ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ЖЕНЕВЬЕВЫ

Достопримечательности Парижа

Пантеон в Париже – собор, ставший мавзолеем

Рубрика: Париж

Пантеон в Париже хорошо известен далеко за пределами Франции. Находится в Латинском квартале столичного пятого округа. Представляет собой величественный исторический и архитектурный памятник. В то же время это усыпальница (мавзолей), в которой нашли покой самые выдающиеся личности этой страны. В их честь у входа в Пантеон выгравирована надпись: «Великим людям – благодарная Отчизна». Однако не все туристы, переступающие порог этого помпезного сооружения, знают, что своим появлением оно обязано… болезни августейшего монарха Людовика XV Возлюбленного. Точнее его последующему выздоровлению. Если бы Его величество тогда скончался, то вряд ли выполнил бы то обещание, которое он клятвенно дал.

Королевский обет Людовика

В ту пору как раз разразилась война за австрийское наследство. Франция и ряд других европейских государств вознамерились оспорить завещание императора Австрии Карла VI и поделить между собой обширные владения династии Габсбургов. В 1744 году Людовик XV решил взять на себя командование армией непосредственно в бою. Реализоваться же в этом качестве ему не довелось. Король вдруг заболел: у него обострилась давняя подагра, поднялась температура. Тогда «сбивать» ее еще не умели, поэтому все решили, что монарху недолго осталось. Когда стало совсем плохо, он обратился с молитвой к Святой Женевьеве и попросил сохранить ему жизнь. Людовик дал торжественный обет, что в случае выздоровления возведет в честь этой покровительницы Парижа величественный храм. Чудо случилось: король выздоровел, а вот его любовница умерла. В потрясении он впал в сильную депрессию. Даже о государственных делах позабыл, не говоря уже об обете. Отчаяние прошло с появлением новой возлюбленной. Тут он и вспомнил о клятве, приказав брату фаворитки найти хорошего архитектора. Им стал Ж.Ж. Суфло. Только вот св. Женевьеве пришлось подождать: проект церкви ее имени начал разрабатываться в 1755 году – через 11 лет после выздоровления короля.

Как возводился храм св. Женевьевы

Местом возведения собора стала территория аббатства Святой Женевьевы. Архитектор в качестве образца выбрал римский Пантеон. Фундамент под новый храм заложен в 1758 году, а первый камень – самим Людовиком в 1764 году. Мсье Суфло предусмотрел в проекте наружные и внутренние колонны с очень большим диаметром. Само здание по исполнению задумывалось в виде так называемого греческого креста. С учетом преддверия его длина составила 104 метра. Посередине возвышается 23-метровый купол. Опорой ему служат четыре столба. Кстати, очень легких. Их не так-то быстро можно заметить между колоннами. «Воздушностью» отличаются и круглые своды сооружения. В них имеются просветы. Они сделаны в разных направлениях и настолько искусно, что проникающий свет переливается, будто играя. Расстояние от пола до рамы самого верхнего просвета составляет 52 метра.

В ходе строительства, правда, возникли определенные трудности. Мастера уже заканчивали отделывать пол из мрамора, как в их поле зрения попали отколки и трещины в держащих купол столбах. Та же картина наблюдалась в соседних колоннах. Трещины были небольшими, но имелся риск их расширения, и всё это могло угрожать зданию разрушением. Правительство образовало соответствующую комиссию по исправлению недостатков. Но при этом нарушать архитектуру здания запрещалось. Руководил работами ученик и последователь Суфло архитектор Жан-Батист Ронделе, переделавший нуждающиеся в этом купол и своды, но не нарушивший первоначальный проект.

Поначалу парижане с возмущением взирали на внешний облик нового собора. Кстати – проведем историческую параллель – так же неодобрительно они восприняли впоследствии и архитектуру базилики Сакре-Кёр, которая возводилась с 1875 по 1914 годы. Но, с другой стороны, горожан понять можно, так как церковь, не имевшая определенного стиля, как бы не вписывалась в общую столичную панораму. Только потом эксперты назвали Пантеон образцом французского классицизма. Однако через какое-то время жители Парижа поменяли свое мнение. В ней хранились мощи и рака святой Женевьевы, что придавало храму особую религиозную ценность.

Собор становится усыпальницей

Людовик XV не дожил до завершения строительства своего детища. Он умер в 1774 году от оспы, заразившись ею от очередной фаворитки. Полностью же строительство было завершено в 1789 году. По историческому совпадению в том же году началась Великая Французская революция. В ее результате в 1793 году был свергнут следующий монарх, внук усопшего Людовик XVI. Новые революционные власти приняли решение превратить собор Святой Женевьевы в усыпальницу великих деятелей французского народа. Они же изменили название сооружения на Пантеон.

Свой последний покой в мавзолее обрели такие выдающиеся личности, как Вольтер, Жан-Жак Руссо, Александр Дюма-отец, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Пьер Кюри и многие другие. Среди них только две женщины: Мария Склодовская-Кюри и жена Марселен Бертло, захороненная вместе с ним. Останки некоторых известных людей – Оноре Габриеля Рикети Мирабо, Жан-Поль Марата, Шарля Луи Жозефа Шарля д’Альбера де Люиня и Луи Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо – в свое время были удалены из усыпальницы.

Останки двоих, Николя-Жозефа Борепера и Огюста Анри Мари Пико Дампьера, утеряны. Несколько человек захоронены не целиком, а только урны с их сердцами. А вот Ян Виллем де Винтер – наоборот: его сердце захоронено в Нидерландах, а тело в Пантеоне.

Когда к власти пришел Наполеон, усыпальнице вернули религиозный статус, и она вновь стала церковью св. Женевьевы. Однако мавзолеем быть не перестала. При Бонапарте здесь хоронили высших чиновников его империи и других людей, прославившихся своими талантами или геройством. В 1814 году в стране восстановилась монархия Бурбонов (период Реставрации) и при короле Людовике XVIII в церкви продолжались отделочные работы. Появились четыре картины по истории Франции, расписывал потолок церкви барон Гро. После июльской революции 1830 года собор вновь стал Пантеоном. Выполняет он свое предназначение и в наши дни, продолжая оставаться мавзолеем для великих французов.

Интересные факты

  • Выдающихся личностей в Пантеоне хоронят не сразу, а выдерживают паузу. Это нужно для того, чтобы посмотреть, не выявятся ли о них со временем нелицеприятные факты. Как случилось, например, с Оноре Мирабо, и его прах пришлось вынести.
  • Среди великих французов захоронен и великий итальянец – художник Рафаэль. Сейчас трудно объяснить, чем руководствовались при принятии решения об упокоении здесь иностранца. Кстати, писатель Ж.-Ж. Руссо, чьи останки тоже здесь, по происхождению швейцарец.
  • Прах Александра Дюма-отца нашел в Пантеоне последнее пристанище… спустя 132 года после смерти. Ровно столько лет понадобилось французам, чтобы решить, действительно ли он был великим писателем или рядовым графоманом.
  • Здание Пантеона, сохранившееся до наших дней, немое свидетельство, казалось бы, невозможного – соединения в одном сооружении сразу четырех архитектурных стилей.
  • Многие окна в XVIII веке заложили кирпичом. Так решили революционеры, полагавшие, что в гробнице великих людей не должно быть слишком много света.
  • В Пантеоне находится маятник Фуко, доказывающий, что наша планета всё же вертится. Впервые публичный эксперимент с маятником осуществили в 1851 году. Инициатором стал Луи Бонапарт, президент Второй республики и будущий Наполеон III.

Похожие публикации:

Пирамида» Лувра
Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г. Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа…

Парижский Пантеон — собор или мавзолей?

Елисейские» Поля
У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи…

Остров» Сите – старейшая часть Парижа
Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не…

Опера» Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)
…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл. Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет…

Река» Сена
Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан… За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres…

 

Архитектура классицизма / Франция

Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже. Суффло

Начало французского классицизма связано со строительствам церковь Св. Женевьевы в Париже, упрощенная форма которого свидетельствует о возникновении нового эстетического подхода. Она была спроектированная в 1756 году Жаком Жерменом Суффло, но в 1791 г. в период Великой французской революции трансформировалась в «памятник Великой Франции».

Фанцузский архитектор, лидер неоклассического течения в архитектуре Суффло (1713-1780) говорил, что был самоучкой.

Церковь Святой Женевьевы или Пантеон в Париже, Франция

В 1730—1750 годах несколько раз бывал в Риме, где изучал памятники классической архитектуры. В 1738 году он возвратился в Лион и занялся архитектурной практикой. Простота, просторность и археологически точно воспроизведенные детали классической архитектуры в основных его работах лионского периода, таких как пристройка к Отель-Дьё (строительство начато в 1741) и здание Лож де Шанж (1751-1752), предвосхитили сдвиг французского вкуса от архитектуры рококо к неоклассицизму.

Суффло, в 1750 г. один из первых посетивший дорические храмы в Пестуме, решился воссоздать присущие готической архитектуре ощущения света, пространства и пропорций в классических (если не романских) формах. С этой целью он воспользовался планом в виде греческого креста, неф и приделы которого были оформлены, как система плоских сводов и полуциркульных арок, опирающихся на ряды колонн в интерьере. Объемная композиция здания развивает идею центральнокупольного сооружения, имеющего в плане очертания греческого креста. Купол в цернтре поднимается до высоты почти 120 м. Его целью в этом проекте стало сочетание строгой регулярности и монументальности романских сводчатых потолков с легкостью стройных поддерживающих их столбов и свободно стоящих коринфских колонн. В плане церковь имела форму греческого креста, с фасада располагался огромных размеров храмовый фронтон. Свободно стоящие колонны оказались неспособны поддерживать купол здания, и их в конечном итоге пришлось подпереть. Наружные поверхности стен почти без украшений решены с использованием классического контраста расчлененной и нерасчлененной масс.

Предшественниками его были купольные сооружения Парижа — церковь Сорбонны, собор Инвалидов. Гладкие, скудно декорированные поверхности своей отвлеченной строгостью напоминают Чизвик-хаус, а массивный портик заимствован непосредственно у римских храмов. Простой и четкий в объемном решении, обладающий красивым коринфским портиком и мастерски найденным силуэтом, Пантеон является одним из сооружений, определяющих силуэт левобережной части Парижа.

Поскольку дизайн церкви основывался на классическом стиле, после революции, когда религия была отменена, было очень просто превратить церковь в светское здание Пантеон — место погребения великих людей Франции. После переделок Пантеон приобрел еще более классицистический характер. К несчастью, боковые окна в то время были заложены: эффект светлого внутреннего пространства был уничтожен; большая часть украшений убрана, что сильно изменило облик интерьера. Пилоны были усилены Ронделем в 1806 г. Все это придало зданию суровый, строгий вид, соответствующий новому назначению сооружения, результате возник тот отчасти мрачноватый памятник архитектуры, каким является сегодня Пантеон.

Архитектор Ж. Ж. Суффло известный также как создатель Большого театра в Лионе (1756) и автор большой исследовательской работы об античных храмах в Греции (2, стр. 485; 16, стр. 147-149).

Список использованной литературы

на главную

Париж, Пантеон: смотровая площадка и мавзолей

Святая Женевьева родилась в 421 году в  местечке Нантерра, в 7 км от Парижа, где её семья имела небольшой надел земли.  Как написано в древней летописи ХI века, «не была она ни от графов, ни от королей, но была она дочерью горожанина, эта девица». Когда Женевьеве исполнилось двенадцать лет, в Нантерру прибыли епископ города Оксера св. Герман и епископ города Труа св. Лупп. В толпе встречающих святитель Герман сразу же выделил ничем не приметную девушку, поцеловал её в лоб и предсказал ей славное будущее. Женевьева ответила, что желает только одного: прожить жизнь в чистоте плоти и духа, посвятив себя Господу.

Вскоре после отъезда пастырей девушка собралась в храм, но мать не пустила её, сославшись на домашние дела. Когда девушка напомнила матери про своё обещание быть Христовой невестой, та ударила её по лицу и тут же ослепла. Лишь спустя двадцать один месяц мать, осознав, что противится Божьей воле, попросила у дочери прощения. Женевьева, глубоко страдая за мать, тут же пошла за водой и, перекрестив её, со слезами на глазах дала матери умыться. После трёх омовений зрение полностью вернулось к женщине. Это было первое чудо, совершенное Женевьевой по её молитве к Господу.

Как только девушке исполнилось 14 лет, она пришла к св. епископу Маркеллу, чтобы совершить чин посвящения Господу. В то время в Галлии уже были женские монастыри, но многие Христовы невесты продолжали жить в миру, следуя обету безбрачия. Так и св.Женевьева жила в семье, пока в одночасье не лишилась отца и матери.

Оставшись сиротой, девушка перебралась в Лютецию (Париж) к своей крестной матери. Здесь ее поразил тяжелый недуг – три дня Женевьева лежала недвижимой, без сознания. Когда она пришла в себя, то поведала крёстной, что сподобилась побывать в местах блаженства, которые Господь уготовал праведникам. «Блаженства эти таковы, что неверные не поверили бы мне, если бы я стала их описывать». С того дня в  Женевьеве  открылся дар прозорливости.

С пятнадцати лет подвижница вела строгую постническую жизнь, вкушая хлеб и бобы лишь два раза в неделю. Её многочасовые молитвы нередко сопровождались сокрушенными слезами, а под воскресение молитвенные стояния длились ещё и всю ночь. 

Святой Женевьеве было двадцать восемь лет, когда вождь гуннов Атилла вторгся в Галлию. Над Парижем нависла страшная опасность, парижане готовились к бегству, но святая убеждала горожан не покидать свои дома. И произошло чудо: Атилла внезапно отошёл, обогнув  широкой дугой Париж. Город по молитве св. Женевьевы был спасен. Но те, кто, не послушав святую, бежали, оказались в стане врага и были уничтожены.

Вся долгая жизнь подвижницы отмечена великим множеством милосердных дел. Рабы, заключенные, военнопленные – все несчастные видели в ее лице свою  заступницу. Сколько раз св.Женевьева просила за них короля  Хильдрика! И тот не мог ей отказать, хоть и был язычником. Но один христианин, не смотря на просьбы св. Женевьевы, так и не захотел простить своего провинившегося раба. Вернувшись домой,  он слег в сильной горячке. Едва дождавшись утра, несчастный вновь пришел к святой, упал ей в ноги и от всей души покаялся в жестокосердии. Благодаря заступничеству св.Женевьевы перед Господом всё закончилось хорошо: раб был прощен, а хозяин получил исцеление.

Предание рассказывает, что святая часто совершала паломничества в Сен-Дени, Тур и Орлеан, чтобы помолиться у мощей св. Дионисия, св.

Пантеон в Париже – собор, ставший мавзолеем

Мартина и св. Агна, которых очень почитала. Во время этих путешествий к св.Женевьеве стекались больные и увечные с надеждой на исцеление. И происходило чудо: многие тут же обретали здравие по молитвам святой.

В то время в пустыне, на Востоке, жил великий подвижник Симеон Столпник, которого нередко навещали парижские купцы,  – поскольку торговый путь с запада на восток проходил недалеко от места подвига пустынника. От посетителей св. Симеон узнавал о жизни христианской Церкви и о деяниях св.Женевьевы. Каждый раз с почтением он передавал святой деве своё приветствие и просил её молитв. Так установилась особая духовная связь между двумя великими подвижниками, которая свидетельствовала о единой в те времена на Востоке и Западе Церкви Христовой.

Большая духовная дружба объединяла св.Женевьеву и с молодой королевой Клотильдой, оказавшейся после замужества в окружении язычников при дворе  короля Хлодвига – сына Хильдрика. В святой подвижнице королева нашла не только утешение и поддержку, но и великий пример для подражания. 

Эта  дружба отразилась на всей дальнейшей судьбе Франции. В 498 году король Хлодвиг, долгое время покланявшийся языческим богам,  принял святое Крещение, главным образом,  под влиянием жены и святой Женевьевы. Они же стали советниками короля в делах устроения  первого на Западе христианского государства.

Авторитет св. Женевьевы при дворе был столь велик, что сначала сестра Хлодвига, а затем и его дочь дали обеты безбрачия и, подобно святой, посвятили свою жизнь Богу. Сама же подвижница на протяжении всей своей жизни умиряла, охраняла и просвещала своей святостью тогда еще полуязыческую Галлию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *