БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

Содержание

Внутри Благовещенского собора тесно. Это говорит об интимном характере храма. Но порталы (обрамление входа в храм) с кружевной резьбой по камню и пол храма, покрытый драгоценной агатовой яшмой, притягивают взгляд.

Здание церкви окружает галерея. К ней пристроены паперть и ризница. Переходы соединяют Благовещенский собор с хоромами великих князей. Они могли пройти из своего дворца в церковь, даже не выходя на улицу. Только Иван Грозный не имел на это права: женившись в четвертый раз (всего у него было 6 жен — непозволительная для средневековой Руси роскошь), он не мог больше по православным законам молиться в церкви. Поэтому для царя построили отдельное Грозненское крыльцо.

Сначала Благовещенский собор был трехглавым, а дополнительные купола и приделы появились уже после перестройки сгоревшего храма Иваном IV.

Что есть что в церкви

Тогда в 1560-х над углами галерей построили 4 придела в форме небольших одноглавых церквей, а над центральной частью возвели еще две главки. В результате собор стал девятиглавым.

Также для Благовещенского собора создали один из лучших на Руси иконостасов. Это был первый иконостас, закрывающий алтарь. Он пришел на смену полок с иконами. И сейчас без такого иконостаса не найдешь в России уже ни одной церкви.

Некоторые иконы праздничного ряда создал Андрей Рублев. Многие написал Феофан Грек еще в 1405 году для храма, стоявшего здесь до современной постройки. Потом их перенесли в новую церковь. Но так как религиозные произведения в средневековье не подписывали, выводы можно сделать только на основе летописей или стилистических признаков. Поэтому авторство Феофана Грека признают не все специалисты.

В росписи Благовещенского собора христианские образы соседствуют с изображениями греческих мудрецов — Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа.

Путеводитель по архитектурным стилям

Древние мыслители изображены со свитками в руках, а на свитках написаны философские изречения, близкие к христианской мысли. Например, у Сократа: . У Платона: .

Благовещенский собор стоит на высоком подклете. Сейчас там выставка «Археология Московского Кремля», а раньше был тайник с государевой казной.

Благовещенский собор Московского Кремля — древнейший памятник русской старины

Кремль: мини-путеводитель по территории

Из-за этого к названию храма добавляли «у царской казны». Но сокровищницу разграбили во времена Смуты, а то, что не успели вынести поляки, увез Наполеон. Тем не менее в конце XIX века здесь нашли селадоны — древнюю китайскую фарфоровую посуду, покрытую глазурью. В XIX веке фарфор Наполеону уже был не нужен, а в средние века он ценился как золото. Его умели делать только в Китае, и пока европейцы пытались изобрести секрет фарфоровой массы, китайцы делали сосуды с тончайшими полупрозрачными стенками, которые так и назывались — «яичная скорлупа».

В советское время службу в Благовещенском соборе Кремля запретили. Но с 1990 года его вернули православной церкви, хотя в храме работает музей.

По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. Перед этим его каждый раз освящают заново. Также в Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.

Говорят, что….

Благовещенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Благовещенского собора?

/ Просмотров: 20608 /

Внутри Благовещенского собора тесно. Это говорит об интимном характере храма. Но порталы (обрамление входа в храм) с кружевной резьбой по камню и пол храма, покрытый драгоценной агатовой яшмой, притягивают взгляд.

Здание церкви окружает галерея. К ней пристроены паперть и ризница. Переходы соединяют Благовещенский собор с хоромами великих князей. Они могли пройти из своего дворца в церковь, даже не выходя на улицу. Только Иван Грозный не имел на это права: женившись в четвертый раз (всего у него было 6 жен — непозволительная для средневековой Руси роскошь), он не мог больше по православным законам молиться в церкви. Поэтому для царя построили отдельное Грозненское крыльцо.

Сначала Благовещенский собор был трехглавым, а дополнительные купола и приделы появились уже после перестройки сгоревшего храма Иваном IV.

Благовещенский собор Московского Кремля

Что есть что в церкви

Тогда в 1560-х над углами галерей построили 4 придела в форме небольших одноглавых церквей, а над центральной частью возвели еще две главки. В результате собор стал девятиглавым.

Также для Благовещенского собора создали один из лучших на Руси иконостасов. Это был первый иконостас, закрывающий алтарь. Он пришел на смену полок с иконами. И сейчас без такого иконостаса не найдешь в России уже ни одной церкви.

Некоторые иконы праздничного ряда создал Андрей Рублев. Многие написал Феофан Грек еще в 1405 году для храма, стоявшего здесь до современной постройки. Потом их перенесли в новую церковь. Но так как религиозные произведения в средневековье не подписывали, выводы можно сделать только на основе летописей или стилистических признаков. Поэтому авторство Феофана Грека признают не все специалисты.

В росписи Благовещенского собора христианские образы соседствуют с изображениями греческих мудрецов — Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа.

Путеводитель по архитектурным стилям

Древние мыслители изображены со свитками в руках, а на свитках написаны философские изречения, близкие к христианской мысли. Например, у Сократа: . У Платона: .

Благовещенский собор стоит на высоком подклете. Сейчас там выставка «Археология Московского Кремля», а раньше был тайник с государевой казной.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Из-за этого к названию храма добавляли «у царской казны». Но сокровищницу разграбили во времена Смуты, а то, что не успели вынести поляки, увез Наполеон. Тем не менее в конце XIX века здесь нашли селадоны — древнюю китайскую фарфоровую посуду, покрытую глазурью. В XIX веке фарфор Наполеону уже был не нужен, а в средние века он ценился как золото. Его умели делать только в Китае, и пока европейцы пытались изобрести секрет фарфоровой массы, китайцы делали сосуды с тончайшими полупрозрачными стенками, которые так и назывались — «яичная скорлупа».

В советское время службу в Благовещенском соборе Кремля запретили. Но с 1990 года его вернули православной церкви, хотя в храме работает музей.

По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. Перед этим его каждый раз освящают заново. Также в Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.

Говорят, что….

Благовещенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Благовещенского собора?

/ Просмотров: 20610 /

В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор – один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля. 

Построенный при великом князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484–1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции. По свидетельству летописи, его создавали псковские мастера. В облике собора черты московской архитектуры соединились с деталями, характерными для псковского зодчества. Его украшают излюбленные в псковской архитектуре декоративные полукруглые нишки и выложенные из кирпича особой формы пояски «бегунка» и «поребрика». В то же время, мы видим ярусы килевидных закомар и кокошников, характерных московскому зодчеству. Собор наряден и невелик, что полностью соответствовало его роли домового храма великокняжеской семьи.

По окончании строительства в 1489 году, собор был освящён в честь праздника Благовещения (7 апреля), установленного в память Благой вести о рождении Иисуса Христа, принесённой архангелом Гавриилом Деве Марии.

В 1508 году по повелению великого князя Василия Ивановича был вызолочен «верх церковный», иконы иконостаса «обложены серебром и златом и бисером», а сын знаменитого художника Дионисия – Феодосий подписал церковь «златом». В 1520 году были украшены росписью паперти собора.

Благовещенский собор (Московский Кремль)

Первоначально Благовещенский собор имел три главы и с четырёх сторон был окружён крытыми галереями – папертями. В 1560-е годы по заказу царя Ивана IV Грозного на углах галерей соорудили 4 небольшие придельные церкви, а над западной частью собора возвели две глухие главки. Купола и кровлю покрыли медными позолоченными листами. Именно в это время в основном сложился живописный облик девятиглавого собора, который мы видим сегодня.

Этот этап строительства и посвящение приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями середины XVI века: венчанием Ивана Грозного на царство, завоеванием Казани, одной из побед Ливонской войны – взятием Полоцка. Очевидно, перестраивая и украшая свою домовую церковь, Иван Грозный стремился усилить её роль в кремлёвском ансамбле, сделать храм достойным самодержавного правителя огромного государства.

Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI–XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя. 

После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства.   

В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей. На южной галерее была открыта выставка икон и предметов церковного обихода, связанных с историей собора. 

С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.

Внутри Благовещенского собора тесно. Это говорит об интимном характере храма. Но порталы (обрамление входа в храм) с кружевной резьбой по камню и пол храма, покрытый драгоценной агатовой яшмой, притягивают взгляд.

Здание церкви окружает галерея. К ней пристроены паперть и ризница. Переходы соединяют Благовещенский собор с хоромами великих князей. Они могли пройти из своего дворца в церковь, даже не выходя на улицу. Только Иван Грозный не имел на это права: женившись в четвертый раз (всего у него было 6 жен — непозволительная для средневековой Руси роскошь), он не мог больше по православным законам молиться в церкви. Поэтому для царя построили отдельное Грозненское крыльцо.

Сначала Благовещенский собор был трехглавым, а дополнительные купола и приделы появились уже после перестройки сгоревшего храма Иваном IV.

Что есть что в церкви

Тогда в 1560-х над углами галерей построили 4 придела в форме небольших одноглавых церквей, а над центральной частью возвели еще две главки. В результате собор стал девятиглавым.

Также для Благовещенского собора создали один из лучших на Руси иконостасов. Это был первый иконостас, закрывающий алтарь. Он пришел на смену полок с иконами. И сейчас без такого иконостаса не найдешь в России уже ни одной церкви.

Некоторые иконы праздничного ряда создал Андрей Рублев. Многие написал Феофан Грек еще в 1405 году для храма, стоявшего здесь до современной постройки. Потом их перенесли в новую церковь. Но так как религиозные произведения в средневековье не подписывали, выводы можно сделать только на основе летописей или стилистических признаков. Поэтому авторство Феофана Грека признают не все специалисты.

В росписи Благовещенского собора христианские образы соседствуют с изображениями греческих мудрецов — Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа.

Благовещенский собор Московского Кремля: часы работы, адрес, история создания и фото

Путеводитель по архитектурным стилям

Древние мыслители изображены со свитками в руках, а на свитках написаны философские изречения, близкие к христианской мысли. Например, у Сократа: . У Платона: .

Благовещенский собор стоит на высоком подклете. Сейчас там выставка «Археология Московского Кремля», а раньше был тайник с государевой казной.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Из-за этого к названию храма добавляли «у царской казны». Но сокровищницу разграбили во времена Смуты, а то, что не успели вынести поляки, увез Наполеон. Тем не менее в конце XIX века здесь нашли селадоны — древнюю китайскую фарфоровую посуду, покрытую глазурью. В XIX веке фарфор Наполеону уже был не нужен, а в средние века он ценился как золото. Его умели делать только в Китае, и пока европейцы пытались изобрести секрет фарфоровой массы, китайцы делали сосуды с тончайшими полупрозрачными стенками, которые так и назывались — «яичная скорлупа».

В советское время службу в Благовещенском соборе Кремля запретили. Но с 1990 года его вернули православной церкви, хотя в храме работает музей.

По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. Перед этим его каждый раз освящают заново. Также в Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.

Говорят, что….

Благовещенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Благовещенского собора?

/ Просмотров: 20609 /

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

В юго-западном углу Соборной площади, напротив Архангельского собора, рядом с Большим Кремлевским дворцом расположен Благовещенский собор.

Первый каменный храм Благовещения был построен при сыне Димитрия Донского, великом князе Василии, в 1397— 1416 гг. В 1405 г. его расписали знаменитые художники того времени — Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев.

В 1482 г. за ветхостью собор разобрали до подклета, и на его месте при Иване III в 1484—1489 гг. псковские мастера построили новый трехглавый храм из кирпича. С трех сторон его окружала открытая галерея-паперть со сходами на Соборную площадь.

В пожар 1547 г. собор сгорел и был восстановлен при Иване Грозном в 1562—1564 гг., с добавлением двух глав с западной стороны. Паперть перекрыли сводами, на углах образовавшейся галереи возвели четыре небольшие одноглавые приделы— церковки в память христианских праздников. С юго-восточной стороны собора в 1572 г. пристроили крыльцо, получившее впоследствии название Грозненского. Купола и кровли покрыли медными листами и позолотили. Новый девятиглавый собор получил название Златоверхого.

Благовещенский собор выстроен в традициях раннемосков-ского зодчества, но в его облике слились воедино черты, характерные для различных строительных школ древней Руси.

Ступенчатые своды собора покоятся на четырехгранных столбах. С паперти в центральную часть ведут три входа — северный, западный и южный. Два из них, северный и западный, в XVI в. были украшены белокаменными резными порталами, расписанными красками и золотом по типу порталов Архангельского собора. Медные двери их с искусной золотой наводкой сделаны по типу дверей Успенского собора.

Белокаменный портал с южной стороны собора восстановлен в 1950 г. по сохранившимся фрагментам портала XV в. В это же время в южной галерее собора у Грозненского крыльца открыта резная белокаменная колонна. По характеру резьбы и раскраски орнамента эту колонну относят к периоду перестройки галереи в 1560-х годах.

Своды и стены галереи богато украшены росписью, которая носит отпечаток разных времен и разных школ. Самой ранней росписью является композиция «Троица», которая относится к XVI в.

На пилястрах  стен в галерее изображены условные портреты московских князей, начиная с князя Даниила Александровича и кончая Василием III, а также эллинских мудрецов и философов Аристотеля, Платона, Гомера, римского поэта Вергилия и других.

Пилястра — плоский вертикальный выступ на поверхности стены, обработанный как колонна.

Узкая каменная лестница в толще северной стены храма ведет на хоры, где обычно находилась женская половина царской семьи. Хоры соединялись специальной площадкой-переходом с великокняжескими палатами. Этот переход восстановлен заново в XIX в. при постройке Большого Кремлевского дворца и сохраняется до наших дней.

В древности Благовещенский собор непосредственно примыкал к жилым покоям великих князей и был их домовой церковью.

Нижний этаж — подклет, сохранившийся от белокаменного собора XIV в., представляет собой небольшие сводчатые помещения, сложенные из белого тесаного камня. В древности эти помещения являлись казнохранилищем.

Интересен пол собора, выполненный в XVII в. из разноцветных полированных плиток агатовидной яшмы. Красновато-коричневый тон пола хорошо гармонирует с древней росписью стен, которая представляет большую художественную ценность.

Впервые роспись была выполнена русскими художниками в 1508 г. Об этом говорят слова из летописи, написанные на южной стене собора: «В лето 7016 (1508) повеле князь великий Василий Иванович всея Руси подписывати церковь Благовещения святые Богородицы у себя на дворе; а мастер Феодосии Деонисьев сын с братиею».

На протяжении Многовековой истории фрески в соборе много раз обновлялись. В 1882 г. была сделана попытка расчистить их от поздних записей. Работу поручили художнику академику В. Д. Фартусову. Открытая им живопись отличалась высоким мастерством и яркостью колорита. Но Фартусов, мало знакомый с методами реставрации и техникой древней живописи, не распознал ее, и работа по расчистке была приостановлена. Впоследствии иконописцы-ремесленники во главе с художником Сафоновым вновь закрыли фрески грубой живописью.

Долгое время считали, что древние фрески Благовещенского собора погибли безвозвратно, но первые пробные расчистки, сделанные в 1946 г., показали, что это не так.

Полная расчистка стенописи была проведена в 1947 г. бригадой художников Центральных художественно-реставрационных мастерских и села Палеха.

Благовещенский собор Московского кремля

Последняя реставрация Живописи производилась художниками Центральной научной Реставрационной мастерской в 1961 г.

Древняя живопись по характеру композиции, трактовке образов и красочному колориту близка к фрескам Ферапонтова монастыря, которые были написаны художником Феодосием совместно с отцом Дионисием и братом Владимиром.

Таким образом, достоверность летописных данных о росписи собора 1508 г. художником Феодосием «с братиею» подтвердилась.

Фрески Благовещенского собора посвящены многочисленным темам апокалипсиса  основным богословским проблемам средневековья {борьба добра и зла и т. д.). Они рассказывают о преемственности власти московских князей от князей киевских, а через них — от византийского императора.

На стенах и столбах Благовещенского собора изображены византийские императоры (император Константин и его мать Елена, император Михаил и др.) и

русские князья (Владимир Красное Солнышко, его сыновья Борис и Глеб, княгиня Ольга, Димитрий Донской).

Большую историко-художественную ценность представляет иконостас собора. Два яруса его (второй и третий), как говорят письменные источники, написаны в 1405 г. художниками Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым.

Иконостас собора скорее характерен для последнего периода творчества Феофана Грека. Его кисти приписывают иконы «Богоматерь», «Спас на престоле», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел» и др. Многие иконы в третьем ярусе иконостаса написаны Прохором с Городца и Андреем Рублевым.

Кисти Андрея Рублева принадлежат шесть икон в третьем ряду — «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Сретение», «Рождество Христово», «Крещение» и «Благовещение». Они отличаются светлым, радостным и праздничным колоритом. Две иконы — «Уверение Фомы» и «Преполовение» написаны неизвестным художником и относятся к XVI в.

В четвертом ярусе иконостаса также сохраняются интересные памятники древнерусской живописи XVI в.

В первом ряду расположены иконы разного времени, на них в 1946 г. были сделаны пробные расчистки, открывшие великолепное искусство древнерусских художников XIV— XVII вв. Здесь иконы: «Спас на престоле» (1337 г.), «Благовещение» (XVI в.) и др. Эти драгоценные произведения долгое время находились под поздними записями и считались утраченными.

Оклад иконостаса сделан в XIX в. из чеканной позолоченной бронзы, а царские врата — из чеканного серебра. Сложный орнамент и тонкость чеканки говорят о большом мастерстве художников. Многоярусные люстры-паникадила работы мастеров XVII в. дополняют убранство интерьера.

В 1404 г. рядом с Благовещенским собором на великокняжеском дворе были установлены первые в Москве часы. Об этом чрезвычайно важном событии московский летописец с восхищением записал: «…сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и рас-читая часы нощные и дневныя, не бо человек ударяше, но че-ловековидно самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено…»

В 1963 г. купола Благовещенского собора засверкали новой позолотой.

Контрфорс — выступ, примыкающий к наружной стене здания; Устраивается для усиления стены.

Капитель — верхняя часть колонны, пилястры.

Цоколь — нижняя, обычно утолщенная и несколько выступающая часть наружной стены здания, примыкающая к фундаменту.

Апокалипсис — древний памятник раннехристианской литературы, помещен в конце Нового завета, в нем в виде фантастических видений рассказывается о судьбах мира и человечества, о пришествии на землю Христа и появлении Антихриста, о борьбе между ними, о страшном суде и конце света.

Благовещенский собор в московском Кремле

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *