ЦЕРКОВЬ В СЛАВЯНСКЕ НА КУБАНИ

Св. -Успенский храм в г. Славянске-на-Кубани

Александр Бабич

Во 2-м номере журнала «Копыл», вышедшего в 2012 году, на странице 30, я обнаружил небольшую заметку об истории Свято-Успенского храма в городе Славянске-на-Кубани. В заметке отмечалось, что «храм был заложен в 1907 г., завершен строительством и освящен 28 августа 1912 г.», а в советское время был закрыт… .

Когда я ознакомился с этим весьма любопытным материалом, у меня возникла идея дополнить его своими изысканиями, проведенными по документам уполномоченного по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю, и более подробно рассказать об истории храма во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в послевоенный период.

Как и большинство станичных храмов того времени, Свято-Успенская церковь в ст. Славянской Краснодарского, была закрыта в 1938 году, после чего церковное здание передали колхозу имени «Красной Армии» для использования под зернохранилище . Однако, в период гитлеровской оккупации, начавшейся в августе 1942 г., по инициативе группы верующих возглавляемых на тот момент обновленческим священником Павлом Игнатовичем Корнеевым, богослужения в Свято-Успенской церкви возобновились. В связи с этим, хотелось бы представить краткую биографическую справку об о. Павле, благодаря которому в 1942 г. был возрожден приход в ст. Славянской. 

Итак, Корнеев Павел Игнатович, протоиерей, родился 15 января 1878 г. в ст. Гурийской Майкопского отдела Кубанской области; русский; в 1900 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; женат (жена Мария Федоровна Курдюмова, брак заключен в 1901 г.); был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; во время оккупации служил священником в ст. Славянской.

Награды: в 1922 г. награжден палицей епископом Иоанном Краснодарским и Кубанским; в 1950 г. награжден наперсным крестом с украшениями Архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном.

Сведения о службе: с 1900 г. – учитель и регент одноклассной церковно-приходской школы села Стародубского Ставропольской губернии; с 1 сентября 1901 г.  служил диаконом Св. Михаило-Архангельской церкви в ст. Николаевской Лабинского отдела Кубанской области; с 1 сентября 1906 г.  служил священником в Св.-Николаевской церкви ст. Гривенской Кубанской области и там же законоучителем одноклассного министерского училища, с 1911 г. — высшего начального училища; с 1917 г. – священником Св.-Николаевской церкви ст. Роговской и законоучителем высшего начального училища и гимназии; с 1919 г. – благочинным 3-го округа Кубанской епархии; с 1930 г. – священником Св.-Успенской церкви ст. Кореновской и благочинным церквей Кореновского района; с 1933 г. – священником церкви ст. Северской и благочинным Северского района; с 1934 г. – священником Св.-Покровской церкви ст. Холмской; в 1938 г. вышел за штат, работал счетоводом на базе Аптекоуправления и артели «Швейник» в г. Краснодаре; с 8 августа 1942 г. по 1 марта 1944 г. служил священником Св.-Успенской церкви ст. Славянской Краснодарского края; с 1943 г. занимал должность благочинного 5 округа Кубанской епархии; 18 сентября 1945 г. осужден военным трибуналом по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР со сроком лишения свободы на 10 лет,  и с поражением в правах на 5 лет; определением Военной коллегии Верховного суда от 05.11.1946 г. наказание сокращено до 3-х лет лишения свободы и, на основании Указа от 07.07.1945, освобожден из под стражи 15 января 1947 г., после чего отправлен к избранному месту жительства; 22 февраля 1947 г. приступил к исполнению богослужения и отправлению религиозных обрядов и треб при религиозной общине Св.-Покровского молитвенного дома в ст. Степной Приморско-Ахтарского района; с июня 1947 г. – настоятель св.-Вознесенского молитвенного дома в г. Ейске. По состоянию на 1952 г. служил в Вознесенском молитвенном доме г. Ейска .

В это же время (с декабря 1942 г.) в церкви служил священник Константин Шутов.

Шутов Константин Трофимович, священник, родился в 1909 г. в г. Екатеринодаре Кубанской области; русский; образование неполное среднее (окончил 2-ю государственную школу в г. Краснодаре); женат (жена Анна Михайловна, дочь и сын); во время оккупации служил священником в Св.-Успенской церкви ст. Славянской Краснодарского края.

Сведения о службе: после окончания кулинарных курсов работал в г. Краснодаре. С 1929 по 1933 гг. работал зав. производством в 22-й столовой треста общественного питания; с 1934 г. работал инструктором столовой  № 43 при штабе корпуса; с 1936 г. – инструктором при ресторане НКВД г. Краснодара; с 1939 г. – инструктором при Краснодарском стрелково-минометном училище. В ноябре 1942 г. Архиепископом Краснодарским и Кубанским Владимиром (в то время обновленческим) рукоположен в сан иерея в Св.-Георгиевской церкви г. Краснодара; 30.12.1942 г. назначен в Св.-Успенскую церковь ст. Славянской; со 2 апреля 1943 г. служил настоятелем Св.-Троицкой молитвенного дома в ст. Усть-Лабинской; с 15.03.1946 г. по 05.10.1950 г. служил настоятелем Св.-Вознесенского молитвенного дома ст.

Пашковской Пашковского района Краснодарского края .

В марте 1944 г. настоятелем в Св.-Успенскую церковь ст. Славянской назначен священник Евгений Николаевич Высокостровский.

Отец Евгений, протоиерей, родился в 1889 г. в селе Старое Рахино Крестецкого уезда Новогородской губернии. В 1908 г. окончил Новгородскую духовную семинарию. в 1908-1909 гг. служил учителем в Графско-Слободской земской школе Новгородской губернии. в 1909-1910 гг. служил учителем и заведующим Грузинского Министерского двуклассного училища Новгородской губернии; с 1910 г. по 1911 г. служил учителем Мало-Вишерской церковно-приходской школы; с 1911 г. по 1914 г. служил диаконом Мало-Вишерской церкви и учителем пения в реальном училище; с 1914 г. по 1917 г. – священником в Александро-Невской церкви г. Архангельска и преподавателем общеобразовательных предметов высшего начального училища. С 1917 по 1920 гг. – священник церкви во имя Иоанна Рыльского в г. Архангельске; с 1920 по 1925 гг. – священником Борисовской церкви Старорусского района Лениниградской области; с 1923 по 1925 гг. – благочинный III округа Старорусского района. С 1925 г. служил священником обновленческой Введенской церкви г. Старая Русса; с 1927 г. по 1930 г. священником в Преображенском соборе г. Старая Русса; с 1930 по 1935 г. – священником Свято-Пантелеимоновской церкви в г. Ленинграде; в 1935 г. административно выслан в г. Астрахань и с 1935 г. по 1936 г. служил в Иоанно-Златоустовской церкви в г. Астрахане; с 1936 г. по 1937 г. – священник Христо-Рождественской церкви. 10 апреля 1937 г. арестован, 12 октября осужден по ст. 58 пп. 10 и 11 и присужден к 6 годам лишения свободы и поражен в гражданских правах. С 1938 по 1940 гг. находился в Котласской трудовой исправительной колонии. С 1940 г. – в Севжелдорлаг; с 1942 по 1943 г. – в с/х Межог (Коми АССР), после освобождения работал там же нормировщиком-техучетчиком по вольному найму вплоть до 14 февраля 1944 г. 10 марта назначен священником в ст. Славянскую Краснодарского края.

Семейное положение – вдовец, жена Ольга Григорьевна умерла в 1942 г. в г. Ленинграде от истощения во время блокады; сыновья (на фронте) – Виктор, 1912 г.р., Анатолий, 1914 г.р., Александр, 1915 г.р., Борис, 1923 г.р., лейтенант, дочь Галина Политыкина, 1918 г.р., вдова, директор средней школы в пос. Пестова Ленингардской области, имеет двоих малолетних детей .
В 1947 г. настоятелем назначен священник Виктор Терентьевич Чмутов. Отец Виктор, священник, родился 08.11.1886 г. в с. Новоселицы Александровского уезда Ставропольской губернии; русский; в 1906 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; женат (жена Екатерина Васильевна урожд. Михайловская); с 1933 по 1936 гг. 3 года был в за-ключении; был в обновленческом расколе; принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви (дата не указана) в Краснодарский край прибыл из Ставропольского края в 1922 г.; во время оккупации служил священником в ст. Брюховецкой.

Награды: в 1951 г. награжден скуфьей Архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном. 

Сведения о службе: с 1906 г. служил учителем в высшей начальной школе в сел. Рогули Ставропольской губернии; с 1911 г. служил псаломщиком в сел. Вознесенском Ставропольской губернии; с 1922 г. служил священником в ст. Хмельницкой Кубано-Черноморской области; с 1926 г. – в ст. Старотитаровской; с 1929 г. – в ст. Марьянской; в 1933 г. вышел за штат, работал в ст. Славянской на различных работах; с 1942 г. служил священником в ст. Брюховецкой; с 1944 г. – в ст. Новопластуновской; с 1945 г. Новониколаевской; с 1947 г. – в ст. Славянской; с 1949 г. – в ст. Красноармейской; с 24 мая 1951 г. служил в Св.-Покровском молитвенном доме ст. Федоровской Славянского района Краснодарского края (ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 268. Л. 41, 45, 46).

В 1950 г. настоятелем Славянской церкви и благочинным всех церквей Славянского района становится протоиерей Александр Никифорович Александров. Отец Александр родился 20.08.1883 г. в с. Мокиевка Лохвицкого уезда Полтавской губернии; украинец; в 1903 г. окончил Луганскую Братскую учительскую школу; в 1913 г. окончил Полтавскую духовную семинарию; не судим, в обновленческом расколе не состоял; на Кубань прибыл из Полтавской губернии в 1930 г.; во время оккупации работал секретарем научно-исследовательского института масличных культур.

Сведения о службе: до 1937 года – диакон, священник; с 1937 по 1945 гг. – на гражданской работе; с 1945 по 1952 гг. – священник, благочинный Славянского округа. По состоянию на 1952 г. служил в ст. Славянской Краснодарского края .

В 1955 году уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Краснодарскому краю С.Ф. Бабушкин посещал православный приход в ст. Славянской и охарактеризовал его как наиболее мощный приход в районе. Церковный доход Свято-Успенской церкви составил в 1955 году 180 тыс. рублей (по курсу цен до реформы 1961 г.), что на 42 тыс. превосходило доход 1953 года. В течении лета 1955 г. имели место три случая крещения взрослых 25-30-летнего возраста. В 1953 г. здесь крестилась студентка Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Во время Великого поста в приходе исповедовалось свыше 3000 человек, среди которых было более 200 детей. Община занимала типовое церковное здание. Здание церкви содержалось в хорошем состоянии. Внутреннее убранство хорошее, церковная площадь имела железную ограду, площадь ограды составляла около гектара. В ограде росли фруктовые деревья, были разбиты огороды, и половина территории засевалась люцерной, которую церковный совет продавал государственным учреждениям, извлекая из этого для церкви дополнительный доход. Местные советские организации недовольные этим, настаивали на том, чтобы площадь ограды была сокращена.

Учитывая, что эта площадь ограждена железной оградой, уполномоченный рекомендовал райисполкому определить для церкви необходимую для исполнения религиозных обрядов территорию, а остальную площадь использовать по своему усмотрению, не создавая при этом для общины и церковной службы каких-либо неудобств.

Под влиянием местного духовенства в 1955 году из средней школы ст. Славянской ушли в Московскую духовную семинарию 2 ученика. Из 9 класса ушел Диденко Владимир Александрович. Диденко был сиротой и воспитывался у своей тетки Малзызовой, 70-летней женщины, которая славилась в станице большой религиозностью.

Савенко Вячеслав Васильевич, 1937 г. рождения, уроженец г. Новороссийска, также сирота (родители умерли в 1954 г.), ушел из 10 класса средней школы. До ухода в семинарию он состоял в комсомоле и был секретарем комсомольской организации. Перед уходом в семинарию из комсомола вышел. Работники школы подтвердили, что родители Вячеслава особой религиозности не проявляли.

Уполномоченный беседовал об этом с протоиереем А. Александровым, благочинным и настоятелем Св.-Успенской церкви в г. Славянске, из чего узнал, что Савенко был мальчиком религиозным, и его за это в школе преследовали. Он хотел уйти на работу и поступить в вечернюю школу, но его не приняли. Тогда протоиерей А. Александров, который являлся В. Савенко дедом по материнской линии, посоветовал ему пойти в духовную семинарию, что тот и сделал.

Школьные преподавателями отрицали, что на Савенко в школе были какие-либо гонения, но, «поскольку он был комсомольцем – его старались исправить» .

В 1955-1961 гг. Вячеслав Васильевич Савенко окончил Московскую духовную семинарию и 2 курса академии, а в 1961 г. был рукоположен в сан священника .

В период хрущевских гонений церковь в г. Славянске-на-Кубани не закрывалась и, в последующий период здесь служили другие священники, о них также можно узнать  из документов государственного архива Краснодарского края…

Хотелось бы отметить еще один любопытный факт. В материалах по истории Славянского прихода имеется такой документ «Опись памятников истории и культуры, находящихся в Успенской церкви на 21 апреля  1987 г. РСФСР, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Запорожская, 38». В документе содержатся сведения об иконах и росписи храма. Среди старинных икон, с левой стороны солеи, числилась икона мученика Иоанна-воина с 5-ю сценами мучений. Икона был изготовлена в 1861 г., хранилась в серебряном окладе и имела следующую надпись на нижнем торце оклада «весу 1 фунт 83 зол.». .

В заключении хотелось бы сказать, что в наши дни Св.-Успенский храм в г. Славянске-на-Кубани, благодаря усилиям протоиерея Никиты Даниловича Гаврильчика и прихожан, превратился в жемчужину Славянского района. Рядом с основным зданием храма построены: крестильный храм во имя Иоанна Кронштадтского и воскресная школа с библиотекой .

© Copyright: Александр Бабич, 2017
Свидетельство о публикации №217112400678

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Александр Бабич

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Александр Бабич

Немногие крупные достопримечательности страны могут похвастаться двойной историей.

Церкви в Славянск-на-кубани

А вот Успенский Собор в Омске может. Наверное, такую прерогативу наши Российские храмы заслужили как искупление за десятилетия забвения, запустения и поругания в период СССР. К счастью, времена изменились и теперь храмы в нашей стране больше строят и восстанавливают, чем взрывают. Сейчас история главного собора Омска звучит как назидание и предостережение потомкам.

История Храма, век XIX.

Город Омск подошел к рубежу XIX и XX веков как серьезный культурный центр, в котором все большее количество горожан нуждалось в духовном развитии. Существующий Воскресенский Собор уже не мог удовлетворить всех нуждающихся и среди прихожан был объявлен сбор средств на его расширение. В девяностые годы XIX века в церковной жизни региона происходит достаточно знаковое событие – учреждается Омская Православная Епархия. Именно благодаря этому факту было принято решение на собранные средства построить новый Храм в центре города, который стал бы главным духовным центром региона. Нарекли будущий храм Успенским Кафедральным Собором.

В качестве архитектора будущей церкви выступил Э. Виррих, использовавший в качестве прототипа Санкт-Петербургский храм Спаса на Крови пера А. Парланда. Стоит отдать должное омскому зодчему, он не стал просто копировать проект столичного храма, но глубоко его переработал и адаптировал к нуждам горожан. Кстати, данный прием не был чем то новым для церковного строительства в России – по всей стране по сей день можно найти церкви, которые очень схожи между собой и, по сути дела, являются переработанными копиями друг-друга.

Собранных средств прихожан хватило лишь на начало строительства собора, которое состоялось 16 июля 1891 года. Стоит отметить тот факт, что краеугольный камень омского храма был заложен Николаем Александровичем Романовым, тогда еще цесаревичем. Кстати, будущий император России пожертвовал значительные средства на строительство Собора. Но денег, как всегда не хватало, и Святейший Синод был вынужден профинансировать конец строительства.

Успенский Собор Омска впервые открыл свои двери прихожанам в 1898 году. Всего на его строительство и убранство были потрачены огромные для царской России деньги — 125 тысяч рублей. Освящение Успенского Собора проводил первый епископ Омской Епархии Григорий.

Уже к 1900 году при Храме действует церковно-приходская школа, а количество прихожан превышает 5000 человек. Постепенно церковь становится центром духовной и культурной жизни города. В разбитом вокруг саду омичи любят прогуливаться вечерами, а на детских площадках в дневное время на общественных началах с детьми всех сословий занимаются учителя.

В период до 1917 года Успенский Собор становится местом проведения всех праздничных мероприятий города, а его своды встречают выдающихся людей Империи.

Предвестники беды пришли в 1918 году в виде красных комиссаров, потребовавших передать все имущество Омской Православной Епархии большевикам. Митинг прихожан разгоняют солдаты, а двери Успенского Собора закрываются.

Надежда пришла вместе с белогвардейцами в 1919 году, но вновь умирает в 1920 с возвращением красных. В том же году расстрелян архиепископ Омский Сильвестр. С 1923 года в Храме не проводятся службы, а само здание приходит в запустение. Собор взорван лишь в 1935 году по решению Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД.

На месте храма был разбит сквер, получивший название «Сад Пионеров», который так и остался излюбленным местом отдыха горожан. Вплоть до «нулевых» здесь устанавливалась городская ёлка и проводились народные гуляния.

Успенский Собор Омск — возрождение. Век XXI.

В 1999 году началось восстановление храма с установки Поклонного Креста. Вскоре Правительство Омской области приняло решение о восстановлении Успенского Кафедрального Собора, потому что он является основным архитектурным памятников Прииртышья. В 2005 году начинаются строительные работы.

Генеральным подрядчиком становится компания Олега Шишова — НПО «Мостовик» совместно с предприятием «Агростройкомплект». Специалисты Каменск-Уральска отливают купола для вновь построенного Храма, а сибирский художник Г. Адаев расписывает иконостас. Материалы для строительства поставлялись со всех концов России и даже из-за рубежа. Так, например, красный кирпич для облицовки был завезен из Прибалтики.

Свято-Успенский кафедральный собор (Новый Успенский собор) освятили 15 июля 2007 года. Многие известные артисты приняли участие в открытии собора: солисты Большого театра В. Маторин, кинорежиссёр Н. Михалков, артисты В. Талызина, Д. Певцов, С. Захаров, Т. Гвердцители, Н. Бабкина.

В том же 2007 году по инициативе Правительства Омской Области прилегающей площади официально присвоено название «Соборная площадь». За присвоение нового имени площади проголосовали все 27 членов заседания собрания города Омска.

Для справки:

Адрес

ул. Интернациональная, 12

Епархия

Омско-тарская

Сайты

Реликвии

Даров волхвов

Телефон

(3812) 24-90-65

Твитнуть

Столетие отмечает Свято-Успенский храм города Славянска-на-Кубани

В начале прошлого века по проекту молодого, но широко известного на Кубани архитектора Александра Петровича Косякина, старшего помощника атамана Кубанского казачьего войска, было заложено основание храма. А через пять лет засверкали над станицей Славянской купола новой православной церкви.

В первые годы советской власти, когда по всей стране церкви разрушались, в станичном храме находилась колхозная ссыпка зерна. В годы Великой Отечественной войны храм был полуразрушен — большая часть внутренней штукатурки уничтожена, внутреннее убранство утрачено. В конце 60-х годов ХХ века Свято-Успенский храм был совсем не таким как ныне: здесь царило запустение, из-за скудного убранства и отсутствия ремонта здание мало отвечало установившемся представлениям о доме Божием. С 1970 года настоятелем храма стал протоиерей Никита Даниилович Гаврильчик. С неустанной энергией отец Никита вместе с прихожанами собирал средства на восстановление храма. Всем миром за несколько лет запущенную церковь превратили в прекрасный храм. А рядом построили крестильный храм Святого Праведного Иоанна Кронштадского и воскресную школу с библиотекой, где обучаются более 20 детей. По инициативе Никиты Даниловича по всех школах района факультативно проводятся уроки православной культуры, а на духовно-образовательные чтения собираются работки культуры и образования. Единственный в крае муниципальный хор духовной музыки не только принимает участие в богослужениях, но выступает с концертами перед жителями района. В репертуаре коллектива церковное пение, патриотические песни, классические произведения.

Свято-Успенский храм – действующий храм — здесь проходят богослужения и отмечаются христианские праздники. Обновляется внутреннее убранство — росписи с библейскими сюжетами. Построен новый иконостас, приобретены новые колокола, готовится замена куполов. Славянцы гордятся своим главным храмом. Тысячи жителей района приходят сюда и с радостью, и с горем. Ведь храм всегда был и будет местом, где человек обращается к Богу, а душа соприкасается с небом.

Торжественную божественную литургию в Свято-Успенском храме отслужил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. После богослужения и крестного хода вокруг Свято-Успенского храма состоялась церемония награждения. Награды Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к трудам в делах восстановления храмов земли Кубанской получили глава муниципального образования Славянский район В.И.

Славянск-на-Кубани. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Гончаров и депутат Законодательного Собрания Краснодарского края В.В. Чернявский — ордена русской православной церкви преподобного Сергея Радонежского третьей степени. Генеральному директору ЗАО «Сад-Гигант» депутату Законодательного Собрания Краснодарского края А.А. Кладю был вручен орден русской православной церкви святого благоверного князя Даниила Московского третьей степени. Таким же орденом награжден мэр города-героя Новороссийска В.И. Синяговский, награда была вручена его супруге Е.И. Синяговской.

Пресс-служба МО Славянский район

Т.8 (86146) 4-25-86

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *