ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА ЯРОСЛАВЛЬ

Церковь Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка — церковь в центре Ярославля на Советской площади, выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославкой и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.

История. Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Распголагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Ионакия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от нее отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1668 году при наследнице Скрипиных — их сестре Иулите Макарьевне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н., травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. И. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898—1904 годах на средства городского головы И. А. Вахромеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому-музею заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса.

Пять престолов церкви Ильи Пророка

В 1938-41 гг. в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955—1956, 1960, 1983 годах. В 1989 г. главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

Современное состояние. Церковь Ильи Пророка — четырехстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединенными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золоченый резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест — выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас — единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста—реставратора А. А. Егорова.

Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии — частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (так называемых эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Конец XIII — начало XIVвв.

Из церкви Илии Пророка села Выбуты близ Пскова.

См. в «Галерее»:

140. Илья пророк впустыне, сжитием исдеисусом.

XIIIвек. Псковская школа.

Илья, седовласый старец, представлен прислушивающимся кбожественному голосу, который был не вбольшом сильном ветре, раздирающем горы исокрушающем скалы, не вземлетрясении, аввеянии тихого ветра. Илья, одетый влиловый хитон иблекло-зеленый гиматий, сидит среди кирпично-розовых, жемчужно-серых ифиолетовых холмов, поросших цветами. Лицо Ильи написано сплошной заливкой плотной охрой песочного оттенка. На верхнем поле деисус поясной из семи фигур. На боковых полях сцены жития:

  1. Спящему на ложе пророку Илье явился ангел сповелением Божиим;
  2. Савах, отец Ильи, рассказывает двум священникам иерусалимским очудесных явлениях, сопровождавших рождение сына;
  3. Илья просит Бога наказать безбожных идолопоклонников израильтян засухой;
  4. Илья встречает вдовицу Сарептскую;
  5. Илья за трапезой вдоме вдовицы;
  6. Илья воскрешает сына вдовицы;
  7. Авдий, слуга царя израильского Ахава, кланяется Илье иговорит, что «царь его ищет»;
  8. Илья обличает царя Ахава.

На нижнем поле сохранились контуры позднее написанных фигур, счищенных при реставрации, инебольшие фрагменты древних житийных клейм. Среди них угадываются сцены:

  1. Жертвоприношение языческих жрецов иИльи;
  2. Илья, закалывающий жрецов;
  3. Илья иего ученик пророк Елисей переходят Иордан.

В последнем, 12-м клейме почти ничего не сохранилось. Вероятнее всего, здесь было представлено Огненное восхождение Ильи пророка на небо. Сцены вклеймах малофигурные схолмообразными горками иархитектурой очень простых форм. В8-м клейме, над престолом царя Ахава, узорное украшение, выполненное сажей ибелилами, типичное для псковского искусства. Вохрение на полях, так же как ивсреднике, плотное, песочного оттенка, но снебольшим притенением поверх охры. Основные цвета красочной гаммы клейм идеисуса — синий, серый, коричневый, розовато-коричневый светлого тона, кирпично-розовый, темно- исветло-сиреневый. Фон — потемневшее серебро, возможно, спримесью олова.

Доска сосновая. От древних шпонок уцелела одна, на деревянных гвоздях, на нижнем торце. На обороте набивные шпонки на железных кованых гвоздях, более позднего времени.

Храм Ильи Пророка в Ярославле.

Паволока, левкас, яичная темпера. 141×111.

Происходит из церкви Ильи пророка села Выбуты близ Пскова.

Раскрыта вЦГРМ в1920-х годах Г.О.Чириковым иИ.И.Сусловым.

Поступила из ЦГРМ в1931году.

68. Илья Пророк сжитием

Конец XIII — начало XIVвека. 141×111. Третьяковская галерея, Москва .

Из церкви Ильи Пророка вселе Выбуты близ Пскова. Сохранность посредственная. Большие утраты на олове фона ина нижнем поле, где на месте житийных сцен были позднее написаны полуфигуры святых. Много смытостей верхнего красочного слоя. От нижних житийных сцен уцелели лишь незначительные фрагменты.

Литература:

  • Древнерусская живопись 1958. Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 21.
  • Антонова, Мнева 1963. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 140, стр. 182-183, илл. 91.
  • Овчинников, Кишилов 1971. Овчинников А., Кишилов Н. Живопись древнего Пскова. XIII–XVI века: . — М.: Издание ГУ Гознака, 1971. — Кат. № 2, илл. 2-4.
  • Алпатов 1974. Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — № 9.
  • Алпатов 1978. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №48, стр. 301.
  • Лазарев 1986. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — Стр. 142.
  • Псковская икона 1990. Псковская икона XIII–XVI веков: . — Л.: Аврора, 1990. — № 1, стр. 291.
  • ГТГ 1995. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 26, стр. 87-89.
  • Лазарев 2000/1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 74, 323, № 68.
  • Иконопись ГТГ 2006. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. — М.: Сканрус, 2006. — Стр. 86-89, илл.

Реферат на тему:

Церковь Ильи Пророка (Ярославль)

План:

    Введение

  • 1История
  • 2Современное состояние
  • Литература
    Примечания
    Источники

Введение

Це́рковь Ильи́ Проро́ка— храм в центре Ярославля на Советской площади, выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.

1. История

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом— в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов— старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1668 году при наследнице Скрипиных— их сестре Иулите Макарьевне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т.н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А.М.Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898—1904 годах на средства городского головы И.А.Вахромеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938—1941годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955—1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы.

Церковь Ильи Пророка, Ярославль

Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

  • Церковь Ильи Пророка на памятной монете

2. Современное состояние

Церковь Ильи Пророка— четырёхстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединёнными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест— выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас— единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А.А.Егорова.

Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии— частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Литература

  • Вахрамеев И.А.Церковь во имя святого и славного пророка Божия Илии в г. Ярославле.— Ярославль: 1906.
  • Первухин Н. Церковь Илии Пророка в Ярославле.— М.: 1915.
  • Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т.А.Церковь Ильи Пророка в Ярославле.— М., 2002.

Примечания

  1. Титов А. А. Ярославль. Путеводитель по г. Ярославлю с планом города и родословными таблицами князей ярославских — rapidshare.com/files/134420174/Titov_A_A_Yaroslavlj.pdf.— М.: Русские типографии, 1883.— 196 с.
  2. Режим работы Ярославского музея-заповедника — www.yarmp.yar.ru/index.php/Режим_работы_музея

Источники

Илия Пророк — личность для христианства почти мифическая, однако, то, что такой человек действительно существовал, не сомневаются даже ученые-историки. Интересно, что упоминание об Илие встречается не только у православных христиан, но и у мусульман, иудеев и даже — язычников, где ему частично присвоены функции Перуна — управление дождем и громом, плодородие.

История создания постройки

Храмы Илии Пророку возводились в разных городах, в столице эта церковь — старейший собор города. Именно он стал своеобразным участником времен смуты в России, когда молитвами духовников из города были изгнаны иноземные отступники, которые посмели осквернить святыню храма. Когда-то, во время засухи, в день памяти Ильи-пророка к храму совершался крестный ход, в котором принимал участие сам царь.

Интересна и этимология происхождения названия церкви, а затем и переулков, ведущих к ней. Дело в том, что издавна лес для постройки новых домов переплавляли по реке, а само место, где собирали бревна-заготовки, именовали «скородомом». Именно на таком месте и вырос всего за один день храм Илии и получил свое второе название «обыденный», т.е.

Избранная запись

построенный в течение дня.

Спустя почти 200 лет, в 1702 году вместо деревянного здания на этом месте был построен собор из камня. Со временем переулки, ведущие к церкви, стали именоваться в честь пророка Ильинскими, а затем были официально переименованы в Обыденские.

Так из храма воскресения Господня, что находился в Сокольниках, была перенесена чудотворная икона Божьей матери «Нечаянная радость», которая находится в нем и по сей день.

Современное состояние

В наше время храм остается одним из любимых мест верующих христиан не только Москвы, но и других городов.

Ежедневно проходят здесь богослужения:

  • Утренняя литургия.
  • Вечерняя служба.

По праздникам литургии проходят также в 7.00 и 10.00.

Каждый понедельник проходит вечеря, посвященная преподобному Серафиму Саровскому. Проходящая по средам вечеря посвящена пророку Илье, в пятницу — вечеря перед иконой Божьей Матери «Нечаянная радость».

Описание храма

Архитектура здания представлена московским барокко, благодаря чему здание выглядит легким и даже воздушным. Выкрашенные в желтый цвет внешние стены напоминают о солнце, дающем тепло и жизнь всему живому.

Внутренне убранство собора, возможно, и не впечатлит какими-либо изощренными украшениями, но присутствие в нем святых икон и мощей наделяет церковь особой благодатной силой.

Деятельность прихода

Под сводами церкви сегодня располагаются:

  • православная библиотека, фонд которой составляет 10 тысяч книг;
  • детская и взрослая воскресные школы, занятия в которых проходят не только по воскресеньям, но и вечерами по будням;
  • молодежный театр, занимающийся постановками христианской и нравственной тематики;
  • детские студии изобразительного творчества и церковного пения;
  • социальная служба, отвечающая за работу с детьми-сиротами, людьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации, кроме того, миссионеры этого отдела организуют благотворительные фестивали и акции, сотрудничают с больницами.

Святыни

Кроме иконы «Нечаянная радость», в храме содержится довольно много святынь, к ним можно обратиться с молитвой:

  • к иконе Божьей Матери Владимирской.
  • К иконе Божьей Матери Феодоровской.
  • К иконе Казанской Божьей Матери.
  • К иконе Спаса Нерукотворного.
  • К иконе и частичке мощей Сергия Радонежского.
  • К иконе Серафима Саровского и частица его мощей.
  • К иконе «Огненное восхождение пророка Илии».
  • К ковчегу с мощами святых.

Престольные праздники

Трижды в год проходят в соборе престольные праздники — 1 августа (день обретения святых мощей), 2 августа (день Ильи-пророка) и 15 января (день, посвященный Святому Серафиму Саровскому). Престольные праздники также принято называть Днем храма, или Малой Пасхой.

Как добраться

Церковь находится в городе Москве, по адресу: 2-ой Обыденский переулок, д. 6, неподалеку от храма Христа Спасителя.

На метро можно добраться до собора, проехав до станции «Кропоткинская», затем, повернув направо, выйти на улицу Пречистенка (к самому ее началу), после мимо памятника Ф. Энгельсу пройти через улицу Остоженка. Далее — через 1-й и 2-й Обыденские переулки, находящиеся перпендикулярно Остроженке, находится храм.

Администратор

Ярославль. 4. Церковь Ильи Пророка

Алкора

(Путевые заметки)

Из http://www.stihi.ru/2015/10/07/3064

Ильинская… Сторонкой не пройдёшь,
Приехав в Ярославль, — она такая!
И узел всех дорог, и символ Рая,
И место, где гуляет молодёжь,
И макияж чиновничьего края.

Тех двух церквей — начала всех начал —
Давно уж нет: меняет время лики,
Но вырос рядом новый храм великий.
За меценатов Скрипиных свеча
Здесь теплится, роняя света блики…

Не всякий, кто в достатке, скупердяй.
Два именитых брата процветали
За счёт труда, пример им добрый дали
Прославленные деды и дядья:
На храм купцы наследие отдали.

Илья Пророк прославлен ими был,
Творенье рук их — воплощенье вкуса,
И, веря в Бога Сына — Иисуса,
Они к добру направили умы.
Широк и щедр душою всякий русский!

Частицу ризы самого Христа
Здесь обрели; случались исцеленья,
Весть разнеслась об этом по селеньям.
В каменьях драгоценных два креста
Пожертвовали братья для служенья.

Ильинский храм и в наши дни красив.
Паломники, туристы, прихожане
За святостью толпою приезжают.
Так принято издревле на Руси:
В чём нищета, то обрести желаем!

Издано

Церковь Ильи Пророка — выдающийся памятник русской художественной культуры XVII столетия, вписавший ярчайшую страницу в развитие ярославской школы архитектуры и живописи. Церковь была построена в 1647-1650 гг. на месте двух деревянных храмов на средства богатейших местных купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.

 По своему положению Скрипины принадлежали к верхушке русского торгового мира. Иоанникий Скрипин входил в группу самой привилегированной части русского купечества — был государевым гостем. Оба брата не только знали грамоту, о чем свидетельствуют их автографы и пометы в «Книге церковного строения», составленной ими по окончанию строительства Ильинского храма, но были людьми, наделенными художественным чутьем и вкусом, знакомыми с творчеством мастеров из разных городов страны. Закончив строительство, Скрипины стали его оснащать и украшать. В состав центрального иконостаса вошли три их иконы XVI века, остальные иконы были заказаны храмоздателями. Большинство ильинских икон были убраны Скрипиными необычайно богато, это серебряные оклады, венцы и цаты, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями. Церковь Ильи Пророка выделялась среди других приходских храмов Ярославля великолепием обихода. Среди драгоценной церковной утвари Скрипиных выделяют два золотых креста — мощевика, один из которых они наказывали употреблять при водоосвящении и хранить в ризнице. А второй крест, украшенный алмазами, яхонтами, изумрудами, рубинами, крупным жемчугом, был на местной иконе Спаса.

Храм Ильи Пророка (Ярославль)

К завершению строительства Ильинского храма, Скрипины были одарены патриархом Иосифом, с дозволения царя Алексея Михайловича, редчайшей священной реликвией — частицей ризы Христа.
 
1920 году здание церкви передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938-1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко. В 1970-1980-х годах, с постройкой на этом месте здания Обкома КПСС и администрации Ярославской области, архитектурный ансамбль Ильинской площади был завершен — церкви Ильи Пророка повезло – она стала центром и украшением главной площади Ярославля.

Продолжение следует

© Copyright: Алкора, 2015
Свидетельство о публикации №115102402392

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Алкора

Рецензии

Написать рецензию

Алла! Так хорошо, как будто в паломнической поездке побывала! А гид — поэт настоящий! СпасиБо! Интересно. Понравилось! Трогает душу.
С радостью,

Наталия Медведева   29.04.2018 10:55     Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Ничего удалять не надо, Наташа, мне важны конструктивные советы. Спасибо! Поправила!

Алкора   29.04.2018 12:05   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Алкора

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *