ЦЕРКОВЬ В КРАСНОМ

Усадьба Красное расположена в Старицком районе в 15 км от города Старицы, на берегу речки Холохольни С XIV века село Красное как населенный пункт входит в состав древнего Тверского княжества. В начале XVIII века владельцем «вотчины села Красного» был секретарь Иностранной коллегии «Сергей Ильин сын Семенов», а во второй половине XVIII века земли переходят к действительному статскому советнику Марку Федоровичу Полторацкому и его жене Агафоклее Александровне, в девичестве Шишковой.

В конце XVIII века значительная по площади усадьба расположена на развилке дорог Старица — Торжок, Старица — Осташков, на естественной террасе, в излучине запруженной речки Холохольни.

В это время господский дом стоял на развилке дорог и был деревянным, а точно по оси дома располагалась деревянная церковь Воскресения Христова.

В 1790-х годах на территории усадьбы Марк Федорович строит по проекту архитектора Ю.М. Фельтена каменную церковь Преображения Господня.

Появление такого необычного для этих мест храма многие годы не дает покоя исследователям. По одной из версий, косвенной причиной такого выбора — строительства в русской глубинке точной авторской копии церкви Чесменского дворца в Санкт-Петербурге, выстроенной в честь блистательной победы русской эскадры над турецким флотом в Чесменской бухте Эгейского моря, — было уязвленное самолюбие Марка Федоровича. Сын соборного протоиерея Черниговской губернии Федора Филипповича, благодаря своим музыкальным способностям он был приближен к императорскому двору. В 25 лет получил звание полковника, а в 34 года возведен в потомственное дворянство.

Преображенский храм в селе Красное

Такое быстрое возвышение и переход в среду высокородных вельмож вызывало зависть и раздражение. При дворе Марка Федоровича не очень любили. Возможно, выбором столичного архитектора и повтором образа храма, освящение которого торжественно отмечала вся Россия, Марк Федорович подчеркивал свое место при императорском дворе и значение своей личности.

В 1795 году существует господский дом «каменный с плодовым садом ..» После смерти Агафоклеи Александровны в 1822 году (Марк Федорович скончался в 1795-м) поместье переходит к сыну Александру Марковичу, который всерьез занимается переустройством всего усадебного хозяйства.

Есть все основания утверждать, что автором перестройки был Василий Петрович Стасов.

Во второй половине XIX века усадьба переходит в род Вульфов, затем — дворянам Костылевым. Перед революцией усадьба принадлежала доктору медицины Борису Борисовичу Костылеву. С начала I мировой войны вплоть до революции в имении существовал госпиталь для раненых воинов.

На территории усадьбы Красное сегодня сохранились церковь, разрушенный главный дом, ряд хозяйственных построек и террасный парк.


Шагала сюда не напрасно я,
глотая дорожную пыль, —
бел-камень и крыша двускатная
во прах обращенная быль…
Дом с окнами на колоколенку,
на храм (что всегда — на восток),
на воды реки Холохоленки,
на чей-то фамильный исток..
Шагала сюда не напрасно я —
сквозь близкие всполохи гроз,
жемчужиной светится Красное
в простом ожерелье берез.
Красиво прекрасное старится.
Не дайте красе одряхлеть:
пожалуйте, гости, во Старицу,
чтоб медью на храм позвенеть…

Тамара Карякина

   Богоявленская с. Красное. В приходе 2 церкви: летняя Богоявленская и зимняя Петропавловская, — обе каменные, с такою же при них колокольней, обнесены каменной оградой с железными решетками. Богоявленский храм построен в 1592 г., кем — неизвестно. Петропавловский построен в 1864 г. тщанием  прихожан. Престолов в Богоявленской церкви 5: а) Богоявления Господня, б) похвалы Пресвятой Богородицы в) прор.

Преображенская церковь в Красном

Илии, г) святителя Николая Чудотворца, д) Толгской иконы Божией Матери. Престол в зимней церкви один — в честь св. ап. Петра и Павла. Кладбище в полуверсте от села с особой церковью во имя Всех Святых. Расстояние от Костромы 35 в. Ближайшие церкви: Всехсвятская на кладбище села в 1/2 в., Ильинская с. Здемирова в 2 в., Богородицкая с. Исаковского и Введенская с. Красные Пожни Нерехтского уезда в 3 в.

   Петропавловский храм, стоявший в нескольких десятках метров к западу от Богоявленской церкви, утрачен в советский период.

   В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд. Материалы для истории Костромской епархии в 1717 г. относят село к Плесскому стану. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается церковь "Богоявление Христово в государеве дворцовом селе Красном".
   В 1631 г. "по Костромским писцовым и межевым книгам Якова Кондырева да подъячаго Ивана Чернцова написано: село Красное, а в нем церковь Богоявления Господня каменная, церковь Похвалы Богородицы, церковь Николы чудотворца".
   В 1717 г. "в великаго государя в дворцовом селе Красном церковь Богоявления Господня каменная, да три церкви деревянных Похвалы Пресв. Богородицы, Николая чуд., св. пророка Илии, при тех церквах во дворе Богоявленской поп Гаврило Григорьев 32 лет, у него дети Иван и Василей; дьячек Григорий Петров 38 лет, у него сын Яков; во дворе Ильинской поп Ермолай Иванов 66 лет, у него сын дьячек Семен 35 лет; во дворе Николаевской поп Григорий Афанасьев 60 лет вдов, у него сын Петр 38 лет; поп Артемей Степанов 55 лет вдов, да в том же селе при церквах 14 келей, а в них живут 6 стариц, да 25 вдов и девок, кормятся подаянием мирским".,

Храм Архангела МихаилаСтраница приходаРусская Православная Церковь, Тверская митрополия, Тверская епархия, Торжокское благочиние

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:священник Сергий Олегович Шибалов
  • Престольные праздники:
  • Архангела Михаила — Сентябрь 19 , Ноябрь 21
  • Краткая историческая справка: Старинный пятикупольный храм с главным престолом освещенным в честь Архангела Михаила и иконы Божией Матери Казанская и двумя боковыми приделами: правым- в честь свт. Николая чуд. и вмч.

    Старица и окрестности

    Георгия Победоносца левым- в честь св. апостолов Петра и Павла и св. пророка Илии и каменная колокольня возвышаются над полями.

    Внутреннее убранство храма поражало стариной. Иконы свечной ящик подсвечники и даже помянники были настолько древние что казалось мы попали в девятнадцатый век. Одетые старомодно прихожанки поправляли свечи… Шла служба но ожидание таинственности не покидало нас.

    До 1917 года село называлось Архангельским погостом что при реке Осуга. Когда-то в старину здесь существовал монастырь но был закрыт во времена Петра I. В документах за 1624 год описывается собор Архистратига Михаила с деревянным приделом свт. Николая чуд. и летняя деревянная церковь а так же две кельи при соборе. Церкви в те времена принадлежала пахотная земля луга и леса близ погоста.

    В 1624 году Архангельский погост входил в состав Червицкой губы Чуриловской волости Ржево-Володимерова уезда куда эта территория была переведена из Новоторжского уезда в более раннее время.

    В конце XVIII века погост Архангельский вместе со всей Чуриловской волостью был переведен обратно в состав Новоторжского уезда а вскоре с упразднением Чуриловской волости вошел в состав новообразованной Никольской волости.

    В 1846 году была составлена опись Михайловской церкви и её имущества. Здесь отмечается что деревянная церковь Архистратига Михаила на каменном фундаменте построена в 1757 году силами («тщанием») прихожан на месте видимо сгоревшего или разрушившегося от старости храма. Кроме церкви в 1757 году была построена колокольня.

    В те времена к храму относились 3 часовни. Первая – в деревне Горощино во имя св. вел. Георгия Победоносца «построена на выгоне неизвестно когда». Вторая – в дер. Якшино во имя св. ап. Петра и Павла «деревянная крепкая построена неизвестно когда». Третья – в дер. Рудниково во имя свт. Николая «в версте от деревни деревянная крепка».

    В настоящее время часовни не сохранились но святой целебный источник в честь св.ап. Петра и Павла по-прежнему бьет ключом напоминая нам о святости этих мест.

    При этой деревянной церкви с 1859 году строится новая каменная с колокольней. В церковной ведомости за 1910 года сказано: «Церковь построена в 1864 году тщанием госпожи Измалковой и купца Краснопёрова при помощи прихожан. Их в то время было: мужчин — 988 человек женщин – 1205 человек. Деревни относящиеся к этому приходу Перцово Мишково Фомино Степанково Борыково Рудниково Горощино».

    Основной вклад в строительство сделала помещица деревни Мишково (расположенной в 3-х верстах от Архангельского) Анна Васильевна Измалкова – супруга генерал-майора. По преданию она отличалась набожностью в отличие от её мужа. До сих пор на литургии в храме за неё возносится молитва «о упокоении души приснопамятной строительницы храма сего Анны». Во времена революционной смуты её прах был перенесен из семейного склепа и захоронен в стене церковного подвала.

    По преданию А.В.Измалкова несколько раз снилась прихожанам и просила перенести её прах из фамильного склепа. Клирики исполнили её просьбу. Вскоре склеп был вскрыт могилы разорены. Сабля её мужа и мундир в котором он был похоронен использовались в школьных спектаклях (со слов Александры Федоровны Ермолаевой. Она в это время вела уроки пения в Красносельской школе).

    После революции в 1937 году храм был закрыт но не разграблен. Во время войны 1941-1945 гг. в нем был склад медикаментов т.е. это был стратегический объект. Немецкие самолеты летали над этой местностью но храм чудом оставался цел.

    Олег Петрович внук Александры Федоровны Ермолаевой рассказывал — она пела в храме с 7 лет всего 80 лет. Их семья во время войны жила в доме ближайшем к церкви. Неожиданно в небе показались немецкие самолеты. Конечно если они летели бомбить храм как стратегический объект то разбомбили бы наверняка и ближайшие дома к нему. В одной из комнат дома (в детской) стояла большая храмовая икона преп. Серафима Саровского. Александра Федоровна сказала внукам чтобы они молились перед ней. Как потом стало известно немецкие летчики неожиданно увидели нашу военную автоколонну. Видимо они решили не рисковать (их могли бы сбить) и повернули обратно.

    С 1898 году и некоторое время после революции в храме служил Сергей Николаевич Прилуцкий родственник (двоюродный брат) митрополита Николая Ярушевича. Митр. Николай будучи студентом Петербургской семинарии приезжал в село Красное к родственникам и пел на клиросе.

    После войны матушка о. Сергия Прилуцкого помогала ходатайствовать об открытии храма. Благодаря её родственным связям с митрополитом Николаем храм был снова открыт в 1946 году. После открытия в 1947 году настоятелем храма был прот. Константин Бениваленский 19 лет с 1955г. по 1974г.- настоятелем являлся о. Алексий Злобин а с 1974 по 1999 – о. Леонид Новиков. С 1999 по настоящее время настоятель храма о. Сергий Шибалов.

  • Село Красное. Преображенская церковь.

    В 1790 г. в с. Красном Старицкого уезда Тверской губ. действительным статским советником Марком Федоровичем Полторацким (17 апреля 1729 (по другим данным, 1727) -13 апреля 1795). была построена Преображенская церковь, повторяющая формы Чесменской. Первое его ходатайство «построить каменную церковь собственным коштом» относится к 1783 г. Как и первоначальный храм в с. Красном, ее предполагалось освятить во имя Обновления храма Воскресения Христова, ветхую же деревянную церковь (построенную в 1720 г.. а по другим данным — в 1673 г.) — перенести на место предполагавшегося кладбища. После повторного прошения епископ Иоасаф (Заболотский) 30 июля 1785 г подписывает храмоздательную грамоту. В 1790 г. уже попечением супруги Марка Федоровича Агафоклеи Александровны и с благословения Преосвященного Иоасафа церковь была достроена, но освящена лишь 21 июля 1803 г. архиепископом Тверским Павлом. Утварь из прежнего храма была перенесена большей частью в часовню д. Кушниково, а на его месте впоследствии поставлен "столб-часовня". Семья строителей храма оставила значительный след в хозяйственной и культурной жизни Тверского края.

    В возведенную А.А. Полоторацкой церковь в с. Красном она пожертвовала два литургических набора (1802-1803) и два Евангелия — 1800 г., обложенное серебром, и 1808 г. (в 1810 г,), а также две ризы.
    В 1824 г, А.М. Полторацкий, унаследовавший в 1822 г. с. Красное, подал прошение Тверскому архиепископу Ионе о дозволении на свои средства построить вокруг церкви ограду, указывая, что церковь «благолепием и имуществом среди прочих достаточна».
    С 1826 г. Алексею Павловичу (с 1827 г. — штабс-капитану лейбгвардии Павловского полка, затем председателю Тверской казенной палаты (1839-1863), действительному статскому советнику) принадлежало имение «Красное». В начале ноября в с. Красном посетил его А. С. Пушкин и не мог не видеть легкий и изящный по своим формам, как творения самого поэта, храм. Впоследствии, в 1829 г., А.П. Полторацкий принес в дар церкви ризу.

    Высота церкви составляет немногим более 24 м., ширина и длина — 20 м. Согласно описи 1848 г., составленной при священнике Михаиле Ивановиче Вешнякове, церковь каменная, крестообразно-круглая, готического вида, длины и ширины по 10 саж. Стены как изнутри, так снаружи оштукатурены и окрашены, снаружи по гладким местам, желтою краскою, а цоколь, пилястры стен, три фигурных каменных карниза, на церкви глава, башни и столбы отбелены, изнутри стены окрашены по гладким местам голубою, а пилястры стен и по местам белою красками с лепною на арках и кумполе работою. Крыльца с трех сторон не были крыты. Стены храма не были расписаны. Полы деревянные, деревянную солею отделяла решетка, решеткой были обнесены и клиросы. При отсутствии отдельной колокольни 4 медных колокола весом 812, 267, 20 и 17 кг, литых в Москве, висели на «двух поверх церкви западной и северной башнях». При входе в церковь над двумя витыми колоннами помещались изображения Ангелов — одного с трубой, Апокалиптическим символом, а другого — с Крестом в руках, над ними — пирамиды высотой 120 см.

    Построенная «с большим вкусом», как отмечал автор начала века, она имела «очень красивый внутренний вид». На дубовом необлаченном престоле находился желтый атласный антиминс, освященный в 1802 г. Преосвященным Павлом. Одежду на престол пожертвовал бывший профессор С. — Петербургской Духовной Академии Дим. Вершинский. Резной фигурный вызолоченный запрестольный крест имел в пяти вызолоченных клеймах финифтяные изображения Воздвижения, Введения во Храм, Христа Спасителя, Преп. Сергия с Божией Материю и Апостолами Петром и Иоанном и свят. Алексия, митрополита Московского. На Горнем месте на стене помещалось живописное изображение Христа Спасителя на престоле. окруженного девятью Ангельскими ликами, выше был изображен Господь Саваоф. По другому описанию, запрестольный образ был двусторонний и изображал Казанскую икону Божией Матери и Св. Варвару, в вызолоченной овальной рамке с короной наверху. Над жертвенником помещалась живописная икона с изображением Положения во гроб Христа Спасителя. В метрике 1887 г. описан двухъярусный иконостас «с колоннами, выше колонн проведен карниз, выше его есть украшения в виде кружков, большей частью поле ею гладкое и всё вызолоченное». Резной деревянный иконостас с образами, написанными на холсте, устроила А. А. Полторацкая, а вызолотила помещица Анна Николаевна Ермолаева. Вызолоченные решетчатые Царские врата украшали традиционные изображения Благовещения и Евангелистов, с Треугольником в сиянии и словом "БОГ" над ними. Большей оригинальностью отличались другие иконы. Например, Спаситель в местном ряду был изображен благословляющим правой рукой и держащим в левой глобус. Божию Матерь с Предвечным Младенцем окружали лики Ангелов. На южных вратах располагалась икона Св. Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, на северных — Св. Пророка Моисея со скрижалями. Над вратами, соответственно, помещались образа Рождества Христова и Введения. В первом ярусе также находились изображения Свят. Николая и Свят. Димитрия Ростовского. В верхнем ярусе над Царскими вратами было изображение Отечества, окруженное иконами 12 Апостолов (включая Апостола Марка — вероятно, небесного покровителя строителя) и Пророка Давида. Поверх всего иконостаса помещалось Распятие с предстоящими.
    С южной стороны у дверей храма находилась богато украшенная плащаница, справа — икона Св. Иоанна Предтечи в позолоченной ризе, почитавшаяся чудотворной и явленная в д. Маслове Красновского прихода. Выделялись «очень ценное паникадило» — хрустальное с медными шандалами, старинные два напрестольных креста и образы Св. Николая Чудотворца и Свят. Тихона Задонского в алтаре11 (старина последней, впрочем, сомнительна, учитывая время канонизации Свят. Тихона — 1861 г.). Из других икон известны образы Спасителя и Божией Матери греческого письма, огненного восхождения на небо Пророка Илии, Вмч. Георгия и Свят. Николая, хоругви с изображениями 1) Богоявления и Свят. Николая и 2) Воскресения и Божией Матери. Среди старинных книг храма находились Апостол 1699 г., Минеи 1754 и 1796 гг., Требники 1698 и 1754 гг., творения Свв. Отцов.

    Церковь окружала ограда, первоначально окопанная рвом, к 1889 г. она была каменной с деревянной решеткой. В мае 1889 г. и июле 1891 г. священно-церковнослужители храма ходатайствовали о разрешении возобновить позолоту иконостаса и Свв. икон, на что было получено разрешение Духовной консистории. К 1915 г. имение принадлежало г. Костылевой.

    Для выполнения цоколя, узорных деталей фасада, карнизов, обрамления портала и окон, фигур Ангелов над пилястрами – «обелисками» портала, а также глав и вимпергов с шатровыми завершениями, применен местный белый (старицкий) камень, что делает здание особенно изысканным. Приалтарные столбы скошены (в Чесменской церкви они стесаны позднее для установки печей), а опорные столбы имеют «вдавленность» центральной плоскости.

    После закрытия храма в 1930-е гг. его внутреннее убранство было полностью утрачено, в нем разместился колхозный склад. В 1979 1982 гг. проведена консервация здания (архитектор И. Авдеева инженер Г Брусок). «Церковь… непохожа на все другие, вся устремлена вверх, — пишет современный автор. — Многочисленные тонкие тяги на стенах, стрельчатые окна и двери усиливают ощущение высоты, легкости и изящества. Под сенью старого парка, спускающегося к извилистой речке Холохольне, выглядит она редкостной жемчужиной». Сохранились также двухэтажный усадебный дом с мезонином, хозяйственные постройки. С 1999 года в храме возобновилась духовная жизнь произведены работы по сохранению и реставрации храма .С 1999г наместником архиерейского подворья назначен священник Дмитрий Каспаров .

    Добавить фото Редактировать страницу

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *