ЦАРЕВО ПУШКИНСКИЙ РАЙОН

Храм Николая Чудотворца в Царёво

Храм Николая Чудотворца в ЦарёвоСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Ивантеевское благочиние

Престольный праздник свт. Николая (19 декабря, 22 мая)

Настоятель священник Сергий Сергеевич Львов, 1979

Приделы
прор. Илии (2 августа)

Приписные храмы
больничный храм иконы Божией Матери «Целительница»
храм Покрова Божией Матери

При храме
воскресная школа
библиотека
приход выпускает газету «Дорога к храму».

S.koaailr(496) 538-27-43; (496) 538-24-33; 8-906-749-26-49http://tsarevo.prihod.ru/Адрес:Россия, Московская область, Пушкинский район, село Царево Идет загрузка …

Из истори
По преданию, в декабре 1564 г. царь Иван Грозный по пути в Александровскую слободу останавливался в селе Иевлеве, позже переименованном в Царево. Там его супруга Мария Темрюковна якобы родила сына Василия. Младенец умер и был похоронен в храме. До нашего времени на южной стороне храма сохранился склеп, который и называют местом погребения царского сына.

Писцовая книга 1624 г. указывает, что в селе Иевлево имелась нарядная шатровая с двумя приделами деревянная церковь.

Строительство дошедшего до нас храма во имя святителя Николая было начато на средства владельцев села Дурасовых в 1812 г. и продолжалось в течение трех лет. Предположительно, автором проекта был ученик В.И.Баженова — И.Еготов.

Храм построен из кирпича и украшен белокаменной отделкой. Он является наиболее значимым памятником псевдоготической архитектуры под Москвой. Основной объем храма — ротонда, завершенная массивным световым барабаном, покоящимся на восьми устоях. Купол его увенчивает граненый трибун со шпилем и четырьмя пинаклями. Аналогичная композиция завершает небольшую звонницу, устроенную над притвором. Фасады здания, расчлененные сильно вытянутыми колоннами, опоясаны горельефным фризом на библейские сюжеты работы скульптора Т.Замараева.

Главный престол храма освящен во имя святителя Николая, левый придел — во имя пророка Илии, правый — мученицы Агриппины. Иконостас в четыре яруса сохранился со времени строительства храма. Масляная живопись на стенах и сводах — второй половины XIX в.

Богослужения в церкви продолжались вплоть до 1940 г., когда храм ненадолго закрылся. Богослужения возобновились в начале Великой Отечественной войны.

Благодаря уцелевшим документам при оформлении брачных свидетельств установлены имена священников церкви с момента ее построения.

Рестораны Царево

Как и на любом другом курорте Болгарии в любом ресторанчике Царево вас встретят со всем радушием болгарского гостеприимства. Блюда болгарской и европейской кухни будут приготовлены и поданы в большом разнообразии и размере. Рыбацкий городок Царево предлагает полакомиться рыбными деликатесами из свежевыловленных морепродуктов. Одни из самых известных ресторанов курорта: «Ялта», «Лилия», «Кеви», «Рибарска среща», снек-бар «Пассат», «Нептун». Бюджетный вариант – это многочисленный снек-бары, фастфуды и бистро, где блюда готовятся с местным колоритом, например, гамбургер с кюфте (местная котлета, жареная на решетке).

Мнения о ресторанах в Царево

Пишут, что: на курорте Царево есть множество ресторанов, которые предлагают блюда традиционно болгарской и европейской кухни, морские деликатесы и другие искушения.

Пишут, что: Ресторан "Ялта" и снек-бар "Пассат" — самые известные в городе Царево. Есть много частных ресторанчиков и павильонов, рынок, магазин продовольственных товаров, рыба, которую можно купить на пристани. Цены низкие.

Пишут, что: в Царево есть разнообразные рестораны, в которых предлагаются блюда болгарской национальной кухни, заведения фастфуда, пиццерии, кафе, бары, дискотеки, бистро, снек-бары. Некоторые из более известных ресторанов курорта: ресторан-отель „Лилия“, кв."Василико" 194; тел: +359 885 45 59 38; ресторан „Кеви“, ул."Преображенска" № 3; тел: + 359 886 016 868; ресторан-отель "Рибарска Среща", на пристани; тел: + 359 550 539 22; ресторан “Ялта”; снек-бар “Пасат”.

Пишут, что: в городе Царево есть рестораны, которые предлагают блюда традиционно болгарской и европейской кухни и морские деликатесы. Имеются также небольшие частные заведения, магазины и рынок. В порту всегда можно купить свежую рыбу. Цены низкие. На пристани находится ресторан  "Рибарска среща". Завтрак на двоих  (омлет с начинкой типа сыра (кашквал), ветчина или грибы и двойной кебапче вам обойдется в 5 евро. Посетители хвалят также ресторан «Нептун». За 30 левов здесь можно заказать себе мясной или рыбный набор, куда входит шопский салат (сирене — местный сыр по типу брынзы, огурцы, помидоры) или салат из мидий, большой набор из основных мясных блюд на гриле (шишче, кебапче, кюфте) или рыб, десерт, бокал вина и по рюмке ракии. Есть здесь и детское и вегетарианское меню. Для самых экономных есть несколько фастфудов. Пища здесь  с местным колоритом. Например, гамбургер с кюфте (местная котлета, жареная на решетке). Пять левов хватит на двоих. В бистро на Христо Ботев занятный хозяин Георгий. Любит привечать новых туристов, со всеми норовит познакомиться и посидеть за столом.

Пишут, что: рестораны Царево не разочаруют любителей вкусно поесть: есть заведения с традиционной болгарской кухней и рестораны в классическом стиле. Хорошо развита туристическая инфраструктура – к вашим услугам многочисленные рестораны, кафе и  магазины.

Лучшие отели в Болгарии по отзывам туристов!

Сайт Booking.com уже сделал подборку самых оптимальных по цене/качеству и отзывам туристов отелей в Болгарии. Выбрать недорогой отель

Недорогие туры в Болгарию!

Новый поисковик по турам в Болгарию. Найдите свой недорогой тур! Поиск недорогого тура в Болгарию!

Добавить отзыв

Отзывы о курорте Царево

Недорогой приморский городок.

Храм Николая Чудотворца села Царёво — взгляд сверху

На достопримечательности небогат. Есть три пляжа: Центральный, Василико и Нестинарка. Все песчаные. Город состоит из старой части, квартала Василико, несколько отелей есть близ пляжа Нестинарка. Есть супермаркет, множество магазинчиков, ресторанов, кафе и забегаловок, сосредоточенных в основном на главной улице Хан Аспарух и двух параллельных ей. Рынок близ центрального пляжа. Пара примитивных детских аттракционов на улице Хан Аспарух. Летом предлагаются прогулки на лодке вдоль побережья. На центральном пляже кафе, прокат пляжного инвентаря. Ближайшие интересные места: Ахтополь, Созополь, заповедник Ропотамо (по дороге на Созополь, Бургас), Несебр (с пересадкой в Бургасе).
Николай. 43 года, Москва

Недорогие авиабилеты в Болгарию

Прокат авто в Болгарии

Похожие материалы о ресторанах в Болгарии:

Поделитесь с друзьями…

Туры в Болгарию станут дешевле и доступнее для россиян, а спрос растет

Болгария – одна из доступных стран Европы, где можно не только отдохнуть у моря, но и провести уйкенд в старинных городах, поправить здоровье в лечебницах и просто хорошо провести время с друзьями, путешествуя на машине по побережью.

Цены на туры в Болгарию в августе

Летний сезон 2016 вновь всколыхнул туристический бизнес Болгарии, выведя его из многолетней спячки. Закрытие крупнейших всем известных курортов, куда отправлялись на отдых около 50% российских туристов, сыграло решающую роль в этом процессе.

Болгария уменьшать стоимость виз не торопится

В начале 2016 года официальные власти сообщили о том, что Болгария готова снизить стоимость визы с 35 до 10 евро для взрослых туристов и выдавать бесплатно визы детям до 16 лет. Такая приятная новость быстро разлетелась по всем медийным каналам и к тому же в феврале эту информацию об удешевлении визы

Все новости Болгарии

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Ярославского вокзала до ст.Пушкино — 31 км, далее автобусом на Красноармейск до Царево — 18 км.

Проезд автомобилем: От Москвы по Ярославскому шоссе до А-107 (Малого Московского кольца), далее свернуть направо на А-107, доехать до перекрестка с круговым движением (6 км), свернуть по кругу налево на Красноармейск, проехать еще около 2 км до Царево. 

Никольская церковь в селе Царево была построена в 1812-1815 годах в селе, принадлежавшем дворянам Дурасовым. Автором проекта был, по всей вероятности, московский архитектор Иван Васильевич Еготов, ученик В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Чертежей с его подписью, к сожалению, не сохранилось, но и по ряду особенностей храма, и по тому, что Еготов незадолго до этого строил для владельца села, Николая Алексеевича Дурасова, усадебный дом в Люблино, исследователи уверены в его авторстве здесь.

В то время Царево было маленьким сельцом в 24 двора. Однако Дурасов принял решение выстроить здесь великолепный храм, и посвятил один из приделов мученице Агриппине в память о своей матери, Агриппине Ивановне Дурасовой, которая и приобрела в 1774 году это село у князя Щербатова. В некоторых источниках утверждается, что Никольская церковь в Царево была построена А.И.Дурасовой, но это едва ли может быть верным, так как княгиня умерла за 25 лет до начала строительных работ в Царево.

Село Царево –  довольно древнее. Упоминания о нем встречаются уже в XVI веке, правда, тогда село называлось Иевлевым. Известно, что через него вела дорога на Александров, и в 1564 году здесь останавливался Иван Грозный. Предание гласит, что здесь был похоронен царский сын от второй жены Грозного, черкесской княжны Марии, умерший в возрасте 1 или 2 лет, в пути, и над его могилой сначала была поставлена часовня, а позднее – деревянный храм. Хотя историки утверждают, что вряд ли малолетнего сына Ивана Грозного стали бы хоронить в глухом селе при дороге. Есть сведения, что нынешнее название села было дано по фамилии одного из первых известных владельцев, Ивана Марковича Царева.

В XVII веке село снова упоминается в писцовых книгах, с указанием шатровой деревянной церкви Николая Чудотворца с двумя приделами. На ее месте и была построена нынешняя каменная церковь. В то время село принадлежало Н.И.Шереметеву, который держал здесь двор. Позднее Царево перешло Ф.А.Голицыну, а  к середине XVIII в. П.Н.Щербатову.

Царёво. Церковь Николая Чудотворца.

Он и продал село Дурасовым, которые владели здешними землями довольно долго, до середины XIX века.

Здание Никольского храма поистине великолепно, оно выстроено в величественном стиле русской готики, или неоготики, популярном в XVIII веке и в начале XIX-го. Массивный основной объем храма, состоящий из четверика и большой широкой ротонды, венчает купол и восьмерик, на который поставлены пять шпилей вместо главок. Центральный шпиль – высокий, четыре плотно прижатых к нему боковых – поменьше.

Все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Ротонду по кругу также украшают маленькие шпили. На фоне огромной ротонды почти незаметна небольшая колоколенка, также увенчанная остроконечными завершениями с крестами. Симметрично колокольне, с восточной стороны над алтарной частью возведена такая же башенка (сказывается влияние классицизма с его приверженностью к строгой симметрии).

Несколько необычно на готическом храме смотрится широкий красивый фриз из барельефов работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева. Фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классицистическим фризом проведен еще один – аркатурный, в готическом стиле.

Внутри храм впечатляет своим пространством. Огромный основной объем великолепно освещается высокими окнами ротонды и нижнего яруса, величественно смотрится сохранившийся старинный иконостас с красивой резьбой и иконами. Уцелели и росписи на стенах храма, так как он практически не закрывался даже в советское время. Очень хороши боковые приделы, выполненные в стиле классицизм, с массивными колоннами по бокам иконостасов. Недавно восстановили полуразрушенные Святые ворота, украшенные в одном стиле с храмом – пятью шпилями.

Входит в проекты: готические храмы

Прежде чем приступить к рассказу об истории села, необходимо осведомить читателей этой статьи о том, что взгляды разных историков и археологов на историю села Царев в каких-то деталях различны, поэтому мы постараемся, по возможности, учесть разность этих взглядов.

В настоящее время село Царев находится на том месте, где когда-то стоял один из крупнейших городов Востока – Сарай-Берке (Сарай Ал-Джедид), вторая столица Золотой Орды.
Сарай-Берке (от персидского «сарай» – дворец, город) был основан золотоордынским правителем ханом Берке около 1260 года (по другим историческим сведениям – в 1262 году), а при хане Узбеке туда была перенесена из Сарай-Бату столица государства, и город стал известен как Сарай Ал-Джедид – Новый Сарай (от арабского «джадид» – новый). Расцвет Сарай-Берке/Ал-Джедида относится к первой половине XIV века.
Средневековые источники свидетельствую о Сарае, как о большом и великолепном городе с очень развитой, передовой для того времени, инфраструктурой. Город славился своими красотой и богатством, строило и украшало Сарай большое количество строителей и ремесленников. Красоту и великолепие города составляли дворцы, фонтаны, обширные и многочисленные базары, красивые дома, мечети и даже православные храмы. Сарай-Берке/Ал-Джедид был центром православной епархии – Сарской и Подонской, впоследствии Крутицкой и Коломенской. Водоснабжение города было на высшем уровне – вода поступала в него через многочисленные каналы и водопроводы. Население города достигало около 100 тысяч человек.
Через Сарай пролегал «великий шёлковый путь», что способствовало большому развитию торговли и процветанию города. Город посещало немало путешественников и гостей, которые оставили свои письменные свидетельства об этом месте. Согласно некоторым утверждениям, бывали в Сарае и многие русские князья, включая и самого князя новогородского Александра (Невского).

После 1361 года, в период «Великой замятни», город переходил из рук в руки различных претендентов на ханский престол, а в 1395 (1396) году был разрушен Тимуром Тимерланом. В 1402 году столица была восстановлена, но она уже не смогла достичь своего прежнего великолепия и блеска. Постепенно город Сарай-Берке/Ал-Джедид практически пришёл в полный упадок.

Село Царев возникло на этом месте в 18 веке как слобода Царевка, которая находилась на соляном тракте. Участники диалектологической экспедиции пединститута под руководством Л. Н. Поповой записали несколько легенд о происхождении названия села Царев. Приведем две. Первая: Царев – значит город татаро-монгольских царей, то есть город ханов. Говорят, что в нем родился Мамай. Вторая: Царев связывают с казенной разработкой соли на озере Эльтон, а соль тогда составляла государственную монополию, поэтому тогдашняя слобода стала называться Царевской, а потом – Царев.
По преданию старожилов, первыми жителями слободы Царевка были малороссияне (украинцы), выходцы из Воронежской губернии, испросившие разрешение на переселение на реку Ахтуба в 1805 году. В 1836 году слобода Царевка была переименована в уездный город Царев Саратовской губернии, который в 1850 году, при образовании Самарской губернии, вошел в состав Астраханской губернии. К нему была присоединена слобода Солодовка, заселенная татарами. В 1842 году в Цареве числилось 4 723 жителей, в 1870 – 8 191, а по переписи 1897 – 6 977, в составе 1 249 хозяйств.
В 1899 население города Царёва состояло из 5 709 человек, в том числе дворян – 89, православного духовенства – 16, мусульманского – 11, купцов – 40, мещан – 4 934, крестьян – 148, военнослужащих – 94, отставных нижних чинов и их семей – 375. По вероисповеданию православных – 4 633 человек, раскольников – 450, мусульман – 605. По национальности русских – 4 929 человек, украинцев – 145, татар – 605.
В конце XIX века в селе было 804 двора, 2 православных церкви (из них одна каменная), мечеть, 7 мужских училищ и школ, 1 женская церковно-приходская школа, в Солодовке – татарское мектебе. Имелись больница на 10 кроватей, аптека, 6 питейных заведений, 18 лавок, 20 ветряных мельниц, 1 кожевенный завод, городской общественный банк, городская библиотека, местный комитет Общества Красного Креста. Город носил характер сельского поселения, жители занимались хлебопашеством, скотоводством и отчасти садоводством, ремесленников всего 250 чел.
Царев ни чем не отличался от других уездных городов России. Та же соборная площадь в центре города и ярморочная на окраине: управа, казначейство, камера мирового судьи, полицейский участок, тюрьма, пожарная каланча, собор с церковно-приходской школой при нём, часовня святых мучеников Михаила и Фёдора. Кабак Синеокого, трактиры и лавки купцов братьев Гудковых, Конякина, Кузнецова.
Четыре раза в год в Цареве собирались ярмарки. Кочевники пригоняли сюда из заволжских и каспийских степей огромные табуны лошадей, стада верблюдов, крупного рогатого скота, овец. На ярмарки съезжалось из Нижнего Новгорода, Москвы, Питера и Екатеринослава множество скупщиков скота. Шла бойкая торговля, заключались тысячи сделок.
Большая часть мещан занималась обработкой шерсти привозимой кочевниками, много было шерстоваляльных мастерских. Этот промысел носил сезонный характер, так как в летний период царевские мещане арендовывали у царевской управы участки земли под огороды и бахчи. В те годы в окрестностях города было много садов и огородов.

Никольский храм, село Царево

Беднейшая часть населения батрачила у богатых крестьян окрестных сёл – Пришиба, Безродного, Капустина -Яра.
В 1911 году жители Царева посылают прошение в государственную думу об открытии реального и сельскохозяйственного училищ. Было принято решение об открытии мужской гимназии. В 1914 году было построено добротное и просторное двухэтажное здание для гимназии из красного кирпича.

С первого десятилетия 20 века после прокладки железной дороги (со стороны Астрахани) начинается «закат» города Царева. Торговля скотом перешла в другие пункты и губернии. Быстрое обмеление реки Ахтубы сделало невозможным пароходные сообщения с городом Царицын. Суровой зимой 1910-1911 года вымерзли Царевские сады. Молодёжь, уходившая на заработки в города Астрахань и Царицын, не возвращалась домой. Царев с каждым годом терял свою первостепенную роль в уезде. Он превращался в сонный и пыльный городок.

Революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война внесли изменения в жизнь уездного города Царев. Часть зажиточных граждан города эмигрировала за границу, опасаясь новой власти. Сам город подвергался нападению бандитских групп, возникших в то время. Большевики, взявшие власть в городе, активно боролись с вооружёнными бандами. Решением представителей советской власти в 1925 году город Царев был переименован в село Царев, а административный центр уезда перенесён в село Пришиб, которое было переименовано в город Ленинск. Часть жителей Царева, среди которых были люди разного сословия, была репрессирована новой властью – людей «раскулачивали», отправляли в тюрьмы и лагеря, расстреливали.
В селе Царев налаживалась новая жизнь – создавались колхозы. В тридцатые годы в стране грянул голод, Царев оказался в зоне «голодающего поволжья». Тяжёлые времена настали для местных жителей, немало из них умерло от голода, некоторые переехали в другие места в поисках лучшей жизни для себя и своих семей, другие добывали себе на пропитание как могли.

С началом Второй Великой Отечественной Войны, мужская часть жителей села, пригодная к военной службе, отправилась защищать родину. Остальные трудоспособные жители Царева усердно трудились в тылу – «Всё для фронта, всё для победы!».
После окончания войны на родную землю вернулось менее половины ушедших воевать, остальные погибли защищая отечество. Из вернувшихся живыми было немало инвалидов. Началась нелёгкая пора восстановления мирной жизни. С возвращением выживших на войне колхозы заработали с новой силой. Жизнь потихоньку налаживалась.

В 1961 году на месте прежних колхозов ( «Колхоз имени Сталина», колхоз «Третий интернационал» соседнего села Солодовка) был создан совхоз «Ленинский». Совхоз успешно справлялся со своей работой. Производительность труда была довольно высокой для того времени. Хорошие урожаи и заработные платы становились нормой. Совхоз был хорошо оснащён технически, многие работавшие в нём были удостоены правительственных наград по итогам восьмой пятилетки (1971 год). Налаживалась и развивалась инфраструктура села, строились новые дома, новые учреждения, развивался сам совхоз, рос уровень жизни его жителей. Жизнь большинства жителей села Царев стала тесно связана с жизнью совхоза.

Более-менее благополучно село Царев и совхоз «Ленинский» пережили «время застоя» и «перестройку» (1973 – 1991 годы). Продолжалось строительство жилья для работников совхоза, начал свою работу первый построенный на селе консервный завод. Совершенствовалась инфраструктура села и совхоза.
В то время в село на лето приезжало большое количество отдыхающих со всех уголков страны. Людей привлекала прекрасная природа местной поймы, свежий чистый воздух, местные обширные прибережные пляжи реки Ахтуба, рыбалка, охота. Если в июле-августе местный житель приходил на берег Ахтубы, то видел, что оба берега реки тесно уставлены палатками приехавших на летний отдых.

Девяностые годы оказались губительными для совхоза «Ленинский». Сперва совхоз был переименован в колхоз. Спустя недолгое время колхоз оказался под управлением коммерческого предприятия «Кентавр». Спустя ещё недолгое время люди, возглавлявшие «Кентавр», исчезли вмести с денежными средствами предприятия. Говорили, что вместе с ними пропали и денежные средства колхоза «Ленинский», в следствие чего тот стал банкротом.
После этого колхоз прекратил своё существование. Всё что осталось от колхоза было роздано на паи его бывшим работникам, а также разворовано, заброшено и растащено. За несколько лет инфраструктура бывшего совхоза была практически полностью уничтожена. А поскольку жизнь села и его жителей сильно зависела от деятельности бывшего совхоза, то и само село начало приходить в упадок. Большинство жителей села, когда-то работавших в совхозе «Ленинский», осталось без работы. Полностью закрылись государственные магазины и многие госучреждения. Жители, когда-то очень самодостаточного села, были вынуждены ездить за всем необходимым в районный центр, что было крайне неудобно. Дело дошло до того, что в село совсем перестали заезжать автобусы, поэтому поездка в любой другой населённый пункт была очень затруднительной. Много местных жителей переехало в другие села и города, молодёжь тоже не имела никакого желания оставаться в селе, также разезжалась в другие места. Казалось, Царев неизбежно превращается в заброшенное умирающее село.

Но жизнь взяла своё. Один за другим стали появляться коммерческие магазины с товарами широкого ассортимента. Люди, оставшиеся в селе и не нашедшие работы на месте проживания, приспособились работать за его пределами. Многие увеличили масштаб своего подсобного хозяйства, что способствовало улучшению их благосостояния. Село начало выходить из состояния упадка, жизнь снова начала налаживаться. В село на летний отдых вновь стало приезжать много отдыхающих со всех уголков страны, и с каждым годом их становиться всё больше и больше.

Такова краткая история села Царев до настоящего времени. Село, несмотря на все трудности, выжило, окрепло, продолжает развиваться и с надеждой смотрит в будущее.

Администрация сайта
2012-07-17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *