ЦЕРКОВЬ В БЕЛОРУССИИ

Содержание

Старинные храмы Беларуси

2008-01-11 в 16:30|Антон Смалюк,  antonsm.livejournal.com

Самый старый православный храм Беларуси, который сохранился "один в один" — церковь в деревне Сынковичи.

Историки долго не могли выяснить, когда конкретно был построен этот храм. Существовали совсем фантастические версии о постройке времен Ярослава Мудрого или монголо-татарского нашествия.

Белорусская православная церковь

Сейчас сошлись на том, что храм построен в самом конце 15 — начале 16 столетия.

Церковь построена в виде крепости с четырьмя башнями по углам, бойницами и прочими фортификационными элементами.
Многие историки считают, что строительство подобных храмов-крепостей началось в 15 столетии, после первой перестройки Софийского собора в Полоцке.

Несмотря на свой совсем "нерусский" вид, храм по некоторым параметрам больше соответствует православным канонам, чем многие церкви в псевдорусском стиле, построенные при российской империи.

Храм сохранил не только первоначальный внешний вид, но и готические нервюрные своды:

Церковь в деревне Мурованка относится к тому же типу, но построена на несколько десятилетий поздней:

К сожалению, церковь несколько раз повреждалась, и подверглась некоторым изменениям, в частности, был оштукатурен главный фасад церкви. Изначально же как и в Сынковичах, штукатурились только ниши на фасадах.

Эта церковь отличается от сынковичской значительно большим мастерством зодчих. Это видно хотя бы по сводам, которые здесь также сохранились:

Храмы такого типа были очень распространены не только в православном, но и католическом зодчестве тех времен. Например, пожалуй самым похожим на церковь в Сынковичах храмом является бернардинский костел в Вильне (хотя надо, конечно делать поправку на значительно большие размеры, и богатый декор):

Даже позднейшая перестройка главного фасада в ренесансном стиле не уничтожила сходство.

В Вильне имеются еще два храма того же типа: Троицкая и Пречистенская церкви (к сожалению, обе неоднократно перестраивались, и их современный вид только отдаленно напоминает исходный).

Несмотря на бурное прошлое, полное войн и разрушений, многие архитектурные сокровища и достопримечательности Беларуси выжили, чтобы рассказать историю этой удивительной страны. В формировании разнообразия архитектуры сыграло заметную роль культурное и религиозное влияние европейских соседей. Прекрасные образцы романского и готического стилей, как и барокко, классицизма, модерна, эклектики можно увидеть по всей стране. Держите фотоаппарат наготове!

Несвижский замок

Беларусь, Несвиж, замок XVI в

Ни одно другое строение не имеет такого количества легенд и мифов, как Несвиж – родовое гнездо богатейшего рода Радзивиллов и одна из красивейших достопримечательностей Беларуси.

Мирский замок

Беларусь, Мир, замок XVI в

За многовековую историю замок побывал в собственности магнатских родов, пережил упадок и возрождение, а сегодня является национальным музеем под охраной ЮНЕСКО.

Храм-крепость Святого Михаила

Беларусь, Слоним, храм XVІ в

Уникальный памятник истории развития белорусского зодчества и одна из первых церквей оборонного типа в Великом княжестве Литовском.

Брестская крепость

Беларусь, Брест, крепость XIX в

Всемирно известный мемориал — символ стойкости советского народа во время Второй мировой войны, ныне назван одним из семи чудес Беларуси.

Бобруйская крепость

Беларусь, Бобруйск, крепость XIX в

Даже Наполеон не рискнул испытать на прочность неприступную цитадель.

10 самых удивительных костелов и церквей Беларуси

Но пережить Великую Отечественную и советский режим ей не удалось. Сегодня руины Бобруйской крепости признаны седьмым чудом Беларуси.

Будславский костел

Беларусь, Будслав, храм XVII в

Костел в честь Пресвятой Девы Марии — одно из семи чудес Беларуси, где хранится чудотворная икона Божией Матери, подаренная Папой Римским.

Свято-Успенский Жировичский монастырь

Беларусь, Слоним, монастырь XV в

Главная достопримечательность монастыря — чудотворная икона Божией Матери, появившаяся чудесным образом на месте, где монахи построили обитель.

Борисоглебский собор

Беларусь, Новогрудок, собор XVI в

Собор святых Бориса и Глеба – национальный памятник архитектуры с чертами оборонительного зодчества эпохи Великого княжества Литовского.

Софийский собор

Беларусь, Полоцк, собор XI в

Полоцкая София на многие века определила Полоцк как административный, духовный и культурный центр, а ныне признана одним из семи чудес Беларуси.

Мурованковская церковь-крепость

Беларусь, Гродно, храм XVI в

Церковь Рождества Богородицы в деревне Мурованка занимает почетное место среди достопримечательностей Беларуси. На сегодняшний день 600-летний храм находится под охраной государства и претендует на включение в список ЮНЕСКО.

Объекты

Реферат на тему:

Список монастырей Белоруссии

План:

    Введение

  • 1Брестская область
  • 2Витебская область
  • 3Гомельская область
  • 4Гродненская область
  • 5Минская область
  • 6Могилёвская область

Введение

В список включены монастыри Беларуси— как действующие, так и утраченные(об этом указывается рядом с названием монастыря).

1. Брестская область

  • католические
  • Монастырь картузианцев (Берёза)
  • православные
    • Варваринский монастырь (Пинск)
    • Рождество-Богородичный монастырь (Брест)
    • Свято-Афанасиевский Брестский мужской монастырь
    • Спасский монастырь (Кобрин)
    • Спасо-Преображенская пустынь (Хмелёво)
    • Успенский монастырь (Казимирово)
    • 2.

      Беларусь Православные храмы

      Витебская область

      • грекокатолические
      • Монастырь базилиан (Витебск) (превращён в православный храм)
    • католичество
      • Монастырь бернардинцев (Друя)
      • Монастырь бернардинцев (Полоцк) (в руинах)
      • Монастырь тринитариев (Витебск) (превращён в православный храм)
      • православные
        • Борисоглебский монастырь (Полоцк) (утрачен)
        • Богоявленский монастырь (Полоцк) (сохранился ансамбль)
        • Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь (мужской действующий)
        • Свято-Духов монастырь (Витебск) (женский, действующий)
        • Свято-Троицкий Марков монастырь (мужской, действующий)
        • Спасо-Ефросиниевский монастырь (женский, действующий)
        • Свято-Покровский монастырь (Толочин) (женский, действующий)
        • Свято-Успенский монастырь (Орша) (женский, действующий)
        • 3. Гомельская область

          • православные
          • Рождество-Богородичный монастырь (Юровичи)
          • Свято-Иоанно-Кормянский монастырь
          • Свято-Никольский монастырь (Гомель)
          • Свято-Покровский Хойникский монастырь
          • Свято-Тихвинский монастырь (Гомель)

          4. Гродненская область

          • православные
          • Благовещенский монастырь (Слоним)
          • Жировицкий монастырь
          • Рождество-Богородичный монастырь (Гродно)

          5. Минская область

          • католические
          • монастырь иезуитов (Минск) (сохранился собор)
          • Монастырь бернардинок (Минск) (сохранились собор и жилой корпус)
          • Монастырь бернардинцев (Минск) (сохранились собор и жилой корпус)
        • грекокатолические
          • Монастырь Святого Духа базилиан (Минск)
          • Монастырь Святого Духа базилианок (Минск)
          • Троицкий монастырь базилианок (Минск)
          • православные
            • Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь
            • Свято-Елизаветинский монастырь (Минск)
            • Свято-Иоанно-Богословский монастырь (Домошаны)
            • Свято-Ксениевский монастырь (Барань)
            • Свято-Введенский скит (Богуши)
            • Слуцкий Свято-Троицкий монастырь
            • 6. Могилёвская область

              • православные
              • Вознесенский монастырь (Барколабово)
              • Свято-Никольский монастырь (Могилёв)

              Спасо-Преображенский собор Спасо-Ефросиньевского монастыря

              Свято-Никольский монастырь (Гомель)

              Елизаветинская церковь Свято-Елизаветинского монастыря в Минске

              Собор Белорусских Святых

              Ольга Ролич

              Почтил Господь Белорусский край!

                        Каждый год, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице /Троице/, Святая Православная Церковь чтит память всех святых, в земле Белорусской просиявших.
                        И каждый год в это летнее воскресное утро на Брестчине  совершается Крестный ход  в память небесных покровителей нашей земли. Шествие традиционно начинается после божественной литургии в Свято-Рождество-Богородицком женском монастыре в Брестской крепости и заканчивается чтением акафиста преподобномученику Афанасию Брестскому в Свято-Афанасиевском мужском монастыре в Аркадии. Именно здесь, в Аркадии, в ночь с 4 на 5 сентября (по старому стилю) 1648 года был расстрелян игумен брестского Свято-Симеоновского монастыря Афанасий (Филиппович)…

                        Празднование Собора Белорусских Святых было установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 апреля 1984 года.

              Религиозный туризм в Беларуси

              Сегодня Собор всех Белорусских Святых насчитывает более 80 имен, из них около 40 — новомученики, пострадавшие за свои религиозные убеждения и деятельность в XX веке.

                        К именам таких общеизвестных белорусских святых, как  святитель Мина, епископ Полоцкий; преподобный Мартин Туровский; святой благоверный Ростислав, Великий князь Киевский и Смоленский; преподобная Евфросиния Полоцкая; святитель Дионисий Полоцкий; святитель Кирилл Туровский; святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский; преподобный Елисей Лавришевский; святитель Симеон Полоцкий; праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская; праведная София Слуцкая; преподобномученик Афанасий, игумен Брестский; преподобномученик Макарий, игумен Пинский; мученик младенец Гавриил Белостокский; святитель Георгий Конисский, архиепископ Могилевский и Белорусский; праведный Иоанн Кормянский, добавились новые имена.
                        В 1999 году было канонизировано 23 новомученика Минской епархии, пострадавших в период 1930 — 1950-х годов. А в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе к лику новомучеников и исповедников Российских были причислены священномученики Иоанн, архиепископ Рижский, Митрофан, архиепископ Астраханский, Иоасаф, епископ Могилевский, Павлин, архиеп. Могилевский, Иоанн, епископ Рыльский, а также святитель Гавриил, архиепископ Рязанский. Деятельность этих подвижников была связана и с Белорусской землей, поэтому и они включаются в Собор Белорусских Святых.

                        Деянием Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к Собору Белорусских Святых причтен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), который был официальным представителем Константинопольского Патриарха и проявил мужество, защищая Православие на Брестском Церковном соборе 1596 года.
                        В феврале 2006 году состоялось прославление блаженной Валентины Минской.
                        В августе 2007 года была прославлена преподобная Манефа Гомельская. А 4 ноября 2007 года Белорусской Православной Церковью была совершена канонизация новомучеников Витебской епархии: священномученика Николая Околовича и исповедника Владимира Еленевского.
                        В 2011 году в лике святых канонизированы исповедник преподобный Леонтий (Карпович), архимандрит Виленский, священномученик Константин Жданов, священномученик Киприан (Климуц).
                        В 2012 году в неисчислимый сонм славных сынов отеческой веры были включены следующие Божии угодники: святитель Мелетий (ЛЕОНТОВИЧ), архиепископ Харьковский (1784 — 1840), ректор Могилевской духовной семинарии, настоятель Кутеинского Богоявленского монастыря (память 25 февраля) и священномученик Николай ГАВАРИН, пресвитер (1870 — 1938), клирик гродненского Свято-Софийского кафедрального собора и законоучитель частной женской  гимназии г.

              Гродно в 1906 — 1915 гг. (память 24 апреля). 
                        В этом же году комиссия по канонизации святых Белорусской Православной Церкви приняла решение ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом о прославлении в лике новомучеников и исповедников и трех мирян от Витебской епархии: Федора Ивановича Григоровича (1853 — 1918), Бориса Андреевича Бялыницкого-Бирули (1875 — 1918) и Георгия Ивановича Полонского (1890 — 1918). Всех троих расстреляли в ночь с 11 на 12 сентября 1918 года в Витебске возле Духова яра. Похоронены в братской могиле в урочище «Мазурино» под Витебском.

                        Интересен и тот факт, что именно на белорусской земле — в Бобруйской епархии — в апреле этого года начали собирать материалы для причисления к лику святых внучки великого русского поэта Александра Пушкина графини Натальи Воронцовой-Вельяминовой (1859 — 1912).
                        Графиня в свое время открыла (и сама в ней преподавала) школу для крестьянских детей, среди выпускников которой уже известно восемь священномучеников. Кстати, в настоящее время Бобруйская епархия также собирает материалы причисления к лику святых одного из воспитанников этой школы — отца Павла Севбо.
                        Стараниями графини Натальи был открыт и детский сад при этой школе, и дом престарелых.  До сих пор действующий Свято-Никольский храм в деревне Телуша Бобруйского района также построен в свое время за деньги графини. Следующим неоспоримым доводом святой жизни внучки Пушкина стало и ее народное почитание: люди приходят на ее могилку помолиться, попросить о помощи и эту помощь получают.
                        Не исключено, что в течение этого года Собор Белорусских Святых пополнится новыми именами.

                           ТРОПАРЬ
              Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими:
              святители, мученики, преподобными и праведными,
              верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими.
              К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу,
              да в вере и делех плод добр принесем.

                           ВЕЛИЧАНИЕ
                   Величаем вас, святии Белорусския земли, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

              ©  Ольга РОЛИЧ, 2012
                 Свидетельство о публикации №21206210492

              Публикация в "ДВ" за 2012 год.

              © Copyright: Ольга Ролич, 2012
              Свидетельство о публикации №212062100492

              Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

              Другие произведения автора Ольга Ролич

              Рецензии

              Написать рецензию

              Другие произведения автора Ольга Ролич

              новости / Епископ церкви ХВЕ выразил возмущение содержанием передачи "Благовест" на телеканале "Лад"

              Автор  http://www.cxbe.by

              От лица всех членов Объединенной Церкви христиан веры евангельской в Республике Беларусь и себя лично выражаю свое возмущение вопиющими фактами клеветы и религиозной нетерпимости, с которыми белорусский зритель столкнулся 12 мая на телеканале «Лад» в передаче Артема Махакеева «Благовест», посвященной сектам.

              После информации о том, что по данным ученых-сектоведов за последние 15 лет в Беларуси появилось более 400 сект, культов и новых религиозных движений, автор обратил внимание телезрителей на реально существующую опасность, которую несут конкретному человеку и всему белорусскому обществу деструктивные или тоталитарные секты, а также объединения различных целителей и экстрасенсов. А затем после слов о том, что всевозможные целители вместо избавления людей от страшных болезней выманивают у отчаявшихся людей последние средства… был показан фрагмент богослужения в столичной церкви «Благодать»! Телезрители могли слышать часть моей молитвы Богу о том, чтобы Он благословил жителей Беларуси, ее президента и всех верующих людей. С какой целью автор вставил в видеоряд программы эту запись? Зачем он попытался выставить официально зарегистрированную протестантскую деноминацию, занимающую, кстати, второе место в стране по количеству общин, в явно негативном свете, создав у телезрителей впечатление, будто в наших церквах занимаются денежными поборами тех, кто хочет получить исцеление от Бога?!

              Храмы Беларуси

              К слову сказать, именно руководство белорусского телевидения дает возможность разного рода «докторам», экстрасенсам, астрологам и прочим «специалистам» рекламировать свои чрезвычайно опасные услуги, и для этого отводится самое лучшее эфирное время! Зарабатывая деньги такой ценой, телеканалы вместе с теми, кого они рекламируют, прикладывают руку к уничтожению духовного здоровья нации. При этом представители многих христианских конфессий до сих пор не имеют реальной возможности говорить с голубых экранов о положительном влиянии библейских ценностей на современное общество…

              Не прошло и нескольких минут, как телезритель снова мог увидеть фрагмент видеозаписи миссионерской конференции, состоявшейся в начале марта в церкви «Благодать», пастором которой я являюсь. Видеоматериал сопровождался следующим комментарием: «нередко в поле зрения сект оказываются состоявшиеся люди с немалым материальным достатком… которым есть что терять…» Опять автор пытается намекнуть на то, что в столичной церкви «Благодать» служители главным образом озабочены, мол, тем, как… выкачать из наивных прихожан побольше денег?

              Более того, автор передачи, используя видеозапись того, что происходит в церкви другой страны и другой деноминации, вольно или невольно пытается убедить телезрителей: мол, протестантские и неопротестантские церкви ничем не отличаются друг от друга, а гипноз, стремление к захвату политической власти, денежные поборы являются чуть ли не их визитной карточкой!

              Нет нужды далее комментировать творение вышеупомянутого автора. Стоит разве что упомянуть лишь о последней фразе, прозвучавшей в эфире: «Населению, чтобы разобраться «кто есть кто», явно не хватает религиозного образования». На мой взгляд, этого образования не хватает не только Артему Махакееву, но, к сожалению, многим журналистам, которые снимают, пишут и говорят о религиозной жизни белорусского общества. В качестве ликбеза для таковых, думаю, будет уместно привести цитату главного редактора российского журнала «Религия и право» Анатолия Пчелинцева из книги «Прикладная конфликтология для журналистов»:

              «Абсолютное большинство отечественных религиоведов использует лингвистически нейтральные термины, которые определены в законодательстве, – «религиозное объединение», «религиозная организация», «религиозная группа», либо «новое религиозное движение», «культ». Термин «секта» и производные от него термины имеют, как правило, презрительный и уничижительный оттенок и употребляются обычно в бытовой, а иногда в политической полемике. Однако по инерции, как отголосок прошлого, нередко с подачи журналистов в нашей стране так называемые «сектанты» и «раскольники» продолжают причисляться к вредным социальным группам, считаться людьми второго сорта. Под эти определения попадают не только новые религиозные движения, но и глубоко укоренившиеся исторически сложившиеся конфессии протестантов, католиков, старообрядцев. Не случайно Судебная палата по информационным спорам отмечает, что:

              «…в законодательстве Российской Федерации не существует такого понятия как «секта». В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет безусловно негативную смысловую нагрузку, и, употребляя его, журналисты могут оскорбить чувства верующих».

              Судебная палата отмечает также, что «неоправданное использование данного термина в отношении конкретной религиозной организации противоречит нормам журналистской этики».

              В связи с вышеизложенным, я, как гражданин Республики Беларусь и священнослужитель, считаю, что выпуск 12 мая 2007 года в эфир передачи «Благовест», посвященный сектам на телеканале «Лад»:
                 *   во-первых, оскорбил религиозные чувства десятков тысяч евангельских верующих, законопослушных граждан Республики Беларусь;
                 *   во-вторых, ведет к созданию в обществе атмосферы подозрительности и вражды к официально зарегистрированной в республике Объединенной Церкви христиан веры евангельской.

              Я ожидаю от дирекции телеканала «Лад» официальных разъяснений своей позиции, а также рассчитываю на то, что нам будет предоставлена возможность познакомить телезрителей республики с основами вероучения Объединенной Церкви ХВЕ в РБ.

              Церковь «Благодать» также оставляет за собой право обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства.

              Сергей Хомич, старший пастор церкви «Благодать», епископ Объединенной Церкви ХВЕ в РБ.в сокращённой форме это заявление было опубликовано в новостных агенствах — в частности, порталом www.tut.by — ссылка

              Добавить комментарий

              Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *