АМЕТИСТЫ МЫСА КОРАБЛЬ МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Мыс Корабль, и вообще весь терский берег, безусловно, одна из достопримечательностей Кольского полуострова, которую стоит посетить. Один из ориентиров, а также символ мыса — огромный камень, расположенный в море, недалеко от берега. Конечно, сам камень не подходит под определение интересного места, но украшает и без того симпатичный пейзаж. А окрестные места действительно впечатляют. Удивительные берега, сложенные из камней, похожих на пережаренный слоеный пирог. Обрывы, покрытые аметистовыми щетками. А еще здесь все еще не очень много туристов, зато много сосен и чаек.

Терский берег в районе мыса Корабль называют также аметистовым берегом. Но охотникам за сокровищами придется разочароваться. Начиная с 16 века здесь разрабатывалось аметистовое месторождение, но здесь, конечно, давно уже не осталось аметистов, достойных епископских перстней. Зато любители красивых камешков рискуют загрузить машину так, что она просто не сможет сдвинуться с места. Здесь полно и маленьких камней, которые можно положить на полку покрасоваться, и аметистовых щеток на целую каменную стену. В солнечную погоду зрелище незабываемое. Найти можно аметисты всех цветов, от стандартного сиреневого, до глубокого черного.

Кроме аметистов на берегу огромное количество красно-коричевых камней с ярко-фиолетовыми вкраплениями и прожилками. Это не аметисты, но выглядят они тоже очень необычно.

Неподалеку от мыса расположена часовня Безымянного Инока и источник. На дороге стоят указатели, поэтому найти их довольно просто. Источник расположен в лесу. Часовня совсем крохотная, стоит практически у самого моря.

Недалеко от мыса Корабль (примерно в 30 километрах) расположено еще два места, куда стоит заехать — пустыня Кузомень и село Варзуга.

Как добраться до мыса Корабль?

Проще всего добраться до мыса Корабль на автомобиле. Ехать нужно по дороге Умба-Варзуга. Расстояние от Умбы чуть больше 100 км. После деревни Кашкаранцы проезжаем источник безымянного инока (к нему будет указатель), едем до ручья Лодочного и перед ним поворачиваем к морю.

Доехать сюда можно и на автобусе — от Мурманска или от Умбы, автобусом на Варзугу. Но автобусы ходят 1 раз в день и только 2 или 3 раза в неделю, в зависимости от сезона.

Мыс Корабль и аметистовый берег

Можно попробовать поймать попутку, но транспорта здесь тоже совсем немного. Такой способ конечно подойдет только любителям долгих переездов и пеших прогулок, а также желающим получше познакомиться с местными жителями. Расписание и наличие билетов можно узнать на автовокзале Умбы по телефону +7 (81559) 5-23-85.

—   1   —

Кольский полуостров
Терский берег.

Не будь в мире путников — не было бы и дорог.

В Карелию, на Кольский ездим ежегодно в течении 15 лет. Поэтому и этот год не стал исключением. И все же в этот раз мы запланировали поездку в несколько другом формате – не просто рыбалка как обычно, а еще наметили попутешествовать по горам и другим неизведанным нами местам, необыкновенно красивого и столь любимого нами края.
В путь отправились 3 июля четыре экипажа.

Мы – Вадим и Татьяна на Джим Джимыче , наша дочура Настя на своем Джимке, Дима, Оля, Степан Дмитриевич на Дефе и еще один Деф с Олегом и его сыном на борту.


Кандалакшский залив

Ночевка на берегу Колвицкого озера. Ночью эти часы в это время года в здешних местах можно назвать условно, так как не темнеет ни на секунду. Светило так и не ушло за горизонт. Просто сменило свой цвет – с оранжевого (закатного) на нежно розовый (восходящего).

Такой красивый закат!

А это уже розовый рассвет


Экипажи на Дефах планировали перебраться на пароме через реку Варзуга и проехать по берегу Белого моря до куда получится. А в наших планах было попутешествовать по Терскому берегу Белого моря по эту сторону Варзуги.

Устье реки Варзуга

С противоположного берега Варзуги из деревни Устье-Варзуга подгоняемый моторной лодкой прибыл паром.

Рассчитывали, что на пароме разместятся две машины. Ан не вышло. Может быть два Джима и поместились бы, а вот Дефы, к сожалению, нет. Пришлось покорять Варзугу по очереди.

Местный пес всех встречает и провожает. По рассказам хозяина живет пес вместе с ним на том берегу реки и услугами парома никогда не пользуется, а переправляется через реку исключительно вплавь.

Проводив ребят на другой берег Варзуги, отправляемся в свое путешествие по Терскому берегу. Планировалось, что их и наши исследования займут три дня, затем мы встречаемся и дальше путешествуем вместе.

На Терском берегу в устье Варзуги есть удивительное место – Кузоменские пески. Это песчаная пустыня примерно 5 на 10 километров с одного берега и такого же размера на другом берегу. Данная аномалия, возможно, является экологической катастрофой, вызванной активной рубкой леса близ села Кузомень более 100 лет назад на нужды солеварен. А сейчас образовалась пустыня с деревней Кузомень посреди нее. И это весьма печально, ведь Кузомень образовано от карельского словосочетания «кууси ниеми» и переводится как «еловый мыс».

Кузомень — когда-то это было большое село в устье Варзуги, где она впадает в Белое море.
100 лет назад в порту, что, лежит за деревней, кипела жизнь: разгружались корабли с рыбой, грузилась соль и пушнина, корабли уходили в Архангельск и на Соловки, а с появлением каналов шли в Петербург. Сейчас это 30-40 домов, пыхтящий дизель-генератор, заброшенный аэропорт и несколько рыбацких лодок на берегу у старого сгнившего причала.

Полчища комаров не позволяли даже присесть для перекуса. Приходилось, в буквальном смысле убегать от них с тарелкой в руках.


На Кольском уже Ночь, а спать не хочется – светло как днем.

Во время отлива интересно побродить по морскому дну

Море уходит метров на 500, открывая нашим взорам тайны своего подводного мира.

Отлив и прилив моря происходит два раза в сутки.

Брошенные дома рыбаков стоят у самой кромки воды. Море плещется можно сказать под самыми окнами. Видимо нет у Белого моря неожиданных сюрпризов в виде больших волн и цунами. Приходит и уходит море два раза в сутки нисколько не подмывая берег.

Дальнейший наш путь лежит на мыс Корабль. Мыс Корабль – один из государственных геологических памятников природы. На мысу находится месторождение аметиста , оно было известно и использовалось поморами уже с XVI—XVII веков.

Камни и прибрежные скалы по-поморски называются – «луды», пришли в обиход из карельского и финского языков. На огромной скале (луде) Парус гнездятся поморские чайки.

И так отправляемся на поиски сокровищ.

Первыми добытчиками аметиста на Терском берегу Кольского полуострова были монахи Соловецкого монастыря. На реке Муне они вели промысел жемчуга, а на мысе Корабль занимались поиском и добычей любимых камней церкви — аметистов.

К поверхности земли выходит жила аметиста видимой площадью 20 на 5 метров и мощностью 15-20 сантиметров. Кроме аметиста в породах мыса встречаются полевой шпат, мусковит, кварц, флюорит, кальцит и барит.

В западной части расположен флюоритовый шток, где в песчаник вкраплены прожилки флюорита мощностью до 15 сантиметров, чередующегося полосами густо-фиолетового и белого цвета.

Это месторождение известно аметистовыми щётками с ровной и иногда достаточно тёмной фиолетовой окраской, размером до 500 кв.см. с кристаллами величиной от нескольких миллиметров до 2 сантиметров.

Русло пересохшей речки, что весьма необычно для этих мест.

Часовня Безымянного Инока Терского

Сказание: История о Безымянном Иноке Терском началась в конце XVII века. В этих краях жили на тонях (рыбацкие деревни) соловецкие монахи, а иной люд приходил сюда на промысел лишь на сезон. Как-то одному рыбаку, промышлявшему на тоне "Точильной", "явился во сне некий чудный монах и повелел похоронить его, указав место на берегу, где покоится его тело". Рыбак пошёл и на указанном месте обрёл вынесенное морем тело усопшего в монашеском одеянии — "без признаков тления, ничем не поврежденное".

Мыс Корабль или Аметистовый Берег

Местные монахи не опознали своего собрата. Расспросы монастырских людей иных монастырей также не открыли имени неведомого угодника Божия. И тело его было с благоговением погребено. На могильном кресте написали: "Неизвестный инок", полагая, что со временем имя монаха откроется. Время шло, но ни один из монастырей так и не признал своего пропавшего собрата. И неизвестного инока отпели как безымянного. Крест над могилой на берегу служил хорошим ориентиром, и вскоре рыбаки стали замечать, что напротив креста всегда случался чудесный улов рыбы. Особенно хорошо рыбу добывал тот благочестивый рыбак, который позаботился о достойном захоронении чудного инока. Этот рыбак часто приходил на могилку помолиться святым угодникам Божиим о помощи на море. Николу Чудотворца поминал, Варлаамия с Керети, да вот теперь и Инока Безымянного Терского. Стали и иные добытчики, прежде чем уйти в море, захаживать на могилу к Иноку — попросить его помощи и заступления пред Господом. В одну из ночей сей угодник Божий явился тому рыбаку и открыл ему, что слышит молитвы просящих, и повелел над своей могилой поставить часовню. Благочестивые христиане с радостью взялись исполнить это послушание, справедливо видя в этом потаённом Божием угоднике нового ходатая за них пред Господом в столь трудном и опасном морском промысле.
А вскоре напротив часовни открылся источник. Местные жители называют его и поныне источником Безымянного Инока.

Поморский крест на берегу Белого моря.. Поморскими крестами в случае необходимости всегда можно воспользоваться для ориентирования так же, как ими пользовались поморы. Читающий надпись на кресте обращался лицом к востоку, концы перекладин указывали направление север-юг.

Очередная очень светлая ночь на Кольском.

Что такое Глендонит? Сейчас узнаем. Едем в старинное поморское село Оленица к устью одноименной реки.

Специально подождали отлива. Ведь только во время отлива можно обнаружить эти самые глендониты.

Час тому назад здесь плескалось море.

Нам повезло мы довольно быстро нашли Беломорское чудо – Беломорскую рогульку – тот самый глендонит. А ведь говорят найти рогульку – большая удача.

Глендониты – это уникальные минеральные образования, обнаруженные впервые близ Глендона (Ю-В Австралия), а позднее найденные на берегу Белого моря ("беломорские рогульки")

На границе пресных и морских вод образовались кристаллы глауберита. С изменением природных факторов он заместился кальцитом. Так образовался загадочный минерал глендонит. Со временем под воздействием отливов-приливов, кристаллы окатываются морской глиной и представляют собой сферические образования очень похожие на картошку. Если такой шар разрезать, то получаются две половинки с неповторимым, уникальным рисунком, образованным кристаллом.

Никакого практического применения глендониты не получили и используются только в сувенирной продукции. Поделки из половинок глендонита. В музее-магазине в Умбе.

Начавшийся прилив, остановил наши поиски рогулек. К этому моменту, вопреки нашим опасениям, что ничего не найдем, мы нашли их довольно приличное количество. Взяв парочку на сувениры отправляемся в тоню Тетрина.

Остов корабля, у которого мы всякий раз фотографируемся, когда бываем здесь. Фиксируя тем самым не только как взрослеет наша дочь эти 15 лет, но и как мужественно противостоит стихии это судно, выброшенное когда то морем на берег.

В тоню Тетрина едем по отливу.

Тоня Тетрина – морской хутор. Нынешний владелец тони — Александр Борисович Комаров, вместе со своим сыном максимально достоверно восстановил тоню на прежнем месте. И в добавок ко всему создал на ее основе историко-этнографический комплекс.

Побывав у него в гостях, мы попарились в бане. Приняли ванну с подогретой морской водой и ламинариями. Александр Борисович провел интереснейшую экскурсию по своему музею. А его тоня – это настоящий музей под открытым небом с уникальными экспонатами.

После баньки купались в Белом море. На удивление море оказалось очень теплое. Борисович объяснил это тем, что дно здесь каменистое, после отлива камни нагреваются на солнце и в последствии становятся своеобразным нагревателем для приходящей воды. Там, где песчаное дно и берег, такого эффекта нет и море, как и положено Белому морю будет ледяное. В этом мы убедились сами.

Заселение Кольского полуострова происходило волнами начиная с 8 – 7 тыс. лет до н.э. Первые жители Кольского полуострова занимались охотой, рыболовством, звериным промыслом. Смешение переселенцев привело к образованию саамской народности, которую норвежцы называли «терфиннами», а русские первопроходцы стали называть «лопарями». Так появилось и название территории – Лапландия. Самые ранние стоянки первобытных людей на Кольском полуострове найдены на полуострове Рыбачьем. Предположительно, люди пришли сюда из Западной Европы через территорию Скандинавии, однако большая часть Кольского была необитаема и заселена позже. Переселенцы следующей волны пришли через Карелию и поселились в устьях крупных рек Кольского полуострова: Умбы, Варзуги, Поноя, а также около крупных озер.

Первые письменные сообщения о Лапландии дошли до нас от норвежца Отера, совершившего плавание во второй половине 9 века в Белое море. Он сообщил, что эта страна малонаселена, в немногих местах живут терфинны и занимаются охотой и рыболовством. Словом «Терь», «Тре» в то время обозначали Кольский полуостров, саамов же норвежцы называли «финнами», отсюда и название – «терфинны», т.е. саамы, живущие на земле «Тре» или «Терь». Само же название берега Терский предположительно означает в переводе с угро-финского «возвышенный». Все это и многое другое нам рассказал Александр Борисович во время экскурсии.


Во время отлива на дне морском можно увидеть необыкновенно красивые камни.


Здесь, в тоне, мы планировали дождаться ребят и продолжить наше путешествие вместе. Но чудом связавшись с нами, они сообщили, что пробудут за Варзугой еще как минимум три дня. Значит дальнейшее наше путешествие продолжится без них. Едем дальше. По плану у нас Хибины.

В Умбе заезжаем в музей наскального искусства «Петроглифы Канозера».Музей создан в 2008 году. А с 2012 года действует выставочный зал, экспозиции, которого рассказывают об открытии наскальных изображений и их изучении. Очень, очень интересно.

Ученые считают, что вероятнее всего, на озере и на островах периодически совершались важные для древних людей обряды. Весьма вероятно, что частью ритуальных действий было подновление и подкрашивание существующих изображений, а также создание новых. Рисунки создавались на протяжении нескольких веков и слились в единую картину.

Водопад Черный Падун. Порог Чёрный расположен на окраине села Колвица, в 500 метрах ниже порогов река Колвица уже впадает в море. Перепад высот составляет 10 метров.

Едем в Хибины, в сторону Кировска. В 200 метрах от автодороги Апатиты-Кировск находится"Старый" Кировский аэропорт.

Заброшен аэропорт с 1990-х годов после открытия нового аэропорта «Хибины» в 13 км от г. Апатиты. Полоса протяженностью 1460 и шириною 40 метров, бетон. Естественно, отказать себе в удовольствии покататься по взлетке мы не смогли. Отличное ровное покрытие.

Здание самого аэропорта — выглядит уныло, внутри гуляет ветер. Остальные здания комплекса полностью разрушены.

Заброшенный пассажирский железнодорожный вокзал в Кировске.
После открытия месторождения апатита у подножия Хибинских гор возник рабочий поселок по добыче апатит-нефелиновых руд. С 1929 года происходит стремительное развитие района – строятся одновременно и комбинат, и дороги, и город. Ударными темпами протягивается и железнодорожная ветка. С 1931 года Кировск (на тот момент Хибиногорск) получил статус города. А в 1934 году началось строительство самого примечательного здания Кировска – пассажирского железнодорожного вокзала. Огромное здание в стиле помпезной «сталинской» архитектуры, просторные залы, высокие потолки… Снаружи – гранитная облицовка, изнутри – мраморные колонны и стены, бронзовые люстры, центральный зал украшала репродукция картины Айвазовского «9-й вал». В 1939 году состоялось открытие вокзала, сразу ставшего украшением и достопримечательностью Кировска.

Известно несколько версий появления такого вокзала в небольшом городке. По одной из них вокзал был построен к всемирному конгрессу горняков, который предполагалось провести в Хибинах, по другой планировалось связать Кировск железнодорожным сообщением непосредственно с Мурманском, минуя Апатиты, преодолев Хибинские горы через тоннель. Но самая распространенная версия об ошибке чиновников. Якобы проектировался этот вокзал для другого Советского города с созвучным однокоренным названием – возможно, для Кировска Ленинградской области или для Кирова. Как бы то ни было, несколько десятилетий стояло величественное, похожее на дворец здание на тупиковой ветке, на фоне возвышающихся гор.

До конца девяностых годов вокзал функционировал, из Апатит ходили электрички. Работали все вокзальные службы: кассы, камеры хранения, гостиница, киоски, ресторан, который пользовался популярностью не только у приезжих, но и у кировчан.

. В 1996 году прекратилось движение поездов, все более-менее ценное было демонтировано и вывезено, а что-то утрачено. Сейчас вокзал производит удручающее впечатление

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *