БОЛЬШОЙ ПЕТЕРГОФСКИЙ ДВОРЕЦ

Большой дворец Петергофа

Главным архитектурным сооружением Петергофа является Большой дворец. Он расположен на краю естественной террасы и является связующим центром двух парков — Нижнего и Верхнего. Его главный фасад обращен в сторону моря, откуда в пору Петра I был парадный въезд в резиденцию. Здание дворца вытянуто вдоль склона холма. Четкие линии фасада делят его на отдельные части: центральную, состоящую из трех этажей; застекленные галереи и два флигеля — западный, увенчанный гербом Российской империи, и восточный, церковный.

Центральный корпус дворца завершен серебристо-серой крышей, которая имеет сложную конфигурацию и значительно увеличивает высоту, усиливает впечатление парадности здания. Ее глубоко расчлененный силуэт особенно эффектно вырисовывается на фоне неба, если на дворец смотреть снизу, со стороны моря. Крышу венчает золоченая ваза, поддерживаемая фигурами гениев.

Светлые галереи с большими окнами, открытые террасы с нарядной балюстрадой подчеркивают летний характер постройки. Сияющие золотом главы куполов с гигантскими гирляндами на них перекликаются с оформлением Большого каскада и золотыми куполами мраморных колоннад у канала. Все это придает сооружению необычайную пышность.

Белые пилястры на фоне стен брусничного цвета, фигурные наличники, треугольный и полуциркульный фронтоны украшают фасад здания. В центральном фронтоне изображен щит, на котором в обрамлении военных доспехов выступают рельефные монограммы Петра I. Над окнами второго этажа укреплены разнообразные картуши — лепные украшения в виде щита, обрамленного завитками. Фасад церковного флигеля декорирован головками ангелов. В центре фасада главного корпуса — небольшой балкон с ажурной металлической решеткой, в узоре которой имеются вензеля Петра I и императрицы Елизаветы. Мелко остекленные окна, рустовка на стенах нижнего этажа роднят дворец с другими памятниками той эпохи.

Со стороны Верхнего сада фасад главной части дворца имеет вид буквы «П» благодаря отходящим к югу на море и можно рассмотреть вдали — направо Петербург, а несколько левее — Кронштадт. Комнаты вообще малы, но недурны, украшены хорошими картинами и уставлены красивой мебелью. Почти весь верхний этаж, сделанный по центральной оси дворца, занимал двухсветный зал, предназначенный для приемов. Его окна выходили на север и юг. Из южных окон перед взором гостей раскрывался зеленый простор партеров Верхнего сада, а из северных — весь Нижний парк с его фонтанами и дворцами, строгими линиями аллей, весь канал и каскад, залив и морские дали. Строгое убранство зала подчеркивало торжественность его, деловитость: стены были заделаны дубовыми панелями и затянуты штофом.

Четыре французских гобелена и несколько картин в черных и золоченых рамах не нарушали общего стиля, как и богатый плафон, выполненный в сдержанной цветовой гамме. Его содержание заключалось в прославлении могущества самодержавия, процветания в государстве Петра I наук, искусств, торговли, правосудия. На нем изображены — Минерва (богиня мудрости), Меркурий (покровитель торговли), Фемида (богиня правосудия), Церера (богиня плодородия), мифический конь Пегас, выбивающий копытом струю — источник вдохновения. Сидящая на скале мужская фигура в мантии со скипетром, видимо, олицетворяла самого императора. Парящий рядом амур держит в руках знамя с двуглавым орлом — гербом Российской империи.

Рядом с залом находился парадный кабинет Петра I с его личной библиотекой. Достопримечательностью этой небольшой комнатки с высоким потолком являлась ее дубовая отделка. Светлым дубом облицованы все стены сверху донизу. Эта облицовка служит как бы обрамлением трех зеркал и четырнадцати резных панно, расположенных в стенных проемах и на дверях. Смелое сочетание самых неожиданных линий и форм, исключительное мастерство резьбы, необычайная гармония всего ансамбля ставят панно петровского парадного кабинета в ряд великолепных произведений прикладного искусства.

Видимо, основной идеей этого оригинального убранства являлось прославление личности Петра I, его «деяний». Символы войны, наук, искусств, торговли, знаки царской власти заполняли панно. На одном из них был помещен овальный медальон с профильным изображением самого царя. Кабинет Петра I сохранялся в XVIII—XIX веках как реликвия, связанная с памятью первого русского императора. До нас дошли семь дубовых панно, остальные погибли в годы Великой Отечественной войны. Другие парадные покои также отличались небольшими размерами; главным украшением их служили картины европейских художников, китайские панно, декоративные ткани. Для церковных церемоний в летнее время восточнее дворца, в Верхнем саду Петергофа, была построена небольшая деревянная придворная церковь, западнее дворца установлен высокий флагшток с помещенным наверху гербом России — двуглавым орлом. На флагштоке поднимался императорский штандарт на все время присутствия царя в его резиденции.

Бурное дворцовое строительство, начавшееся в России в 40-х годах XVIII века, отразилось и на судьбе петергофского парадного дворца. Роскошь и пышность императорского быта, усложнившийся придворный церемониал, а главное стремление к показному богатству, изобилию побуждали Елизавету Петровну и ее приближенных к трате неисчислимых средств на возведение небывало пышных построек. Императрицу не удовлетворял и дворец в ее летней резиденции. Перестройка его была поручена В. Растрелли.

В творчестве В. Растрелли, создателя Смольного собора и Зимнего дворца в Петербурге, Екатерининского — в Царском Селе, отразился наивысший расцвет русского барокко.

Петергофский дворец — одно из ранних сооружений Растрелли. Но и здесь его необычайная талантливость сказалась во многом. Сохранив в принципе уже существовавший стройный ансамбль основного корпуса с примыкающими к нему галереями и флигелями, он с удивительным чувством пропорций изменил масштаб его, развернув эффектный фасад здания почти на триста метров вдоль склона над Нижним парком. По существу, дворец был построен заново, так как лишь центральная, петровская его часть была включена в новый трехэтажный корпус, появившийся на месте Верхних палат. От этого корпуса одна из галерей вела к флигелю, где были устроены покои для знатных гостей.

Большой дворец (Петергоф)

На куполе флигеля Растрелли установил трехглавого вращающегося по ветру орла. При любом повороте он всегда виделся с земли как двуглавый. Орел был изготовлен из чеканной меди и имел вес шестнадцать пудов. Здание стало называться «флигелем под гербом».

Другая галерея заканчивалась таким же флигелем, внутри которого размещалась роскошная придворная церковь. Он назывался «церковным». Внешний вид его был значительно изменен Растрелли в процессе строительства. По приказу Елизаветы вместо одноглавого купола архитектор сделал пятиглавие, нарушив стройную симметрию архитектурных форм обоих флигелей.

Во внешней отделке здания заметно бережное отношение Растрелли к традициям своих предшественников. Фасад дворца декорирован очень сдержанно: белая лепка оконных наличников и фронтонов, белые пилястры и рустовка, холодный тон окраски сложной кровли, в чем-то напоминающей многоступенчатые шатровые крыши петровских дворцов. Лишь в оформлении боковых флигелей словно вырвались на свободу то праздничное «буйство» и упоение роскошью, которые так характерны для Растрелли.

Внутри здания архитектор сохранил в неприкосновенности лишь несколько комнат старых палат, перепланировав и переделав все остальные залы. Необычайно щедро Растрелли использовал здесь многокрасочность барочного декора. Золоченая резьба по дереву, яркие плафоны, скульптура, зеркала, огромные люстры, наборный паркет сложных рисунков, белая лепка фризов, резная мебель — все было привлечено для украшения больших и малых интерьеров дворца, для создания впечатления небывалой роскоши и богатства российской императрицы. Десятки талантливых живописцев, мастеров выполняли замысел Растрелли, обогащая этот замысел своим творчеством и высоким искусством исполнения.

Парадную лестницу Растрелли поместил не в центре, а сбоку, со стороны Верхнего сада. Она вводила в длинную анфиладу больших приемных залов. Уже отделка самой лестницы преследовала цель — поразить гостей великолепием и пышностью «чертога царей». Украшения из двух золоченых резных кариатид как бы поддерживали на себе лестницу (кариатида — женская статуя, несущая на себе тяжесть какого-либо перекрытия). Красивым изгибом вели наверх три марша, окаймленные ажурной решеткой, на столбах которой стояли золоченые вазы с цветами.

На верхней площадке, в нишах и на беломраморных столбах решетки были установлены золоченые деревянные статуи, обозначающие Весну, Лето, Осень, Зиму. Обрамленная колоннами дверь увенчивалась пышным порталом с изображением царской короны посредине и двумя женскими фигурами по сторонам, которые олицетворяли верность и справедливость. Золоченая резьба и красочная роспись обильно покрывали стены. Всю композицию завершал плафон — на нем аллегорически изображалась императрица Елизавета в виде богини утренней зари Авроры, отгоняющей темноту ночи.

Огромное мастерство Растрелли-декоратора проявилось и в убранстве Танцевального (Купеческого) зала. Эффект этого «интерьера заключался прежде всего в том, что архитектор украсил ложные окна и простенки одной стороны длинного зала огромными зеркалами. В них отражалось изображение действительных окон, бывших на противоположной стороне. Таким образом достигалась полная иллюзия двухсветности зала. Золотой блеск ажурной резьбы контрастировал с белизной стен, живописные медальоны над зеркалами и грандиозный плафон обогащали интерьер игрой красок. По сторонам зеркал и оконных проемов были вделаны резные золоченые бра. Пламя свечей, размещенных на стенах зала, многократно повторялось в зеркалах, и эта игра света создавала фантастически пышную картину.

С не меньшим блеском и роскошью были убраны и другие парадные помещения дворца, но судить о них точно сейчас нет возможности, так как после царствования Елизаветы Петровны многие интерьеры подверглись переделке. Без больших изменений сохранялись до 1941 года выполненные Растрелли Парадная лестница, Танцевальный зал, Статс-дамская, или Аудиенц-зал, а также надверные резные обрамления многих парадных покоев.

Большой дворец Петродворца был закончен в 1754 году. Здесь обычно устраивались официальные приемы, торжественные выходы царствующих особ, балы и маскарады. Торжественно отмечались здесь и победы русских войск в Семилетней войне с Пруссией. 27 августа 1759 года двадцать восемь прусских знамен, взятых в битве при Кунерсдорфе, доставили в Петергоф, причем «оные знамена несены были в середине команды (80 мушкетер) солдатами на правом плече, подтоком вверх. Знамена касались концами к земле и яко победительны волочены». После окончания церемонии знамена были помещены в залах Большого дворца.

В 70-е годы XVIII века, во время царствования Екатерины II, ряд парадных помещений капитально переделывается в стиле классицизма. Главным императорским архитектором становится в это время Фельтен. По его проектам заново декорированы Тронный и Чесменский залы, Столовая.

Главным элементом украшения теперь становятся лепные композиции. На фоне гладких светлых стен, имевших нежную окраску, белая лепка создавала впечатление благородной простоты, утонченности художественного вкуса. Так, украшением стен Тронного зала служили лепные изображения военных трофеев, дубовых и лавровых венков — символов победы и славы. Кроме того, большая роль в его оформлении принадлежала картинам. Над дверными проемами размещались четыре портрета венценосных предшественников Екатерины II: Петра I, императриц — Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы.

В овальных медальонах на стенах зала находились портреты ближайших родственников Петра I, что должно было указывать на преемственность Екатериной II политики первого русского императора. Четыре картины с эпизодами Чесменского сражения работы английского художника Райта прославляли русское воинство. Двенадцать хрустальных люстр придавали залу изысканность и роскошь. На специальном возвышении в конце зала находилось тронное кресло. Таким образом, все оформление интерьера преследовало ту же цель, что и ранее, — демонстрацию величия самодержавной власти.

Своеобразным музеем-памятником становится в эти годы так называемый Чесменский зал. Он посвящен блестящей победе русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря 26 июня 1770 года. Спокойная отделка его выдержана в классическом стиле.

Белая лепка стен, ясные, простые очертания фриза, строгие линии наддверных украшений — все это характерные фельтеновские черты. Тематика лепных украшений — турецкое оружие, султан, полумесяцы — связана непосредственно с содержанием больших полотен Гаккерта, включенных в общую архитектурную композицию зала.

Немецкий художник Гаккерт по заказу Екатерины II выполнил двенадцать картин с изображением различных эпизодов русско-турецкой войны, и главным образом морского сражения при Чесме. Императрица преследовала цель создать очередной памятник «своим делам» и ради этого даже не остановилась перед уничтожением одного из кораблей своего не столь уж многочисленного флота. Когда Гаккерт заявил при осмотре его эскизов, что он никогда не видел взрыва корабля и потому не мог хорошо изобразить это, было ниспрошено высочайшее разрешение Екатерины II на инсценировку настоящего взрыва. С этой целью фрегат «Святая Варвара» вывели из строя русской флотилии, стоявшей в итальянском порту Ливорно, начинили бочками с порохом и взорвали на рейде. Это необычайное событие явилось громкой сенсацией и обсуждалось во всех странах Европы.

По проекту Фельтена переделывается в 70-е годы XVIII века и Столовая. Стены ее, расчлененные на прямоугольники, были убраны лепными рельефами. На этих своеобразных натюрмортах изображались фрукты, рыба, всякая снедь, гирлянды цветов и листьев. Удивительно изящные сочетания белых лепных рельефов с нежно-зеленой окраской стен и ровным белым потолком придавали большому залу строгую торжественность.

Замечательные печи из белых изразцов по рисунку Фельтена, хрустальные люстры над столом не нарушали этого общего настроения. В люстрах во время званых обедов зажигалось до двух тысяч свеч. В зале проходили торжественные церемонии, продолжавшиеся по нескольку часов подряд. В 1778 году переделывается Приемный зал бывшего петровского дворца.

Пьетро Ротари жил в России с 1756 по 1762 год. После его смерти императрица приобрела триста шесть-десять восемь его портретов, чтобы оформить «Кабинет мод и граций» в Большом дворце. За коллекцию было уплачено семнадцать тысяч рублей золотом.

Портреты расположили по стенам зала сверху донизу, вплотную друг к другу, разделив их лишь тонкими рамками. Они составили главный элемент украшения. Сохранившаяся со времен Растрелли богатая золоченая резьба на белоснежных дверях и каминах служила контрастом по отношению к спокойной цветовой гамме картин, оживляла общую композицию.

В царствование Павла I, в 1799 году, начальнику Петергофского дворцового правления было приказано против флигелей дворца, со стороны Нижнего парка, на уровне балюстрад установить деревянные флагштоки. Известно, что император Павел I покровительствовал католическому ордену, был его почетным магистром и предоставил членам ордена убежище в России после их изгнания с острова Мальта Наполеоном в 1798 году. С вступлением на престол Александра I флагшток у «флигеля под гербом» был снесен. Против церковного флигеля деревянный флагшток позже заменили металлическим, сохранившимся до наших дней.

В 1846 году по распоряжению Николая I восточное крыло дворца, выступающее в Верхний сад, было перестроено архитектором Штакеншнейдером к свадьбе дочери Николая I Ольги с принцем Вюртембергским. В это время надстраивается третий этаж над восточным флигелем, и последний по высоте становится равным западной части. Эта надстройка внесла полную завершенность в общую гармонию всех объемов здания. Восточный флигель получил название «Ольгинская половина».

После Великой Октябрьской социалистической революции дворец был превращен в историко-бытовой музей. Вплоть до 1941 года его посетители могли видеть сохранившееся убранство некоторых петровских кабинетов, парадных покоев Елизаветы — творение В. Растрелли, торжественных залов, выполненных Фельтеном. Во время Великой Отечественной войны этот уникальный памятник мирового искусства был сожжен, а его центральную часть гитлеровцы взорвали в 1942 году.

После окончания войны по решению Совета Министров СССР началось восстановление Большого дворца. Выполнение этой нелегкой задачи равноценно подвигу тех, кто в первые дни войны под бомбами и рвущимися снарядами спасал уникальные произведения петергофских дворцов-музеев. Прежде всего пришлось проделать большую исследовательскую работу, определить характер и принципы воссоздания этого архитектурного памятника.

Сегодня дворец воссоздан во всей своей красе, привлекая туристов и организаторов свадеб.



Петергоф, Пригороды Санкт-Петербурга

Петергоф (Петродворец)

История Петергофа

Блистательный Петергоф – столица хрустальных фонтанов и изумрудных парков – обязательное место посещения всеми туристами, прибывающими в Петербург.
Облик столицы Петра был бы неполным без жизнерадостного петергофского пейзажа с его зелеными садами, изящными золотыми скульптурами, восхитительными водными феериями многочисленных фонтанов. Красоту Петергофа трудно выразить словами. Это настоящее воплощение праздника. Добро пожаловать в Петергоф!

Петергоф – это разросшаяся до пределов небольшого города, парадная резиденция Петра I. Сегодня – это широко известный и крупнейший в мире дворцово-парковый ансамбль. Он находится в 30 км от Санкт-Петербурга. В состав Петергофа входят дворцы, каскады, регулярные парки – каждый из них отдельный шедевр архитектурного и садового искусства. Дворцы – лучшие образцы зодчества петровской эпохи.

Дворцы Петергофа

А парки Петергофа – это настоящее зеленое царство, где стены – пышная растительность кустарников, под ногами изумрудный ковер из махровой травы. Посреди этого буйства цвета белеют кипельные ажурные мостики и вазоны, величественно высятся бронзовые скульптуры. Но главное богатство здесь конечно же представляют фонтаны – всего на территории их насчитывается более 150. И каждый из них оригинален и неповторим.
История Петергофа начинается в 1709 году, когда началась постройка первых дворцов Петергофа — Монплезира, Марли и Эрмитажа. А после блестящей победы над шведским флотом в 1714 году, Петр решил превратить Петергоф в роскошный символ победоносных действий российского флота. Работы по созданию ансамбля продолжались на протяжении двух столетий. И уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа, в который пока входили дворцы Монплезир и Марли и действовала часть фонтанов. Петр добился своего: по пышности и богатству оформления Петергоф превзошел свой прототип – французский Версаль и стал самым ярким дворцовым ансамблем в Европе. Великолепные парки, многочисленные фонтаны, золоченые и мраморные статуи, пышное убранство дворцов Петергофа — все должно было демонстрировать богатство и славу России. После Второй мировой войны Петергоф сильно пострадал: были разрушены и разграблены дворцы, украдены великолепные скульптуры фонтанов, уничтожены парки и сады. Но городу удалось сохранить этот чудесное творение Петра. Петергоф был восстановлен и засиял ярче прежнего.

В 2005 году Петергоф отпраздновал 300-летие. Всемирная ценность Петродворца подтверждена включением в 1990 году дворцово-паркового ансамбля в список культурного наследия ЮНЕСКО.
 

Дворцы Петергофа
Каскады Петергофа
Фонтаны Петергофа

 

Екатерининский дворец, Монплезир и Банный комплекс (Петергоф часть 2)

Большой Петергофский дворец

Архитекторы и проектировщики Большого дворца

Большой дворец во времена царских особ

Интерьеры и залы Большого дворца

Режим работы Большого дворца

Величие красоты, воплощённое в здании Большого дворца, даёт его посетителям отличную возможность познания истории через предметы быта и роскоши, собранные здесь, а также интерьерные изыски внутреннего убранства помещений дворца. Фасад здания растянут на 300 м, ограничиваясь с одной стороны Церковным корпусом, с другой – строением музея «Особая кладовая» с золотым двуглавым орлом над куполом. Дворец делит территорию Петергофского дворцово-паркового ансамбля на две части: Верхний сад и Нижний парк.

Архитекторы и проектировщики Большого дворца

Первыми архитекторами этого здания были И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, приглашённые Петром Великим, а продолжателем традиции «русского барокко» стал Ф. Б. Растрелли в период царствования Елизаветы Петровны. Начальный этап строительства длился 10 лет (1715-1725 гг.), как и второй, продолжавшийся десятилетие с 1745 г. по 1755 г. Между этими датами, в 1732 году по проекту архитектора М. Земцова к главному зданию были пристроены галереи.

С самого начала проект парков и садов планировался, как радиально расходящиеся от Большого дворца аллеи, пересекаемые в разных местах другими аллеями, что, в общем, соответствовало планировке Версальского парка под Парижем. Таким образом, дворец стал центром Петергофского ансамбля. Ведущую роль в этом обустройстве территории сыграл архитектор и мастер садово-паркового искусства Жан-Батист Леблон, который ушёл из жизни уже в 1719 году и похоронен на кладбище возле Сампсониевского Собора в Санкт-Петербурге.

Большой Петергофский дворец во времена царских особ

Во времена Петра I Большой дворец в Петергофе представлял собой двухэтажное здание по ширине Большого каскада, которое носило название «Верхние палаты» («Нагорные палаты»). С первых дней дворец стал использоваться для праздничных мероприятий, которые Пётр I устраивал для своих приближённых по образцу европейских ассамблей.

Елизавета Петровна, в свою очередь, решила достроить Большой Петергофский дворец, увеличив его площадь в несколько раз, но сохранив петровские палаты. Такую задачу смог выполнить великий итальянский зодчий Ф. Б. Растрелли, создав шедевр архитектуры в стиле «елизаветинского барокко». На балы во дворец собиралось до 3000 гостей, а прислуги здесь было ещё больше. Теперь дворец по праву назывался «Большим», а его изысканные и роскошные интерьеры до сих пор удивляют посетителей, хотя почти все они воссозданы во второй половине ХХ – начале XXI века.

В конце XVIII века интерьерное убранство дворца стало более строгим, повинуясь европейской моде того времени и набирающему силу классицизму с его простотой и изысканностью. Екатерина II решила изменить некоторые помещения дворца, сообразуясь с веяниями времени. Были переоформлены и переустроены Тронный зал, Чесменский зал, Столовая, а французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот создал прекрасные Китайские кабинеты (1766-1767 гг.).

В XIX веке также происходило обновление интерьеров, а также был надстроен третий этаж Восточного флигеля дворца (1846 г.). Выполнил проект архитектор А. И. Штакешнейдер, тем самым создав ещё восемь различных видов интерьеров. Это было приурочено к свадьбе младшей дочери императора Николая I княгини Ольги Николаевны, которая выходила замуж за принца Карла Вюртембергского. Название восточной Ольгинской половины Большого дворца осталось до сих пор.

Несмотря на различные архитектурные стили из различных эпох, Большой дворец выглядит целостным величественным сооружением, несущим отпечаток веков и событий. Здесь жили императоры с семьями, проходили праздники, балы, крестины, маскарады. История Большого дворца состоит из победных фейерверков прошлого и горящих руин середины ХХ века, послевоенного восстановления и новой жизни в сегодняшнем мире.

Интерьеры и залы Большого дворца в Петергофе

Сегодня Большой дворец имеет большое количество восстановленных интерьеров, которые показывают, как жили здесь царские особы и их приближённые. Внутри дворца расположено 30 комнат и осмотр начинается с Парадной лестницы Западного флигеля, которая сразу поражает обилием золота, барельефами, вазами и картушами, тем самым создавая приподнятое и радостное настроение у посетителей.

Западное крыло дворца – это Танцевальный зал с пышным интерьером в стиле «елизаветинского барокко». Обилие золота, зеркала-обманки между окнами и другие предметы интерьера дают представление о приёмах Елизаветы, которые здесь проводились для представителей купечества.

В Голубой комнате соответственно, всё выдержано в голубых тонах: ткани на стенах, шторы, окантовка мебели. Которая сохранилась со времён Елизаветы. Здесь же много ваз и бронзовых изделий декоративно-прикладного искусства.

Чесменский зал – ещё одно помещение с ярким интерьером, посвящённым победе русского флота в Чесменском сражении (1770 г.). Все картины на стенах и на полу показывают эпизоды великой битвы.

Тронный зал по праву носит это имя, потому что является самым большим во дворце. Его площадь – 330 м2. Торжественность интерьера, в котором превалирует белый цвет, лепнина, великолепные люстры, а также картины лучших художников, показывают величие имперского дома Романовых.

Императорские приёмы устраивали в Аудиенц-зале, который небольшой по размерам, но очень интересный по интерьерному наполнению. Здесь также использованы ложные окна-зеркала, резные капители, пилястры, прекрасный живописный плафон на своде потолка.

В Белой столовой можно познакомиться со старинным сервизом на 30 гостей из 196 предметов, а также увидеть необычный матовый интерьер с гипсовой лепниной.

В Петровской части сохранился Картинный кабинет, который разделён на два цвета и имеет коллекцию старинных картин-портретов.

Ещё одно помещение называется Куропаточной гостиной, которая отличается тем, что покрыта шёлковой тканью с изображением куропаток и растительным орнаментом. Рядом с этой комнатой расположены Туалетная комната, Диванная комната и Кабинет императрицы. Эта часть Большого дворца носит название женской половины.

Одним из самых известных кабинетов стал Дубовый кабинет Петра I, который сохранили во время переустройства дворца в середине XVIII века. Это помещение, украшенное дубовыми панелями, выполненными скульптором Николя Пино ещё при жизни императора. Панели и другое убранство кабинета удалось сохранить, так как его вывезли до оккупации во время Великой Отечественной войны. Здесь же расположен мраморный камин и зеркала, обрамлённые резными рамами. Все вещи, бережно сохранённые музейщиками, помогают посетителям представить бытовую сторону жизни Петра I. Это стулья с плетёными сиденьями, часы-будильник мастера Иоганнеса Бреннера, книги из библиотеки царя и многое другое.

Режим работы Большого дворца

Билеты в Большой дворец можно купить в кассах музейного комплекса, которые работают с 8.45 ч. до 19.00 ч. Дворец-музей не работает по понедельникам и в последний вторник месяца. Открытие дворца – в 10.30 ч., закрытие – 19.00 ч. (в субботу – 21.00 ч.). Следует помнить, что кассы прекращают работу за 1 ч.

Великолепие русского Версаля | Петергоф, внутреннее убранство

15 мин. до закрытия музея. Для осмотра музея Большого дворца летом необходимо быть в составе экскурсионной группы, иначе вам не удастся туда попасть.

Великолепный Большой Петергофский дворец, возвышающийся над грандиозным Большим каскадом фонтанов, является архитектурным символом Петровских побед России на Балтике. Дворец и сформировавшийся рядом город Петергоф были официальной государственной летней резиденцией русского двора почти два столетия, вплоть до 1917 года. Балы, маскарады, театральные представления, фейерверки, официальные мероприятия, дипломатические приемы, словом, вся светская жизнь летнего сезона проходила здесь.  

Краткая история дворца

В 1715 году архитектор Браунштейн по приказу Петра Великого начал строить двухэтажный дворец на вершине холма, называемый Нагорными палатами. Особенность здания была в том, что Петр изначально не планировал его для повседневной жизни – богато украшенный дворец предназначался для светских развлечений и приемов. По своему обыкновению, преобразователь России «мешал дело с бездельем», и в анфиладе парадных залов был запланирован рабочий кабинет Петра. Строительство продолжали зодчие Леблон и Микетти. При Анне Иоанновне архитектор Земцов пристроил две галереи по бокам дворца. Менялись правители и моды, в 1740-е годы Елизавета Петровна нашла отцовский дворец слишком тесным и скромным для любимых ею пышных церемоний. Императрица приказала придворному архитектору Франческо Бартоломео Растрелли перестроить дворец, вместе с тем повелев сохранить петровский кабинет, что и было исполнено. Строительство длилось с 1745 по 1755 гг. Позже, в годы правления Екатерины Второй, несколько залов Большого дворца были отделаны заново Фельтеном и Валленом-Деламотом Почти век спустя император Николай Первый, готовясь к приему в Петергофе жениха своей дочери Ольги, решил переделать восточный флигель дворца и надстроить над ним третий этаж, что и было поручено архитектору Андрею Штакеншнейдеру.

В 1918 году Большой Петергофский дворец был превращен в музей. В годы Великой Отечественной войны город Петергоф был оккупирован фашистами, дворец дважды горел, был взорван и разграблен. Реставраторы и музейные сотрудники воссоздали памятник буквально из пепла. Восстановление длилось несколько десятилетий, в 1964 году пять первых залов были открыты для посетителей.

Залы дворца

Прогулка по Большому Петергофскому дворцу начинается на первом этаже, где на выставочных стендах кратко представлена история здания. Далее посетители поднимаются по парадной лестнице на второй этаж, где начинается большая парадная анфилада залов. Залы дворца наглядно иллюстрируют смену мод и политических веяний при русском дворе. Первый зал, открывающийся перед изумленным взором туриста – Танцевальный. Созданный по проекту Растрелли, он воплощает идею имперской роскоши. Пространство зала украшено прихотливой позолоченной резьбой, свет, льющийся из двух рядов окон, отражается в зеркалах, красочный плафон, написанный итальянским художником Бартоломео Тарсия, прославляет мудрое царствование Елизаветы Петровны. Этот роскошный и вычурный стиль барокко спустя двадцать лет сменился строгим и спокойным классицизмом, которому отдавала предпочтение Екатерина Вторая. Классические Чесменский зал и Тронный зал, оформленные Юрием Фельтеном, также прославляют Российскую империю и возвеличивают императрицу Екатерину Вторую, но совершенно другими художественными средствами. Прежде всего это живопись: в Чесменском зале представлены двенадцать полотен Я.-Ф. Хаккерта, изображающие Чесменское сражение. Это самая блестящая победа русского флота над турецким флотом в екатерининскую эпоху. В огромном Тронном зале сразу же притягивает внимание портрет самой Екатерины, написанный Вигилиусом Эриксеном. Он довольно необычен для восемнадцатого века: императрица предстает перед зрителем в военной форме, верхом на коне, в день дворцового переворота, решившего судьбу государства.  Следующий зал, Статс-дамская или Аудиенц-зал, сохранил отделку растреллиевских времен. Белая столовая отделана довольно просто и вместе с тем изысканно – гладкие белые стены украшены лепкой, а на большом банкетном столе выставлен замечательный сервиз работы знаменитой фабрики Веджвуда. Стены центрального зал анфилады, Картинного, от пола до потолка украшает живопись итальянского художника Пьетро Ротари, коллекцию этого мастера приобрела Екатерина Вторая. За Картинным залом начинается ряд личных покоев, предназначенных для отдыха, эти комнаты более скромны по размерам, но отделаны не менее роскошно.

Китайские кабинеты Большого дворца

Западный и Восточный китайские кабинеты, как и располагающийся между ними Картинный зал, относятся к самой старой, петровской части дворца. Начал собирать восточные редкости Петр Великий. При Екатерине Второй Валлен-Деламот оформил два зала дворца в китайском вкусе. Восточная экзотика была в большой моде  при всех европейских дворах во второй половине XVIII века.

Большой Петергофский дворец

Кабинеты украшены створками лаковых ширм из Китая; росписи стен и плафона в китайском стиле выполнены в России талантливым  мастером Федором Солнцевым. Представлена также китайская мебель, фарфор и керамика.

Дубовый кабинет Петра I

История Дубового кабинета тоже начиналась в петровское время. Этот интерьер мемориальный, который Елизавета Петровна потребовала сохранить в неизменном виде в память об отце. Над оформлением Дубового кабинета работал в первой четверти 18 века французский мастер Николя Пино. Идея оформить рабочий кабинет царя, словно каюту корабля, резными дубовыми панелями, принадлежала знаменитому французскому архитектору Леблону. В кабинете хранятся вещи, принадлежавшие Петру Великому: часы, дорожная чернильница. Копии русских и шведских знамен напоминают о победе России в Северной войне.

Дворец в XIX-XX веках

К свадьбе Великой княгини Ольги Николаевны внутренние покои восточной части дворца были заново отделаны Андреем Штакеншнейдером в 1840-е гг. Николай Первый, ее отец, очень любил Петергоф и проводил здесь с семьей каждое лето. Продолжая традиции восемнадцатого века, императорская семья жила в более скромных малых дворцах, а Большой Петергофский дворец использовали для официальных торжеств и размещения высоких гостей. После революции дворец стал историко-бытовым музеем, но, что интересно, порой использовался советским руководством для официальных приемов и банкетов. 23 сентября 1941 года фашисты захватили Петергоф, дворец был сожжен и разрушен. В войну уцелела примерно половина экспонатов музея. Сегодня эта достопримечательность представляет не только историческое наследие, но и самоотверженный труд послевоенных реставраторов и музейного коллектива, возродивших Большой Петергофский дворец для будущих поколений.

Как добраться и когда лучше посетить Большой Петергофский дворец

Большой Петергофский дворец – один из немногих памятников на территории Петергофа, открытых круглый год. Поэтому, если Вам позволяет время, лучше посетить музей зимой, когда фонтаны не работают и поток посетителей уменьшается. Самый комфортный вариант посещения Большого Петергофского дворца – с заранее организованной экскурсией. Добраться до Петергофа можно несколькими способами: на маршрутном такси или муниципальном автобусе от станции метро «Автово»,  на электричке от Балтийского вокзала. Самый простой и короткий путь, если вы решили отправиться в Петергоф летом — от центральных невских набережных на корабле типа «метеор». На «метеоре» можно добраться до причала в Нижнем парке Петергофа всего за 35 минут.

Красивые фотографии фонтанов Петергофа

Красивые фонтаны Петергофанаверное всем известны в России, фонтаны Петергофа считаются самой узнаваемой достопримечательностью Санкт-Петербурга. Фонтаны Петергофа представляют собой дворцово-парковый ансамбль фонтанов, содержащий в себе множество фонтанов, скульптур, и все это украшено красивым и грамотным расположением, в дополнение к тому здесь прекрасно ухожены сады и деревья в парке. ( 11 фото)

1. Основоположником такого красивого места, а точнее фонтанов, был Петр 1. Первоначально здесь была летняя резиденция Петра 1, находятся фонтаны неподалеку от северной столицы Санкт-Петербурга.

2.Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией, Петергоф должен был по своей роскоши не уступать французскому Версалю. Петергоф можно назвать Петра творением Петр 1 не только занимался общей планировкой петергофского ансамбля, но и разрабатывал отдельные детали архитектурных сооружений и фонтанов. Петергоф строился с завидной быстротой.

3. И так уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, и уже к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы Монплезир и Марли.

4. По замыслу Петра 1, Петергоф должен был, с одной стороны, должен был сравниться по великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой стать знаменитым памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю.

5. Здесь, перед в ходам в дворец находится большой каскад, огромный грот, по сторонам которого расположены богато украшенные водопадные лестницы.

6. На территории Петергофа находятся: регулярные Верхний сад (15 га) и Нижний парк (102,5 га), был построен и функционирует построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов иводных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства: множество свинцовых, позолоченных статуй, барельефов, маскаронов, ваз.

7. Сейчас вы можете видеть позолоченные бронзовые скульптуры, в 1799—1806 свинцовые статуи были заменены позолоченными, статуи несомненно украшают весь общий вид.

8. Над созданием всех скульптур трудились такие архитекторы как И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ж.

Петродворец в Петергофе

Д. Рашетт, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин.

9. В центре всего ансамбля находится Самсон, струя фонтана бьет на высоту 21 метра, по первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, но в процессе строительства решили возвести статую Самсона (Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами) разрывающего пасть льву.

11. Безумно красивые фонтаны Петергофа.

Еще очень интересно: Праздник фонтанов в Петергофе,  Янтарная комната.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *