АКТЕРЫ ТУЛЬСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ФОТО

Характеристика распоряжения генерала Кречетникова на имя Тульского провинциального магистрата. Особенности открытия Тульского театра. Процесс постановки спектаклей, их главные отличия. Усиления феодально-монархической реакции, последствия для театров.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российская международная академия туризма

(тульский филиал)

Реферат

Тема: Тульский драматический театр

Выполнил(а): Проверил:

Семенова Н.А. Смирнов Г.А.

До наших дней сохранился любопытный документ — распоряжение генерала Кречетникова, направленное 14 ноября 1777г. на имя Тульского провинциального магистрата и положившее начало местному театру.

В нем говорилось: «При именитом торжествовании открытия внемилостивейше вверенной мне Тульской губернии во удовольствие и утешение имеющим при оном присутствовать, в том числе и гражданским обывателям, предпринял я доставить представление народного зрелища, вследствие чего отправил ныне стана моего, генерала-адъютанта Гроховского и с оным коллежского машиниста с тем, чтобы по праве избранный мною соляной в им городе пустой амбар при уготовлении в нем для означенного зрелища с подлежащим убранством театр».

Открытие Тульского театра не было случайностью, а явилось отражением политике царизма.

Открытие театра в Туле внесло существенные перемены в интеллектуальную жизнь города и края, оказало заметное влияние на формирование взглядов и эстетических вкусов не только местного дворянства, но и разночинных слоев населения.

Для управления делами театра по существовавшему обычаю из среды тульского дворянства был выбран общественный распорядитель — советник казенной палаты Семен Никифорович Веницеев.

Театральные постановки той поры мало походили на современные. Большинство спектаклей осуществлялось в духе так называемого театрально-музыкального жанра, что обуславливалось не разделением трупп на драматические, оперные и балетные.

Репертуар Тульского театра конца XVIII столетия был довольно обширным и интересным. В театральной библиотеке насчитывалось до 120 различных печатных и рукописных трагедий, комедий и опер.

С первых своих шагов театр в Туле являлся профессиональным. Основу его труппы составили актеры Калужского театра, открытого несколько раньше Тульского, в январе 1776 года. Со временем в труппу театра влились одаренные представители разночинной молодежи Тулы и Тульской губернии. А в 1787 году, ознакомившись с игрой тульских актеров, Екатерина II распорядилась двух лучших из них для совершенствования профессиональной подготовки отправить в Петербург. Одним из них был трагик Трофим Константинов. Впоследствии в 1793 году он был зачислен в состав петербургской труппы.

Под влиянием театра уже в конце 1770-х — начале 1780-х годов в домах местного дворянства начинают ставиться любительские спектакли, организуются литературные салоны.

Начало XIX столетия Тула встретила без театра. В условиях дальнейшего усиления феодально-монархической реакции, наступившей после восхождения на престол императора Павла I театр был закрыт.

Для закрытия театра нашлось два формальных предлога. Первый связан с тем, что в 1796 году по случаю смерти Екатерины II в стране был объявлен всеобщий траур. Вторым поводом явился девятилетней давности долг в 1400 рублей, который театр не смог выплатить городской казне со времени подготовки к торжественной встрече в его стенах покойной императрицы.

Только в 1820-х годах город вновь обретает былую театральную славу. В конце 1821 года или в самом начале 1822 года в Тулу приезжает для работы театральный деятель Иван Федорович Штейн.

В конце 1810-х годов труппа Штейна являлась самым значительным театральным коллективом русской провинции, как по количеству актеров, так и по уровню исполнительского мастерства и масштабам театральной деятельности.

С театром Штейна связана работа на тульской сцене великого Щепкина. В конце августа — начале сентября 1822 года сюда приезжает известный писатель и театральный деятель М. Н. Загоскин.

Десятилетие спустя, в 1832 году, в Туле состоялся дебют другого замечательного актера своего времени — Прова Михайловича Садовского. В течение театрального сезона 1832 — 1833 годов актер с успехом сыграл более двух десятков ролей.

В эти годы Тульский театр размещался в доме богатого купца и заводчика Ливенцева на Лопатинской (ныне Менделеевской) улице. Его антрепренером являлся способный театральный деятель И. А. Турчаников. Надо полагать, что именно он первым оценил творческое дарование юного Садовского, поручая ему самые ответственные роли в спектаклях.

Среди прочих авторов на афишах Тульского театра чаще всего встречалось имя А.А. Шаховского. Труппой Турчаникова были осуществлены постановки таких его комедий, как «Полубарские затеи или Домашний театр», «Пустодомы» и др.

Наряду с драматическими спектаклями и водевилями, на сцене театра ставятся и оперные. Любопытно свидетельство о постановке в Туле феерической оперы Ф. Кауэра и С.И. Давыдова «Леста, днепровская русалка».

1834-й год был последним годом театра на Лопатинской улице: пожар, охвативший город, не пощадил и театрального здания. Все актеры уехали на гастроли в уездный город Белев.

Осенью 1836 года Тульский театр вновь возобновил свою деятельность. Один из местных меценатов князь Касаткин-Ростовский предоставил для этих целей свой дом на Киевской улице. Антрепренером театра стал актер Вышеславцев. За период с осени 1836 года по зиму 1838 года театр поставил 168 пьес, в числе которых было 86 опер-водевилей, 15 трагедий, 9 мелодрам.

В 1841 году произошло значительное событие в жизни города. В Тулу на гастроли в феврале 1841 года приехала группа актеров Московского Малого театра во главе с драматургом Д. Т. Ленским.

Несмотря на определенные творческие успехи, вцелом положение Тульского театра оставалось плачевным. Актерский состав не был постоянным. Часто менялись антрепренеры, актеры влачили нищенское существование.

Многое изменилось в театре с приездом в Тулу в 1851 году известного провинциального актера и антрепренера Николая Карловича Милославского. Театр обновился как снаружи, так и внутри. На сцене появилась изящная мебель, зеркала, ковры, цветы, хорошие декорации и костюмы. Но вскоре он, поставленный в крайне тяжелые материальные условия, вынужден был уйти. А к весне 1853 года труппа театра окончательно распалась.

Театральная жизнь Тулы оживилась лишь спустя три года, с приездом сюда антрепренера Александрова. Он сумел подобрать в труппу способных актеров. В театре появились новые декорации, костюмы, реквизит.

Отсутствие в городе специального театрального здания и постоянной театральной труппы и невнимание к проблемам театра местных властей значительно усложняли его функционирование.

В 1890-е годы на тульской сцене выступают многие лучшие художественные коллективы Москвы и других городов страны. В 1891 и 1893 годах, здесь гастролировала драматическая труппа московского Общества искусства и литературы во главе с Константином Сергеевичем Станиславским, явившаяся предшественницей Московского Художественного театра.

В 1912 году Тула, наконец, обзавелась более или менее приличным театральным зданием с хорошей сценой, вместительным зрительным залом. Здание театра было выстроено на углу Киевской и Гоголевской улиц, в самом центре города.

Отличная постановка — Тульский академический театр драмы им. М. Горького

Наряду с новым театром, в предреволюционной Туле продолжали действовать с некоторыми перерывами театры при Народном доме и при Клубе купеческого собрания.

Во второй половине 1912 года, почти одновременно при всех трех, действовавших в Туле театрах, создаются отделы Русского театрального общества ( РТО ). Основными их целями являлись защита интересов актеров, улучшения их материального положения, снабжало театры новыми пьесами, комплектами ролей.

Трудный и сложный период переживал русский театр в годы Первой мировой войны. Деятельность других театров города была временно прекращена, кроме Нового тульского.

В начале 1918 года все театральное дело в Тульской губернии находилось в ведении художественно-театральной комиссии при губернском отделе народного образования. Несмотря на тяжелейшее положение, тульская театральная жизнь в это время была на редкость интенсивной. На осень-зиму 1918 г. приходилось очень много гастролей. Но надо сказать, что в это время театр переживает очень много трудностей. И одна из них — это скудный устаревший репертуар, с которым руководители театра стали бороться.

В ноябре 1932 г. Тульскому драматическому театру присваивается имя великого русского писателя А. М. Горького. Серьезный творческий экзамен выпал на долю тульских артистов, когда летом 1936 года они были приглашены на гастроли в Москву.

Во время Великой Отечественной войны театр продолжал работать, лишь временно прекращая свою деятельность. Тогда сценической площадкой становились и пригорок на окраине города, и казарма, и выпускающий мины цех, и палата госпиталя. И все — таки театр выжил и успешно работал в послевоенные десятилетия.

В 1970 г. театр получает новое здание. И с этой поры началась новая эпоха в жизни театра. Конечно, все это определилось не красотой здания, а более серьезной и детальной подготовкой спектаклей, тщательным продумыванием костюмов и декораций.

Сегодня художественным руководителем театра является заслуженный деятель искусств РФ А. И. Попов.

В 1995 году театр получил звание Академического, что подтверждает высокий уровень сценического мастерства, ставит на новую творческую ступень.

тульский театр спектакль

Заключение

Два века отдал театр служению искусству. Сегодня он находится в центре общественной жизни города Тулы. За свою большую историю он подарил зрителям огромное количество, запомнившихся спектаклей. Туляки с большой благодарностью вспоминают режиссеров В. Лебедева, В. Рахлина, В. Кондратьева.

Во все времена подлинным владыкой сцены бал актер. Навсегда вошли в жизнь туляков любимица публики изящная С. Сотничевская, Р. Асфандиерова с даром трагического видения жизни, светлые героини А. Соловьевой, сочные, заразительные характеры мастерства комедии Е. Пчелкиной, красивый, элегантный Н. Казаков.

Но история театра на этом не заканчивается. Она продолжается с каждой новой постановкой, с каждым воплощенным на сцене образом.

« У мастерства нет зримых вершин. Путь к нему труден, поиск не всегда удачен. Но этот путь озарен высокими целями служения прекрасному, идеалами добра, человечности, душевной мудрости и гуманизма. В этом непреходящая ценность настоящего искусства».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Театры Санкт-Петербурга

    Театры и театральные коллективы. Александрийский театр, Большой драматический театр. Мариинский театр — первый и самый главный театр в современной России. Открытие Большого Каменного театра на Карусельной площади. Театр оперы и балета в Санкт-Петербурге.

    презентация , добавлен 04.03.2014

  • Театр как объект управления

    Виды театров и их характеристика. Цель и виды деятельности театра. Законодательство о театре и театральной деятельности и финансирование. Кадровый менеджмент театра. Управление гастрольной деятельностью. Развитие и выживание негосударственных театров.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2012

  • История русского театра от его истоков до XVIII века

    Формирование национального профессионального театра. Репертуар театров: от интермедий до драм. Пьесы репертуара городских театров. Разнообразие форм и жанров. Сложный путь профессионализации театра и внедрения этого вида искусства в сознание людей.

    реферат , добавлен 28.05.2012

  • Рыбинский театр — трамплин к славе

    Рыбинский драматический театр как самобытная страница в истории старейшего, но вечно молодого российского театра. Биографии, творческие пути и судьбы Аркадия Райкина, Полины Стрепетовой и Натальи Николаевой, которые работали в Рыбинском театре.

    реферат , добавлен 05.02.2013

  • Тульские самовары

    Исследование традиционных промыслов Тульского края: гармонного производства, белевских кружев и пастилы. Изучение истории появления и распространения чая в России. Описания изобретения первых самоваров, открытия фабрик, проведения выставок самоваров.

    презентация , добавлен 18.02.2012

  • Театр в пореформенное время

    Создание артистического кружка из числа театральной молодежи в 60-70-х годах. Сценическая деятельность "Общества искусства и литературы". Характеристика главных причин развития провинциального театра. Главная традиция любительского театра 80-х гг.

    презентация , добавлен 23.04.2015

  • Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького

    Уникальная история и удивительное настоящее Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького. История театра, разнообразие репертуара, смена названия. Создание в годы войны в оккупированном городе подпольно-патриотической группы.

    реферат , добавлен 24.11.2010

  • История бродвейских театров

    Исследование, обобщение истории и эволюции бродвейских театров. Характеристика истоков и этапов развития. Отличительные черты мюзикла, как основного жанра театрального искусства бродвейских театров. Современное состояние и перспективы бродвейского театра.

    реферат , добавлен 17.12.2010

  • Кукольный театр

    Немного об истории театра кукол. Батлейка — народный кукольный театр в Белоруссии. Кукольный театр и школа. Классификации кукольных театров по принципам социального функционирования, по видам кукол и способам их управления. Магия кукольного театра.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2010

  • Лучшие театры Украины

    История, репертуар, известные спектакли лучших театров Украины. Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко. Кукольный театр в Киеве. Харьковский оперный театр. Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки.

    презентация , добавлен 28.10.2012

Первый спектакль в Туле был дан 19 декабря 1777 года. Как повествуют архивы: «Играли в сей день известную комедию «Так и должно», актеры исправили свое дело довольно исправно и удачно. Все они привезены были в Тулу из Калуги, где таковой же театр был сделан…». Этот день и считается днем рождения Тульского театра.

Из тульского театра вышли замечательные актеры русской сцены. В 1822 году в Туле работал гениальный русский актер Михаил Щепкин, откуда и был переведен в Московский Малый Императорский театр, где прослужил сорок лет, первый артист, ставший «нетеатральным на театре». В 1832 году на тульских подмостках состоялся дебют родоначальника артистической династии Малого театра Прова Садовского.

Театральная жизнь в городе, так удобно стоящем на Киевском тракте, всегда была насыщенной. Гастролировали Павел Мочалов, Мария Ермолова, братья Адельгейм, приезжал со спектаклями «Общества искусства и литературы» К.С. Станиславский.

Тульский театр драмы им. Горького

Зрителями на спектаклях Тульского театра были Императрица Екатерина II , ученый-энциклопедист А.Т. Болотов, поэт В.А. Жуковский, писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский. Город Тула, и конечно же, Тульский театр овеяны дыханием жившего и творившего в Ясной Поляне великого земляка Л.Н. Толстого.

В 1932 году театру было присвоено имя Максима Горького.

Тульский театр всегда был счастлив в режиссуре, в тех людях, которые определяли лицо театра, его наполненность и стиль. М.Н. Гершт, Б.Г. Гловацкий, В.В. Королевич, А.В. Тункель, В.Н. Лебедев, Н.Н. Паркалаб, Д.М. Манский, Р.П. Рахлин, В.П. Кондратьев, А.А. Малышев вписали яркие страницы в историю театра.

С гастролями театр объездил практически все пространство бывшего СССР: от Прибалтики до Украины, от Белоруссии до Крайнего Севера, Урала и Поволжья.

В 1970 году театр получил новое, уникальное здание, создатели которого были удостоены Государственной премии РСФСР, среди них был главный художник и директор театра Л.Я. Брустин, заслуженный художник России.

В 1995 году театру было присвоено почетное звание «Академический».

В 2003 году коллективу театра была объявлена Благодарность Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии театрального искусства».

С 1989 по 2011 год коллектив театра возглавлял народный артист России Александр Иосифович Попов. Ученик Г.А. Товстоногова, в своем творчестве он сохранял лучшие традиции русского психологического театра, соединяя яркую театральность, с пристальным вниманием к личности.

Сейчас театр возглавляет директор заслуженный работник культуры России Сергей Михайлович Борисов, опытный руководитель, тридцать лет бессменно занимающий этот пост.

С 1995 по 2007 год на базе театра существовал филиал Ярославского театрального института, двенадцать выпускников которого сейчас активно заняты в репертуаре.

В 1993 году спектаклем «Лес» А.Н. Островского Тульский театр открывает первый Московский фестиваль «Островский в Доме Островского». С этого периода начинается российское фестивальное движение, в котором Тульский театр принимает самое активное участие. В 2002 году театру выпала честь открыть I Всероссийский театральный фестиваль «Старейшие театры России в Калуге». И с тех пор Тульский театр непременный участник этого престижного фестиваля. Тульский театр участник фестивалей: «Российская комедия» (Ростов-на-Дону), «России первая любовь» (Москва), «Голоса истории» (Владимир, Вологда), «У золотых ворот» (Владимир), «Славянские театральные встречи» (Брянск), «Смоленский ковчег» (Смоленск), «Международный Волковский фестиваль» (Ярославль), Международный театральный фестиваль имени Федора Абрамова «Родниковое слово» (Архангельск). В 2000 году Тульский академический театр драмы стал лауреатом конкурса «Окно в Россию».

О гастрольной деятельности театра стоит говорить особо. Тульский театр объездил практически все пространство бывшего Советского Союза: Прибалтика (где театр пользовался особой, восторженной любовью), Украина, Белоруссия, Крайний Север, Урал, был дважды с творческими отчетами в Москве (1936,1977 г.г.), Санкт-Петербурге (1995), в Чехословакии (1980), в Польше. В последние годы театр гастролировал в Калуге, Орле, Смоленске, Курске, Рязани, Владимире, Нижнем Новгороде, Ярославле, Минске. Настоящая дружба связывает коллективы Тульской академии и Волгоградского музыкального театра. Волгоградский музыкальный частый и желанный гость на тульских подмостках. Его приезда с нетерпением ждут многочисленные поклонники. А вот Тульский театр в Волгоград приедет впервые.

Для знакомства волгоградской публики с нашим театром мы выбрали пять спектаклей:

классическую комедию «Медовый месяц Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева (режиссер А.И. Попов, художник Б.Г. Ентин), музыкальную комедию по пьесе У. Шекспира «Два веронца» (режиссер А.А. Бейрак, художник Н.С. Яшина), современную российскую комедию положений «Палата бизнес-класса» по пьесе А. Коровкина (режиссер Б.В. Ярыш, художник А.А. Дубровин), комедию с музыкой, куплетами и припевами по пьесе В. Шкваркина «Чужой ребенок» и милую и трогательную сказку «Анчутка» по пьесе Б. Метальникова (режиссер Л.Е. Козлова, художник Е.В. Погожева).

Волгоградцы получат возможность познакомиться с творчеством ведущих мастеров сцены и совсем еще молодых актеров, любимых туляками и зрителями тех городов, где театр побывал на гастролях. В Волгоградский гастролях примут участие: корифей нашей сцены, народный артист России Борис Заволокин, слава и гордость нашего театра, заслуженные артисты России Ирина Федотова, Любовь Спирихина, Ольга Красикова, Андрей Сидоренко, Виктор Ананьин, Наталья Дружинина, артисты Ирина Васина, Людмила Гамуряк, Анатолий Кирьяков. И молодое поколение тульских артистов – Алексей Соловьев, Инна Медведева, Ольга Баурина, Дмитрий Чепушканов, Сергей Сергеев, Юрий Богородицкий, Сергей Пыжов…

Девять дней продлятся гастроли Тульского академического театра драмы в Волгограде. Мы будем рады видеть вас в театре, дорогие Волгоградцы. Пусть скорее поднимется занавес!

Открытие нового 238-го театрального сезона в Тульском академическом театре драмы намечено на 11 сентября.

Сезон откроется премьерой спектакля «Как боги» по пьесе Ю. Полякова (режиссер Дмитрий Краснов, художник Ирина Блохина); в ролях заслуженный артист России Виктор Ананьин, Геннадий Вершинин, Наталья Савченко, Любовь Спирихина, артисты Марина Анисимова, Елена Берестнева, Тимур Курбангалеев, Сергей Сергеев, Алексей Соловьев.

До официального открытия сезона туляков и гостей города ждет приятный сюрприз: гастроли Государственного театра Наций (г. Москва) в рамках проекта «Год культуры в России», при поддержке Министерства культуры и туризма Тульской области. 5 сентября – «Метод Грёнхольма» по пьесе Жорди Гальсерана в постановке Явора Гырдева с участием заслуженных артистов России Сергея Чонишвили и Игоря Гордина. 6 сентября – фарс-детектив «Шведская спичка» по рассказу А.П. Чехова в постановке Никиты Гриншпуна с участием Юлии Пересильд, Евгения Ткачука, Владислава Абашина, Павла Акимкина и др.

8 сентября спектакль Тульского академического театра драмы «Нахлебник» по пьесе И.С.Тургенева открывает программу Второго молодежного форума-фестиваля СТД РФ «АРТМИГРАЦИЯ», который будет проходить на сцене Театрального центра СТД РФ «На Страстном» (г. Москва).

20 сентября состоится вторая премьера сезона – криминальная комедия «Пиковый валет» по повести Бориса Акунина (инсценировка и постановка художественного руководители театра Владимира Ветрогонова, художник Ольга Кулагина) в главный ролях заслуженный артист России Андрей Сидоренко, артисты Ольга Баурина, Юрий Богородицкий, Дмитрий Чепушканов, Сергей Сергеев, Мария Попова.

В октябре намечена премьера спектакля «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса в постановке Андрея Любимова, художник Ирина Блохина. В спектакле заняты заслуженная артистка России Ольга Красикова, артисты Сергей Пыжов, Мария Соловьева, Дмитрий Чепушканов.
13 и 14 октября на нашей сцене состоятся гастроли Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева с романтической музыкальной комедией «Европа подождет!» по пьесе Скриба «Стакан воды» и музыкальной комедией по пьесе Г. Квитка-Основьяненко «Шельменко-денщик».

17 октября состоится Бенефис двух ведущих артистов театра – народного артиста России Бориса Федоровича Заволокина и заслуженной артистки России Ольги Анатольевны Красиковой. В этот день юбиляры выйдут на основную сцену театра в трагикомедии по пьесе Ричарда Баэра «Смешанные чувства».

На 26 ноября намечена премьера детектива «Винная комедия» по пьесе Робера Ламуре «Супница» (режиссер Дмитрий Краснов, художник Ирина Блохина).

На гастролях в Калуге скончался артист Тульского драмтеатра

В этот день состоится Бенефис заслуженной артистки России Натальи Петровны Савченко, которая выйдет на сцену в главной роли Виолетты Десинь.

В новом сезоне театр приглашает туляков и гостей города на новый проект малой сцены – «Урок русской литературы в театре», приуроченный к объявленному в 2015 году «Году русской литературы». В репертуаре проекта спектакли «Воскресение» Л.Н. Толстого, «Нахлебник» И.С. Тургенева, «Последние» М. Горького. Планируются обсуждения спектаклей, встречи с актерами, экскурсии по театру по теме «Так создается спектакль», будет объявлен конкурс театральных рецензий с последующим награждением победителей и публикацией лучших рецензий.

В феврале 2015 года зрителей ждет встреча с комедией У. Шекспира «Укрощение строптивой» в постановке Андрея Любимова и художественным решением главного художника театра Александра Дубровина.

Предварительная продажа билетов на сентябрь уже открыта, сообщили ИА ТСН в театре. Касса работает ежедневно с 10.00 до 19.00.

Продажа и бронирование билетов через Интернет на сайте kassy.ru. Официальный сайт театра – tuldramteatr.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *