — Пётр Васильевич, именовавшийся в актах Шереметевым-Меньшим.

Под конец жизни Шереметев вместо обветшавшей деревянной церкви пожелал поставить каменный храм. Строить церковь (1693 г.) подрядился Яков Бухвостов с товарищами Мишкой Тимофеевым и Митрошкой Семёновым, с обязательством закончить работу в 1695 г. Занятый одновременно в Уборах и на возведении собора в Рязани, Бухвостов не смог в назначенный срок поставить церковь в вотчине Шереметева. Боярин в 1695 г. подал на него жалобу в Приказ каменных дел о привлечении зодчего к ответу. Пристав, посланный в Рязань, вернулся ни с чем, так как «поймать себя он, Якунка, не дал и от них, посыльных людей, ушёл». Яков Бухвостов явился сам к Шереметеву и заключил с ним новое соглашение, по которому обязался завершить храм не позднее 1696 г., но и нового обязательства крепостной архитектор также не выполнил. По вторичной жалобе боярина в Уборы прибыли каменных дел подмастерье и подъячий; узнав об этом и «видя свою неправоту», Яшка Григорьев Бухвостов скрылся. Только после продолжительных поисков архитектор был пойман «и посажен в колодничью палату за решётку». На допросе он объяснил, что во время его работы в Уборах там не было Шереметева, а строить дальше «без его боярского указу» он не мог, и поэтому уехал в Рязань на сооружение собора; там у него произошла какая-то «поруха» в строительстве, и рязанский митрополит «посадил его в железа», в следствии чего возвратиться в Подмосковье он не мог». Приговор Приказа каменных дел гласит: «Его, Янку, бить кнутом нещадно и каменное дело ему доделать». Но, заинтересованный в скорейшем окончании строительства, Шереметев сам просил об освобождении Бухвостова от наказания, и в 1697 г. постройка церкви в Уборах была завершена.

Спасский храм в Уборах, принадлежащий стилю московского барокко — шедевр древнерусского искусства. Взгляните на его стройный ярусный стан «под звоном», буквально увитый декором — он вызывает восхищение.

Двусветный четверик с пониженными полукружиями притворов и алтаря имеет безукоризненный по рисунку лепестковый план. Четырёхгранник основания несёт убывающие по размеру восьмерики. Композицию здания завершает миниатюрная глава (начала XIX столетия), усеянная золотыми звёздами. Пирамидальный объём храма поставлен на высокий стилобат, повторяющий волнообразный план здания, и превращённый в круговую галерею – гульбище с двумя лестницами-всходами.

Безупречные пропорции церкви дополняет роскошное, феерическое декоративное убранство. Глиптография, достигающая во втором ярусе кружевной ажурности вовсе не аппликативна или статична, она носит необыкновенно объёмный, сочный и темпераментный характер. Резной белый камень здесь настолько пластичен, что поначалу представляется лепниной, скульптурно выступающей на гладкой терракотовой поверхности стен.

Декор здания пронизан западными барочными традициями, спаянными с национальными декоративными приёмами. Совсем по европейски выглядят барельефные заполнения парапетов мотивами изобилия с заморскими цветами, виноградными гроздьями и лопнувшими плодами гранатов. Несомненно русские – висячие гирьки в арках звона и резные гребешки.

Стволы колонок, отделённые от плоскости стен, утратили свою привычную простоту и ровность. Их тело изрезано вогнутыми листьями, рассечено желобками, и оплетено гирляндами. Капители колонок неординарны по своему художественному образу, они сочетают листья аканта и нежные гелики, а так же головки херувимов (в порталах), дополненные растительными элементами. Наличники окон и обрамления порталов с разорванными фигурными очельями, украшенные крупными завитками и раковинами необычайно эффектны.

Вот уже 300 лет Спасская церковь, стоящая вдалеке от оживлённых дорог, будто жемчужина на зелёном бархате лугов, радует глаз. Жаль только, что всё ближе храм обступают особняки, заслоняя собой вид на уникальный памятник архитектуры.

У подножия храма сохраняются остатки старинного кладбища, есть интересные надгробия. Здесь покоится семейство священников Добролюбовых, посвятивших свою жизнь служению Господу в этом храме.

Храм передан общине верующих и действует.

Литература:

Материалы (альбомы А.А. Пузатикова) историко-краеведческого музея г. Одинцово.

Памятники архитектуры Московской области в.1-3, М., 1999 г.

Памятники архитектуры Московской области т. I-II, М., 1975 г.

М. Ильин Подмосковье, М., 1974 г.

А.Б. Чижков «Подмосковные усадьбы сегодня» М., 2002 г.

Памятники Отечества в.32 А. Греч «Венок усадьбам», М., 1995 г.

С.Н. Боровкова Заповедная звенигородская земля М., 1982

Одинцовская земля. Серия «Энциклопедия сёл и деревень Подмосковья» М., 1994

Проф. С.В. Безсонов «Крепостные архитекторы» М., 1938 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *